Психология общих способностей



27 страница


 

Понятие лкреативность» в контексте психологического знания приобрело  

значение только к началу 50-х годов.  

 

В 1950 году пионер в области креативности Дж. Гилфорд в обращении при  

вступлении в должность президента Американской психологической ассоциа-  

ции предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучении способно-  

сти к творчеству. По его оценке, лишь 0,2% всех опубликованных к 1950 году  

в Psychological Abstract резюме были посвящены психологии креативности.  

 

Как это ни удивительно, с 50-х годов положение изменилось крайне незначи-  

тельно. И многие психологи, в частности Стернберг, считают креативность лзо-  

лушкой» психологии. Хотя следует отметить, что в 50-е годы интерес к иссле-  

дованию творческих способностей несколько возрос: были созданы несколько  

лабораторий и институтов, стали выходить журналы и монографии, но, по оцен-  

кам Стернберга, всего лишь 0,5% статей в Psychological Abstract (с 1975 по  

1995 год) имели отношение к проблеме креативности. Из 1200 американских  

университетов, имеющих факультеты психологии, только в 76 читался курс по  

психологии креативности. Как правило, лабораторий по исследованию креатив-  

ности не открывают, исследовательских и преподавательских вакансий для спе-  

циалистов в области психологии творчества крайне мало.  

 

Исследования творческих способностей в Программе Американской психо-  

логической ассоциации помещены под рубрикой лПсихология искусства».  

В нашей стране (имеется в виду Россия) исследования по психологии творче-  

ских способностей проводятся в рамках программы лОдаренные дети», финан-  

сируемой Министерством общего и профессионального образования РФ.  

 

Публикации по креативности сосредоточены в двух крупных журналах:  

 

лThe Creative Behavior», основанном в 1967 году, и лThe Creativity Research  

Journal», который существует с 1988 года. Однако в первом журнале, ориенти-  

рованном на широкий круг читателей, преобладают теоретические и обзорные  

статьи. Второй журнал рассчитан на психологов-исследователей.  

 

Одной из причин такого отношения к психологии творческих способностей  

со стороны психологов-экспериментаторов являлась нечеткость определения  

креативности как способности и отсутствие методик для ее диагностики.  

 

лПсихометрическая революция» в исследованиях креативности началась в  

начале 60-х годов и до сей поры не окончена.  

 

Главными идеологами лпсихометрического» подхода к исследованию креа-  

тивности стали Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс.  

 

КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЖ. ГИЛФОРДА И Э.П.ТОРРЕНСА  

 

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой  

способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфор-  

да [29]. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель струк-  

 

184  

 

Глава 7  

 

туры интеллекта: материал х операции х результаты Д SOI (structure of the  

intellect).  

 

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мысли-  

тельных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление  

(схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу,  

надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В прин-  

ципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравне-  

ния), но это множество всегда ограничено.  

 

Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мыш-  

лению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоро-  

стными тестами IQ.  

 

Дивергентное мышление определяется как лтип мышления, идущего в раз-  

личных направлениях» (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьи-  

рование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и ре-  

зультатам.  

 

Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования  

и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Иссле-  

дователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способ-  

ностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на раз-  

личие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он  

отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как  

особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а  

не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент  

релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно  

концентрируется на решении проблем.  

 

Дальнейшие достижения в области исследования и тестирования креативно-  

сти связаны в основном с работой психологов Южнокалифорнийского уни-  

верситета, хотя весь спектр исследований креативности их деятельностью не  

ограничивается.  

 

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригиналь-  

ность Д способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;  

 

2) семантическая гибкость Д способность выявить основное свойство объекта и  

предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость Д  

способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем  

новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная  

гибкость Д способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентиро-  

ванной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности.  

Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: 1) способность к  

обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого  

числа идей; 3) гибкость Д способность продуцировать разнообразные идеи;  

 

4) оригинальность Д способность отвечать на раздражители нестандартно;  

 

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность ре-  

шать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.  

 

Общие творческие способности  

 

185  

 

На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники раз-  

работали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тес-  

тируют преимущественно дивергентную продуктивность.  

 

Приведем примеры тестов.  

 

1. Тест легкости словоупотребления: лНапишите слова, содержащие указан-  

ную букву» (например, ло»).  

 

2. Тест на использование предмета: лПеречислите как можно больше спосо-  

бов использования каждого предмета» (например, консервной банки).  

 

3. Составление изображений. лНарисуйте заданные объекты, пользуясь сле-  

дующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция.  

Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но  

нельзя добавлять другие фигуры или лишние».  

 

И так далее. Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 Д на  

вербальную креативность и 4 Д на невербальную креативность. Тесты предназ-  

начены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образова-  

ния. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0,9. Показатели их  

 

 

 

Рис. 39. Фигурный тест Торренса. Образец задании и пример обработки задании  

 

186  

 

Глава 7  

 

хорошо согласуются друг с другом (Анастази). Время выполнения тестов ог-  

раничено.  

 

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса  

[30]. Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по.  

развитию творческих способностей детей [31]. Его программа включала в себя  

несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи  

на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и  

сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренирова-  

лось конвергентное мышление (по Гилфорду).  

 

На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был  

развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуа-  

ции, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.  

 

Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить  

возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренин-  

гу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он  

начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс пони-  

мает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях,  

дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие про-  

блемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез,  

их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен  

тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торренс огра-  

ничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского универси-  

тета для своих целей.  

 

Торренс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому  

показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гил-  

форда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).  

 

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии:  

 

вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно сло-  

весное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словес-  

но-звуковое творческое мышление.  

 

1. Словесная шкала включает в себя семь заданий. В трех первых заданиях  

испытуемый должен задавать вопросы таким образом, чтобы полученные  

ответы помогли ему отгадать содержание загадочных изображений. Ис-  

пытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить  

ответ, перечислить все возможные причины и последствия ситуаций, изоб-  

раженных на рисунке. В 4-м задании фиксируются способы использова-  

ния игрушки в игре. В 5-м задании перечисляются возможные способы  

необычного употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются  

вопросы по поводу свойств тех же предметов, а в 7-м задании испытуе-  

мый должен рассказать обо всем, что может случиться, если возникнет  

какая-либо неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость и  

оригинальность ответа.  

 

Общие творческие способности __ 187  

 

2. Изобразительная шкала состоит из трех заданий. Первое задание состоит  

в том, что испытуемый должен на белом листе бумаги нарисовать картин-  

ку, используя данную фигуру. Во втором задании испытуемому предлага-  

ют дорисовать несколько линий, чтобы получились осмысленные изоб-  

ражения. В третьем задании испытуемого просят составить как можно  

больше изображений с помощью пары параллельных линий или кругов.  

Оценивается легкость, гибкость, оригинальность, точность.  

 

3. Словесно-звуковая шкала состоит из двух заданий, которые предъявляются  

путем воспроизведения магнитофонной записи. В тесте лЗвуки и образы»  

в качестве стимулов используются знакомые и незнакомые звуки. Во  

втором задании лЗвукоподражание и образы» используются звукоподра-  

жательные слова, имитирующие звуки, присущие какому-либо объекту (жи-  

вотному, механизму и т. д.). Испытуемый должен написать, на что похожи  

эти звуки. Оценивается оригинальность ответа.  

 

Надежность тестов Торренса (по данным автора) очень велика: от 0,7 до 0,9.  

Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные.  

 

В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более  

широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.  

 

Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие спе-  

цифике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности.  

Корреляции этих параметров внутри одного одного теста выше, чем корреляции  

аналогичных параметров разных тестов.  

 

Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предло-  

женных Торренсом. Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых  

заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тес-  

тов скоростного интеллекта. Гибкость оценивается как число переключении с  

одного класса объектов на другой в ходе ответов. Проблема заключается в  

разбиении ответов испытуемого на классы. Число и характеристика классов  

определяется экспериментатором, что порождает произвольность. Оригиналь-  

ность оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в  

однородной группе. В тестах Торренса принята следующая модель: если ответ  

испытуемого встречается менее чем в 1 % случаев, то он оценивается 4 балла-  

ми, если ответ встречается менее чем в 1-2 % случаев, испытуемый получает  

3 балла и так далее. Когда ответ встречается более чем в 6 % случаев, присва-  

ивается 0 баллов. Тем самым оценки оригинальности лпривязаны» к частотам  

ответов, которые дает выборка стандартизации. Опыт применения тестов Тор-  

ренса показывает, что влияние характеристик группы, в которой получены нор-  

мы, очень велико, и перенос норм с выборки стандартизации на другую (пусть  

аналогичную) выборку дает большие ошибки, а зачастую и просто невозможен.  

 

Точность в тестах Торренса оценивается по аналогии с тестами интеллекта.  

Исследования, проведенные аспиранткой института психологии РАН Е. Г. Алие-  

зой, показали, что оригинальность и беглость тесно коррелируют между собой:  

 

чем больше ответов, тем они оригинальнее, и наоборот.  

 

Глава 7  

 

188  

 

Успешность выполнения данных тестов определяется скоростными каче-  

ствами психики, и критики справедливо указывают на влияние скоростного ин-  

теллекта при решении тестов, диагностирующих, по мысли их разработчиков,  

креативность. Наиболее последовательную критику работ Гилфорда, Торренса и  

их последователей дали М. Воллах и Н. Коган [32]. В исследованиях Торренса и  

Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня,  

креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что  

у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц с  

высокоразвитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креатив-  

ности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая диверген-  

тная продуктивность. Торренс даже предложил теорию интеллектуального по-  

рога. Он полагает, что при IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное  

отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор.  

При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект  

становятся независимыми факторами [30].  

 

При этом корреляции между креативностью и интеллектом выше, если при  

тестировании в обоих случаях используется аналогичный материал (словесный,  

числовой, пространственный и пр.), и ниже, если материал тестов интеллекта и  

креативности разнороден.  

 

На первый взгляд эти результаты соответствуют гипотезе о парциальности  

креативности. Возможно, креативности как общего свойства не существует, она  

определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки  

мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на лпарциальных» интел-  

лектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный ин-  

теллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну).  

 

КОНЦЕПЦИЯ М. ВОЛЛАХА И Н. КОГАНА  

 

М. Воллах и Н. Коган считают, что перенесение Гилфордом, Торренсом и их  

последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креа-  

тивности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ,  

как и обычные тесты интеллекта (с поправкой на лшумы», создаваемые специфич-  

ной экспериментальной процедурой). Эти авторы высказываются против жест-  

ких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия  

правильности ответа, то есть отвергают такой критерий креативности, как точ-  

ность. В этом положении они ближе к исходной мысли Гилфорда о различии  

дивергентного и конвергентного мышления, чем сам ее автор. По мнению М. Вол-  

лаха и Н. Когана, а также таких авторов, как П, Верной и Д. Харгривс [38], для  

проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Желатель-  

но, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в  

обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный дос-  

туп к дополнительной информации по предмету задания.  

 

Общие творче»  

 

Многие;  

 

ная мотива!  

личности, :.  

 

Воллах.  

тивности. Г  

им было w  

вопрос. Те;  

 

участникап  

испытуемо:




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1744
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь