Психология общих способностей



26 страница


более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства.  

 

Эти данные и легли в основу предположения, что креативное поведение  

можно расположить в пространстве двух факторов. Первый фактор включает  

 

178  

 

Глава 7  

 

Общие творч-1  

 

изобразительное искусство, науку, инженерию, бизнес, видео- и фотодизайн. Вто-  

рой фактор включает музыку, литературу и дизайн одежды.  

 

Двухфакторная модель креативного поведения проверялась во множестве  

исследований. Выявлено, что факторы не являются ортогональными: г = 0,41.  

 

В одном из исследований на выборке 590 человек проверялась модель, пред-  

ложенная К. Тейлором: он выделил 8 областей проявления креативности.  

Использовался опросник ASAS (лArtistic and Scientific activities survey»). Он  

предназначен для выявления различий между новичками и профессионалами и  

призван охватить разнообразные сферы проявления творческой активности:  

 

1) искусство, 2) музыку, 3) театр, 4) науку и инженерию, 5) литературу, 6) бизнес,  

7) дизайн одежды, 8) видео- и фотодизайн. Результаты, полученные с помощью  

ASAS, коррелируют с показателями тестов креативности по Торренсу. Шкалы  

считаются консистентными (а Кронбаха от 0,8 до 0,68), общая согласованность Д  

0,69 [40].  

 

В результате эмпирического исследования вновь выявлены два фактора кре-  

ативного поведения. В первый фактор вошли изобразительное искусство, видео-  

и фотодизайн, музыка, литература, дизайн одежды, театр. Во второй фактор объ-  

единились наука, инженерия и бизнес. Причем корреляция между факторами  

равна 0,32.  

 

Следовательно, существует четкое разделение личностных проявлений твор-  

ческого поведения в искусстве и науке. Кроме того, деятельность бизнесмена  

более сходна с деятельностью ученого (по своим творческим проявлениям),  

потом с деятельностью художника, артиста, литератора и т. д.  

 

Не менее важен и другой вывод: личностные проявления креативности рас-  

пространяются на многие области человеческой активности. Как правило, твор-  

ческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается  

продуктивностью в других областях.  

 

Главное же в том, что ученые и бизнесмены в среднем лучше контролиру-  

ют свое поведение и менее эмоциональны и чувствительны, чем деятели искус-  

ства.  

 

Остановимся и сделаем некоторые выводы.  

 

Можно рассмотреть приведенные выше результаты исследований с точки  

зрения отношений уровня интеллекта и креативности у конкретной личности.  

 

В том случае, когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем  

креативности, творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, ак-  

тивен, эмоционально уравновешен, независим и пр. Наоборот, при сочетании  

креативности с невысоким интеллектом человек чаще всего невротичен, тре-  

вожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Сочетание  

интеллекта и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной  

активности.  

 

По крайней мере, заметно, что различные исследователи, приписывая совер-  

шенно противоположные черты творческим личностям, имеют дело с различны-  

ми типами людей (по классификации Когана и Воллаха) и переносят выводы,  

 

справедли]  

настоящег  

 

Являю!  

уравновет  

торым исл  

 

Возмо;:  

 

туального,,  

 

ЭКЗОПСИХИ1  

 

Возмо;:  

 

беда бесса  

 

Творча  

щенных ан  

тельствую)  

с 30 до 42  

 

Особо  

книге лВоз  

пользуемо;  

 

М. Зо]  

но эмоцио;  

 

Он пр1  

кончивши:  

 

Мендельс!  

(39), Эдга!  

Байрон (31  

едов (34),  

Чехов (43i  

далее...  

 

Воист]:  

 

го остано!;  

 

Дж. Дассе  

 

Почти  

надлежат  

критиков  

их прежд1  

пишет: лД  

не доказы:  

 

тойчивое  

 

Зощеь  

к выводу,,  

ческого п]  

 

Глава 7  

 

Общие творческие способности  

 

179  

 

дизайн. Вто-  

 

) множестве  

in: r = 0,41.  

лодель, пред-  

реативности.  

survey»). Он  

сионалами и  

активности:  

 

эу, 6) бизнес,  

е с помощью  

енсу. Шкалы  

юванность Д  

 

фактора кре-  

сство, видео-  

фактор объ-  

Х,у факторами  

 

1влений твор-  

ь бизнесмена  

роявлениям),  

 

гивности рас-  

:равило, твор-  

провождается  

 

а контролиру-  

еятели искус-  

 

аний с точки  

эй личности.  

жим уровнем  

н к среде, ак-  

[ри сочетании  

фотичен, тре-  

1Я. Сочетание  

2р социальной  

 

;исывая совер-  

[о с различны-  

носят выводы,  

 

справедливые для одного типа, на всю совокупность творческих людей прошлого,  

настоящего и будущего.  

 

Являются ли творческие люди с высоким уровнем интеллекта настолько  

уравновешенными, адаптивными и самореализующимися, как это кажется неко-  

торым исследователям?  

 

Возможно, борьба двух одинаково сильных начал: сознательного (интеллек-  

туального, рефлексивного) и бессознательного, (творческого) Д переносится из  

экзопсихического плана в эндопсихический (иначе Д интрапсихический):  

 

лС кем протекли его боренья?  

С самим собой, с самим собой...»  

 

Возможно, эта борьба и предопределяет особенности творческого пути: по-  

беда бессознательного начала означает торжество творчества и смерть.  

 

Творчество конечно во времени. Результаты десятков исследований, посвя-  

щенных анализу биографий ученых, композиторов, писателей, художников, свиде-  

тельствуют о том, что пик творческой активности человека приходится на период  

с 30 до 42-45 лет.  

 

Особое внимание проблеме жизни творческого человека уделил в своей  

книге лВозвращенная молодость» великий русский писатель М. Зощенко. Вос-  

пользуемся результатами его труда в дальнейшем изложении [27].  

 

М. Зощенко делит всех творцов на две категории: 1) проживших недолгую,  

но эмоционально насыщенную жизнь и умерших до 45 лет и 2) лдолгожителей».  

 

Он приводит обширный список представителей первой категории людей, за-  

кончивших жизнь в цветущем возрасте: Моцарт (36), Шуберт (31), Шопен (39),  

Мендельсон (37), Визе (37), Рафаэль (37), Ватто (37), Ван Гог (37), Корреджио  

(39), Эдгар По (40), Пушкин (37), Гоголь (42), Белинский (37), Добролюбов (27),  

Байрон (37), Рембо (37), Лермонтов (26), Надсон (24), Маяковский (37), Грибо-  

едов (34), Есенин (30), Гаршин (34), Джек Лондон (40), Блок (40), Мопассан (43),  

Чехов (43), Мусоргский (42), Скрябин (43), Ван Дейк (42), Бодлер (45) и так  

далее...  

 

Воистину: лЗадержимся на цифре 37», Д как пел В. Высоцкий, жизнь которо-  

го остановилась на второй роковой дате Д 42 года, как и жизни А. Миронова,  

Дж. Дассена, А. Богатырева и других.  

 

Почти все перечисленные композиторы, писатели, поэты, художники Д при-  

надлежат к лэмоциональному типу», может быть, за исключением российских  

критиков Д Добролюбова и Белинского. Зощенко ставит однозначный диагноз:  

 

их преждевременная смерть наступила от неумелого обращения с собой. Он  

пишет: лДаже смерть от эпидемического заболевания (Моцарта, Рафаэля и др.)  

не доказывает его случайности. Здоровый, нормальный организм оказал бы ус-  

тойчивое сопротивление для того, чтобы одержать победу над болезнью» [27].  

 

Зощенко разбирает ряд случаев гибели и самоубийств поэтов и приходит  

к выводу, что в каждом случае имело место следствие переутомления от твор-  

ческого процесса, неврастения и тяжелая жизнь. В частности, он указывает, что  

 

180  

 

Глава 7  

 

А.С.Пушкин за последние 1,5 года своей жизни сделал 3 вызова на дуэли:  

 

лнастроение искало объект». По мнению Зощенко, здоровье поэта с 1833 года  

изменилось очень резко, поэт был крайне утомлен и сам искал смерти. Трагедия  

постоянной творческой активности Д главная причина смерти Маяковского. По  

его собственным словам, в конце жизни голова его постоянно работала, усили-  

лась разбитость, появились головные боли и т. д.  

 

Творчество конечно во времени. Жизнь многих творцов продолжается и  

после того, как творческий источник иссякает. И Зощенко приводит еще один  

лмартиролог», список лмертвецов при жизни», разумеется Д творческих мертве-  

цов. Глинка, Шуман, Фонвизин, Дэви, Либих, Буало, Томас Мур, Вордсворт, Коль-  

ридж, прожив долго, перестали творить еще в молодые годы. Творческий период,  

как правило, завершается длительным упадком сил и депрессией. Это касается  

как поэтов, так и ученых. Великий химик Либих к 30 годам испытал полный  

упадок сил, а в 40 лет окончил работу, как и Дэви (жил до 53 лет, творческую  

активность окончил в 33 года). Аналогично: поэты Кольдридж в 30 лет оставил  

поэзию по болезни, Вордсворт окончил творческую деятельность к 40 годам и  

так далее. Депрессия в 37 лет поразила Глинку, Фонвизина, Леонида Андреева.  

 

Циклы творческой активности имеют глубокую психофизиологическую  

причину. И. Я. Перна, проанализировав биографии нескольких сот ученых, при-  

шел к выводу, что пик творческой активности, определенный по датам опублико-  

вания важнейших трудов, свершений, открытий и изобретений, приходится на  

39 лет. После этой даты следует либо медленный, либо очень быстрый, лобваль-  

ный», спад творческой активности.  

 

Возможно ли сочетание долгой жизни и творческого долголетия? По мнению  

Зощенко, и с ним трудно не согласиться, те люди, у которых творческая актив-  

ность сочетается с высоким уровнем интеллекта, рефлексии и саморегуляции,  

живут долго и продуктивно потому, что их жизнь подчинена ими же созданному  

строгому распорядку. Рецепт творческого долголетия Д точность, порядок и  

организация. Для того чтобы максимально продлить творческую активность  

(нерегламентированную по своей природе), нужно максимально регламентиро-  

вать жизнедеятельность.  

 

Другой автор, польский литературовед Я. Парандовский [28] приходит к ана-  

логичному выводу, анализируя жизнь творческих людей. Хотя творчество осно-  

вывается на вдохновении и ведет к непрерывной (лвзахлеб») работе (Лейбниц не  

вставал из-за стола по несколько суток, Ньютон и Ландау забывали обедать  

и т. д.), но с годами приходят регулярность и дисциплина занятий, и творчество  

превращается в труд. Однако никто из творцов с регулярной деятельности не  

начинает. Может быть, парадокс ранней смерти многих творцов и заключается  

в отсутствии психологических предпосылок для саморегуляции. С годами твор-  

ческие и жизненные силы иссякают и для их восстановления и сохранения  

требуются внешние (регламент) и внутренние (саморегуляция) усилия.  

 

Приводим, вслед за Зощенко, список творческих долгожителей (в скобках Д  

число прожитых лет): Кант (81), Толстой (82), Галилей (79), Гоббс (92), Шеллинг  

 

 

 

Общие творческие способности  

 

Глава 7  

 

181  

 

э на дуэли:  

 

с 1833 года  

и. Трагедия  

овского. По  

гала, усили-  

 

олжается и  

IT еще один  

 

Хких мертве-  

.сворт, Коль-  

:кий период,  

 

Хто касается  

[тал полный  

 

творческую  

лет оставил  

 

40 годам и  

la Андреева.  

элегическую  

/ченых, при-  

IM опублико-  

иходится на  

ый, лобваль-  

 

1 По мнению  

еская актив-  

юрегуляции,  

 

Х созданному  

>, порядок и  

 

активность  

ггламентиро-  

 

[ходит к ана-  

чество осно-  

(Лейбниц не  

зали обедать  

и творчество  

гельности не  

заключается  

годами твор-  

 

сохранения  

илия.  

 

в скобках Д  

?2), Шеллинг  

 

(80), Пифагор (76), Сенека (70), Гете (82), Ньютон (84), Фарадей (77), Пастер (74),  

Гарвей (80), Дарвин (73), Спенсер (85), Смайлс (90), Платон (81), Сен-Симон (80),  

Эдисон (82). Нетрудно заметить, что в списке преобладают великие философы,  

ученые-теоретики и создатели экспериментальных научных школ, а также писа-  

тели-интеллектуалы с философским складом ума.  

 

Мысль, а точнее Д высокий интеллект, продлевает жизнь. Если жизнь не  

прерывает война или концлагерь.  

 

Эмпирическая психология также не осталась в стороне от этой проблемы.  

Продуктивность научного творчества стала предметом исследования не так дав-  

но. По мнению многих авторов, начало наукометрического подхода к проблеме  

возрастной динамики творчества связано с работами Г. Лемана.  

 

В монографии лВозраст и достижения» (1953) он опубликовал результаты  

анализа сотен биографий не только политиков, писателей, поэтов и художников,  

но и математиков, химиков, философов и других ученых.  

 

Динамика достижений представителей точных и естественных наук такова:  

 

1) подъем от 20 до 30 лет; 2) пик продуктивности в 30-35 лет; 3) спад к 45 годам  

(50% от первоначальной продуктивности); 4) к 60 годам утрата творческих  

способностей. Качественное снижение продуктивности предшествует количе-  

ственному спаду. И чем более ценен вклад творческой личности, тем выше  

вероятность, что творческий пик пришелся на молодой возраст. Выводы Лемана  

о значимости вклада личности в культуру базировались на подсчете числа строк,  

посвященных им в энциклопедиях и словарях [41]. Позже Е. Клег анализировал  

словарь-справочник лАмериканцы в науке» и пришел к выводу, что спад твор-  

ческой продуктивности у наиболее выдающихся ученых начинает наблюдаться  

не раньше 60 лет.  

 

Среди российских ученых впервые (задолго до работ Лемана) к проблеме  

возрастной динамики творчества обратился И. Я. Перна. В 1925 году он опубли-  

ковал работу лРитмы жизни и творчества». По данным Перна, пик творческого  

развития приходится на 35-40 лет, именно в это время крупный ученый публи-  

кует обычно свою первую работу (средний возраст Д 39 лет). Наиболее рано  

пик творческих достижений наблюдается у математиков (25-30 лет), затем  

идут физики-теоретики и химики (25-35 лет), затем Д представители других  

естественных наук и физики-экспериментаторы (35-40 лет), позже всех пик  

творчества наблюдается у гуманитариев и философов. За пиком следует неми-  

нуемый спад, хотя при этом чередуются взлеты и падения продуктивности [42].  

 

Одно из последних исследований возрастной динамики творческой продук-  

тивности ученых провели Л. А. Руткевич и Е. Ф. Рыбалко [43]. Они основыва-  

лись на анализе биографий и творческих достижений ученых. Были выделены  

две группы: в группу А вошли 372 самых знаменитых, по мнению авторов  

исследования, ученых и деятелей искусства; в группу В Д 419 известных, но не  

столь знаменитых представителей лтворческих профессий».  

 

В группе А спад творческой активности наблюдался редко, а в группе В он  

наблюдался во всех профессиональных группах (особенно Д в группе предста-  

 

182  

 

Глава 7  

 

вителей точных наук). Представители группы А дольше учатся, чем представи-  

тели группы В, но и период наивысшей творческой продуктивности у них значи-  

тельно продолжительнее. И вместе с тем наиболее выдающиеся люди раньше  

начинают творческую деятельность, чем менее выдающиеся.  

 

Многие авторы считают, что существуют два типа творческой продуктивно-  

сти в течение жизни: первый приходится на 25-40 лет (в зависимости от сферы  

деятельности), а второй наблюдается в конце четвертого десятилетия жизни с  

последующим спадом после 65 лет.  

 

У наиболее выдающихся деятелей науки и искусства не наблюдается и уста-  

новленный во многих исследованиях типичный спад творческой активности пе-  

ред смертью.  

 

Творческую продуктивность проявляют до глубокой старости люди, сохра-  

нившие свободомыслие, независимость взглядов, то есть качества, присущие юно-  

сти. Кроме того, творческие личности сохраняют высокую критичность по отно-  

шению к своим трудам. В структуре их способностей оптимально сочетаются  

способность к творчеству с рефлективным интеллектом.  

 

Подведем итоги. Особенности взаимодействия сознания и бессознательного,  

а в наших терминах Д субъекта сознательной деятельности и бессознательного  

творческого субъекта Д определяют типологию творческих личностей и осо-  

бенности их жизненного пути.  

 

Доминирование креативности над рефлективным интеллектом может при-  

вести к творческому спаду и сокращению времени жизни. Время дороже денег,  

поскольку его дается человеку в обрез.  

 

 

 

Возраст  

в Оесяти-  

тиях  

 

Н Д гуманитарии  

 

S Д ученые  

 

А Д деятели искусств  

 

Рис. 38. Процентное соотношение общей продуктивности творческих людей  

 

в зависимости от сферы деятельности и возраста (по Botwinick J. Cognitive process in  

 

maturity and old age. N.Y.: Springer, 1967)  

 

Общие творческие способности  

 

183  

 

КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 668
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь