Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе



12 страница


ком, где находишься ты.  

 

 

 

17. Теперь на этом рисунке размести несколько  

человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Пйд.  

пиши, что это за люди.  

 

 

 

1 -  

 

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-т  

получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хо-  

тел видеть на его месте? А может, тебе все равно?  

Напиши.  

 

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь д1  

леко от своих родных. По кому бы ты тосковал силнф  

всего? Напиши ниже.  

 

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозня  

крестиком, где находишься ты.  

 

 

 

21. С  

 

?.1. кем ты любишь играть? С товарищами твосг(  

возраста? Младше тебя? Старше тебя? Подчеркни олш  

из возможных ответов.  

 

22. Это площадка для игр. Обозн  

.я ты.  

 

где <аходпшь.  

 

33. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвест-  

тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.  

 

 

 

 

 

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил  

игры. Обозначь, где ты.  

 

аш йша  

 

__ 1--- -  

 

ЬШ  

Ш  

 

27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Под-  

сркни один из ответов  

 

ответов.  

 

2. Эти люди стоят вокруг стола, и опп из них что-  

то объясняет. Ты находншья среди тех, которые слуша-  

ют. Обозначь, где ты  

 

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног.  

Что будешь делать: будешь плакать? пожалуешься учи-  

телю? ударишь его? сделаешь ему замечание? не ска  

жешь ничего? Подчеркни один из ответов  

 

 

 

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-т  

говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди ни  

Обозначь крестиком, где ты. ;?  

"1  

 

30. Во время прогулки все расположились на тра-  

ОГ><).;11;1Ч1>, 1, находишься 11>1.  

 

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где  

 

 

 

-,  

 

и "- 7 } - С г. "  

 

 

 

 

 

О  

 

 

 

 

33. Одни нз товарищей смеется над тобой. Что бу-  

дешь делать? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам  

будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бигь?  

Подчеркни один нз этих ответов.  

 

34. Один из товарище)! смеется над твоим другом.  

Что сделашь? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам  

будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить?  

Подчеркни один нз ответов.  

 

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что  

будешь делать? Плакать? Жаловаться? Кричать? Попы-  

таешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один  

113 этих ответов.  

 

3<). Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую  

игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен?  

Что будешь делать? Плакать? Продолжать играть даль-  

ше? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни  

"лнн 113 этих ответов.  

 

3/. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь  

-ать? Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь пла-  

ъ Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки зап-  

РЦению? Подчеркни один из ответов.  

 

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Чго бу-  

ь делать? Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь  

знать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки  

"Рнеиню? Подчеркни один из этих ответов.  

 

39. Учитель ьышел и донсри.ч г(-бс надзор да к.шс-  

сом. Способен .ли ты выполнить это поручение? Напиши  

ниже.  

 

10. Ты пошел в кино вместе со сноси ссмьеи. В ки-  

нотеатре много свободных мест. Где сядешь ты? Где ся-  

дут те, кто пришел вместе с тобоп?  

 

/Л-:.Т-1Т:-11  

- -- -14 -  

 

.Г.._1.,1 1.  

 

- 1-Г.т< ---- г- 1..."4 1 V 1 {  

рТ"П-7  

/ / / /г. -  

1 1: .1.1 >!  

 

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родстве  

пики уже заняли свои места. Обозначь крестиком, г  

сядешь ты.  

 

Т1ПТ,ТЦ-Т1=1, 1  

 

шГ 1 Т 1  

 

--ГГ~ГРЗ~11~Т-Т-1~~1 1  

 

1. 1 НЛР"<А АЫУ> V  

 

-/У- - - -Т<ГУТ 1  

и) _ ( УП 1  

-- 1 ,  

 

-ц  

 

гнУгШ:  

 

4. Графические тесты <ДОМ-ДЕРЕВО-  

ЧЕЛОВЕК> и их психологическая интерпретация  

 

Графические методы, относясь к классу проектив-  

ных, дают человеку возможность самому проецировать  

реальность и по-своему интерпретировать ее. Одним из  

информативных и удобных для использования в прак-  

тике школьной психодиагностики являются тесты  

<Дом-дерево-человек> (в дальнейшем - ДДЧ)-  

 

Эта проективная методика исследования личности  

была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназна-  

чен как для взрослых, так и для детей, возможно груп-  

повое обследование. Выбор названных предметов для  

рисования автор обосновывает тем, что они знакомы  

каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты  

для рисования, стимулируют более свободные словесные  

высказывания, нежели другие объекты. Поэтому мето-  

дику успешно можно проводить во время первого кон-  

сультативного занятия.  

 

Проективные способности теста ДДЧ обусловлены  

неопределенностью предъявляемого стимула. Слова  

<дом>, <дерево>, <человек> не специфичны и поэтому  

при выполнении задания испытуемый вынужден проеци-  

ровать свое представление каждого объекта и свое  

отношение к тому, что данный объект символизирует  

для него. Кроме того, сами стимульные слова не только  

являются названиями классов объектов, но и несут  

определенные эмоциональные нагрузки. По мнению  

Дж. Бука каждый рисунок - это своеобразный авто-  

портрет, детали которого имеют личностное значение.  

По рисункам можно судить об аффективной сфере  

иости, ее потребностях, уровне психосексуального  

Развития и т. д.  

 

Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку  

редлагается немелованная бумага, простой карандаш.  

"андартный лист для рисования складывается попо-  

. На первой странице в горизонтальном положении  

ерху печатными буквами написано <ДОМ>, на вто-  

дд третьей - в верхней позиции каждого листа соот-  

стри"о <ДЕРЕВО> и <ЧЕЛОВЕК>, на четвертой  

цр - фамилия и имя испытуемого, возраст (лет,  

йия проведения исследования. Для рисова-  

ычно используется простой карандаш 2М, так как  

 

при употреблении такого типа карандаша наиболее  

ярко видны характер линий и изменения в силе нажима.  

 

Обследуемому ребенку предлагается нарисовать  

как можно лучше дом, дерево и человека. На все уточ-  

няющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он  

может рисовать так, как ему хочется, как ему нравится.  

 

Само выполнение теста состоит из двух частей -~..  

процесса рисования и беседы после него. Богатую ин->  

формацию дает также наблюдение за тем, как ребенок>  

рисует. Рекомендуется фиксировать спонтанные выска-  

зывания, комментарии, отмечать какие-либо непривыч-,  

иые движения. Когда ребенок кончает рисовать, ему,  

задается ряд вопросов о его рисунках. Опрос начинает-.,;  

ся, как правило, с рисунка человека. Например, спра-  

ндивается, кого он нарисовал, возраст нарисованного  

мальчика или девочки, что он делает, какое у него на-д,  

строение, напоминает он кого-нибудь из его знакомыД  

Обычно опрос о рисунках перерастает в беседу о жиз-  

ценных представлениях ребенка.  

 

Качественный анализ рисунков проводится с уче-  

том их формальных и содержательных аспектов. Ин  

формативными формальными признаками рисунку  

считаются, например, расположение рисунка на лист  

бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его велЦ  

чина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаш  

стирание рисунка или его отдельных частей, выделен  

отдельных деталей рисунка. Содержательные аспекту  

включают в себя особенности движения и настроен  

нарисованных объектов, д  

 

Для анализа рисунков используется три аспекта оце  

ки - детали рисунков, их пропорции и перспектив  

Считается, что детали рисунка представляют осознан  

и заинтересованность человека в каждодневной жизне  

ной ситуации. Испытуемый может показать в свое  

рисунке, какие детали имеют для него личностную зя  

чимость двумя способами: позитивными (если во вреЩ  

работы над рисунком ребенок подчеркивает или ст  

рает некоторые детали рисунка, а также если он возвр"  

шается к ним) или негативными (если пропускает с  

новные детали рисунка, рисуемых объектов). Интерпр  

тация таких значимых деталей может выявить некоМ  

рые конфликты, страхи, переживания рисующего. .1  

интерпретировать значение этих деталей следует с уЯ  

том целостности всех рисунков, а также в сотрудник  

 

.(це с рисующим, так как символическое значение  

деталей часто бывает индивидуальным. Например, от-  

.уп-твне таких основных деталей рисунка человека, как  

)пг или глаза, может указывать на определенные труд-  

но тн в человеческом общении или его отрицание. В про-  

йденном нами исследовании было отмечено, что дети,  

радающие ювенильным ревматоидным артритом, чаще  

рисуют детей с руками, спрятанными за спину, а также  

(,ея ног или с каким-либо образом выделенными рука-  

мп II ногами. Это указывает на переживание детей в  

сиязп с болезненностью сустанов, их частой дефор-  

мацией.  

 

Пропорции рисунка иногда отражают психологи-  

иескую значимость, важность и ценность вещей, ситуа-  

ции или отношений, которые непосредственно или  

символически представлены в рисунке дома, дерева и  

человека. Пропорция может рассматриваться как отно-  

шение целого рисунка к данному пространству. Напри-  

мер, очень маленький рисунок человека может показать  

чувство неадекватности субъекта в его психологическом  

окружении или желание аутически выйти из фрустри-  

рующей ситуации. Считается, что перспектива показы-  

вает более сложное отношение человека к его психоло-  

гическому окружению. При оценке перспективы  

внимание обращается на положение рисунка на листе  

по отношению к зрителям (взгляд сверху или снизу),  

взаимное расположение отдельных частей рисунка, дви-  

жение нарисованного объекта. Например, человек,  

нарисованный в движении (бегущий, танцующий,  

"грающий), чаще всего показывает активное, творче-  

ское отношение ребенка к своей жизни.  

 

Для количественной оценки теста ДДЧ общеприня-  

тые качественные показатели были сгруппированы в  

следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность;  

тревожность; 3) недоверие к себе; 4) чувство непол-  

"""ости; 5) враждебность; 6) конфликт (фрустра-  

""); 7) трудности в общении; 8) депрессивность. Каж-  

ьи симптомокомплекс состоит из ряда показателей, ко-  

ЇРЫе оцениваются баллами. Если показатель отсутст-  

д ставится нуль во всех случаях, присутствие некото-  

признаков оценивается в зависимости от степени  

1ности. Так, наличие облаков на одном рисунке  

все "Ут оценено в 1 балл, на двух-в 2 балла, а на  

Рх - 3 балла по симптомокомплексу <тревож-  

 

 

 

пость>. При наличии большинства признаков ставится  

одни или два балла в зависимости от значимости дан-  

ного признака в интерпретации отдельного рисунка или  

всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие  

основных деталей лица (глаз, рта, носа) - 2 балла  

(снмптомокомплекс <трудность в общении>), факт изо-  

бражения человека в профиль в том же симптомоком.  

лексе - 1 балл. Выраженность симптомокомплекса по-  

казывает сумма баллов всех показателей данного симд,  

томокомплекса.  

 

Таблица симптомокомплексов теста  

<ДОМ - ДЕРЕВО - ЧЕЛОВЕК>  

 

Спчптомоколшленс  

 

 

11/11  

 

СИМПТОМ  

 

10 Подчеркнутая линия осно-  

вания  

 

11 Толстая линия фундамента  

 

дома.  

12 Рисунок начат со ступней  

 

и ног  

1й Интенсивно затушеванные  

 

ролосы  

 

14 Беспорядочно повторяюща-  

яся листва  

16 Другие возможные признаки  

 

0,1,2,3  

О, 1  

О, 1  

0,1  

0,1  

0,1  

 

1 <>  

Симптомокомплекс ";"  

 

Незащищен-  

ность  

 

Тревожность  

 

Симптом  

 

1 Рисунок в самом центре  

 

чиста  

 

2 Рисунок в верхнем углу  

 

листа  

 

3 Дом, дерево - с самого  

 

.краю  

 

4 Рисунок внизу листа  

 

5 Много посторонних деталей  

Дерево на горе  

 

Очень подчеркнутые корни  

Лицо неясное, тусклое  

 

Непропорционально длинные  

руки  

 

10 Широко расставленные ноги  

 

11 Другие возможные признаки  

 

1 Облака, тучи  

 

2 Выделение отдельных частей,  

деталей  

 

3 Ограничение пространства  

 

4 Недостаток симметрии  

 

5 Штриховка  

 

Линия с сильным нажимом  

Много стирания  

Мертвое дерево  

Большой человек  

 

Недоверие н  

себе  

 

ЧуБтво  

неполноценности  

 

Деоность  

 

О, .2  

0,1  

0,2  

 

0,1  

0,1  

 

1 Очень слабая линия рисунка  

а Дом .с краю листа  

 

3 Туловище, недропорциопаль-  

ио меленькое  

 

4 Слабая линия ствола  

 

5 Очень маленькая дверь  

 

6 Одномерное дерево и,  

 

7 Самооправдыва.ющпе оговор- 0,1  

ки во время рисования, при-  

крывание рисунка рукой  

 

8 Другие возможные признаки 0,1  

 

1 Рисунок очень маленький  

3 Отсутствие руки, ноги  

 

-.- -,--, "" ".1-  

 

3 Непропорционально короткие 0, 1  

руки  

 

4 Руки за спиной или в кар- 0, 1  

манах  

 

5 Непропорционально узкие 0.1  

 

йлечи  

С Непропорциоиально боль 0, 1  

 

шие веки  

 

7 Нелропорционалыго круп- 0. 1  

ные двумерные листья  

 

Я Дерево, умершее от гниения 0, ]  

9 Другие воюжные признаки 0. 1  

 

1 Отсутствш. окон 0. 2  

 

2 Окна осз рам 0. 1  

 

3 Ноги акцентированы 0, 1  

 

4 Замочная скважина на двери 0, 1  

 

5 Очень большое дерево 0, 1  

 

0,1,2,3  

О, а  

 

Спмптомокомплекс  

 

М  

п/п  

 

С и м п т о  

 

Симптомокомилокс 1 /  

 

Конфликт  

{фрустра.ция)  

 

Трудности  

общения  

 

6 Дерево с краю листа 0, 1.  

 

7 Ствол явно больше листвы 0,1  

(в 2-3 раза)  

 

8 Человек изображен с за- 0,1  

тылка  

 

9 Двери с большим замком 0, 1  

Ветки двух измерений, как 0, 1  

пальцы  

 

Глаза - пустые глазницы 0, 2  

12 Длинные острые пальцы 0,2  

13 Оскал, видны зубы 0, 1  

 

14 Агрессивная позиция чело- 0,2  

века  

 

15 Пустая закрытая листва (пус- 0, 1  

той круг)  

 

16 Другие возможные признаки  

 

10  

 

11  

 

1 Ограничение пространства  

 

2 Перспектива снизу (взгляд  

червя)  

 

3 Перерисовывание объекта  

 

4 Отказ рисовать какой-либо  

объект  

 

5 Дерево как два дерева  

 

6 Острая листва (узкая вер-  

шина)  

 

Подчеркнутая талия  

Отсутствие трубы на крыше  

Очень густой дым  

Против ореч твое т ь рисунки  

и высказывания  

 

Явное несоответствие каче-  

ства одного из рисунков  

12 Другие возмояуные признаки  

 

0. 1,2,3  

0,1,2,3  

 

О, 2  

0,2  

 

 

"Я  

 

7  

 

8  

О  

10  

 

1 Отсутствие двери  

 

2 Очень маленькая дверь  

;3 Отсутвне окон  

1 Окна - отве.рсти;1 без рам  

 

5 Излишне закрытые окна  

 

6 Выделенное лицо  

 

7 Лицо, нарисованное пос- 0,1  

ледним  

 

; Отсутствие основных дета-  

лей лица  

 

10  

 

11  

 

12  

 

18  

 

14  

 

15  

 

16  

 

Человек, нарисованный схе-  

матично, из палочек  

Дом, человек в профиль  

Дверь без ручки  

Руки в оборонительной по-  

зиции  

 

Ствол, висящий над почвой  

Ступени, ведущие в глухую  

стену  

 

Отсутствие ветвей у дерева  

Высказывания о нарисован-  

ном человеке как об одано-  

ном  

 

Дспрсссивность  

 

17  

 

1  

 

2  

 

3  

4  

 

Другие возможные признаки  

 

Помещение рисунков в са-  

мый нпз листа  

Вид дерева или дома свер-  

ху  

 

Линия основания, идущая  

вниз  

 

Линия, слаоеющая в процес-  

се рисования  

 

Сильная усталость после  

рисования  

 

Очень маленькие рисунки  

Другие возможные признаки  

 

Интерпретировать рисунки дома, дерева и человека  

можно только тогда, когда ребенок их нарисовал в  

стандартно тестовой ситуации. Можно, конечно, психо-  

"огичсски информативно использовать и другую изобра-  

чтельную деятельность ребенка, но в этих случаях по-  

льзуются несколько другие методы интерпретации.  

пример, если ребенок во время теста рисует только  

м или дом в каком-либо пейзаже, то понятно, что  

нки расположения дома на листе, его величины, нер-  

"тивы II дополнительных деталей будут существенно  

Различаться.  

 

При интерпретации места ДДЧ необходимо исхо-  

из целостности всех рисунков. Наличие только од-  

 

0, 2  

0,2  

 

0. 1  

0,1  

0, 1  

 

0, 1  

0, 1  

 

0, 1  

0, 1  

 

0, 1  

0, 1, 2. 3  

0, 1  

0, 1  

0,2  

0, 2  

 

0,.2  

0 2  

 

ноге) признака не свидетельствует о наличии определен-  

ной психологической особенности личности. Возникаю-  

щие гипотезы интерпретации можно тут же проверить  

в беседе с ребенком. Избегая явной оценки выявленных  

психологических особенностей, можно попытаться наме-  

тить пути самовоспитания ребенка.  

 

Тесты ДДЧ особенно целесообразно применять в на-  

чале психологической консультации, потому что он мо-  

жет показать, какова основная проблема исследуемого  

ребенка: эмоциональная или в сфере интеллектуально-  

го развития.  

 

5. Проективный тест <РИСУНОК СЕМЬИ>  

 

Идея использования рисунка семьи для диагностики  

внутрисемейных отношений возникала у ряда исследова-  

телей: В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кормана, Р. Берн.  

са и С. Кауфмана и др. Весьма подробно особенности  

диагностической процедуры данной методики и порядо  

интерпретации освещены в работах Т. Г. Хоментаус  

каса. 8  

 

Методика <Рисунок семьи> доступна и удобна в




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 636
Категория: Возрастная психология, Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь