Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе



15 страница


 

Протоколы каждого исследованного ребенка под-  

вергаются качественному и количественному анализу.  

 

Количественный анализ.  

 

На основании данных протокола вычисляется ин-  

декс тревожности ребенка (ИТ), который равен процен-  

тному отношению числа эмоционально-негативных вы-  

боров (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):  

 

ИТ=-  

 

х100%  

 

число эмоционально-негативных выборов  

14  

 

По ИТ дети в возрасте от 4 до 7 лет подразделяют-  

ся на три группы:  

 

а) Высокий уровень тревожности - ИТ выше 50Ї/п.  

б) Средний уровень тревожности - ИТ от 20% до 50%;  

в) Низкий уровень тревожности - ИТ от 0 до 20%.  

 

Качественный анализ.  

 

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Де-  

лаются выводы относительно возможного характера  

Эмоционального опытя ребенка и данной (и подобной  

1) ситуации. Особенно высоким проектным значением  

"гадают рисунки 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать  

" одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве): дети, дела-  

Щче в этих ситуациях отрицательный эмоциональный  

бор. с высокой степенью вероятности будут обладать  

ивысшим индексом тревожности. Дети, делающие от-  

РЧнательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (Ре-  

 

 

 

бенок и мать с младенцем), 7 (Умывание), 9 (Игнорц<  

рование) и 11 (Уборка игрушек) с большей вероятное>  

тью будут обладать высоким или средним индексом  

тревожности.  

 

Наибольший уровень тревожности проявляется в си.  

туациях, моделирующих отношения <ребенок-ребенок>  

(Игря с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со  

старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция).  

Здесь имеет место наибольшее число отрицательных  

эмоциональных выборов, причем старшие дети (5-7  

лет) проявляют уровень тревожности выше, чем млад.  

шие. Значительно ниже уровень тревожности в рисуй.  

ках, моделирующих отношения <ребенок-взрослый> (Ре.  

бенок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ре.  

бенок с родителями) и в ситуациях, моделирующих пов.  

седневные действия (Одевание. Уклядывание спать и  

одиночестве. Умывание. Уборка игрушек. Еда в одино-  

честве).  

 

Опробация методики показала высокий уровень ее  

надежности и валидности. Уровень тревожности, опре-  

деляемый на основании теста высоко коррелирует с  

уровнем тревожности, полученным на основании отзы-  

вов воспитателей дошкольных учреждений и учителей  

начальных классов.  

 

Экспериментальные рисунки представлены на еле>  

дующих страницах (с. 131-144).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<у  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кз  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и  

 

 

 

т  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

В практике современной школы накопилось мно-  

жество актуальных животрепещущих проблем. Сегод-  

няшнему учителю больше всего нехватает знаний и  

умений реализовать в учебно-воспитательной деятель-  

ности чрезвычайно важную и необходимую в профес-  

сиональной работе психодиагностическую функцию, в  

основе которой лежит принцип личностно-гуманного  

подхода к ребенку - человеку растущему, изменяюще-  

муся и находящемуся в постоянном движении.  

 

Об этом ярко и глубоко психологично писал Лев  

Толстой: <Одно из самых обычных и распространенных  

суеверий то, что каждый человек имеет свои определен-  

ные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный,  

глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают  

такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще  

бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энер-  

гичен, чем апатичен и наоборот... Люди, как реки: вода  

во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая  

река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то ти-  

хая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так  

и люди>.  

 

В реализации психодиагностической функции вели-  

ка роль учителя начальных классов, ибо он является  

основным субъектом школьной психодиагностики. Без-  

условно, многое зависит от содружества практического  

психолога с учителем, от их психодиагностического  

мышления и личного творческого начала в сложной  

паке человековедения.  

 

Приложение 1.  

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ  

ДОКТОРА БЕНДЖАМИНА СПОКА  

 

Кннга доктора Спока <Ребенок и уход за ним>),  

написана живым языком в виде непосредственных за-  

душевных бесед с родителями, принесет мамам и па-  

нам, дедушкам и бабушкам большую пользу. Доктор  

Спок не только педиатр, он психолог И психотерапевт,  

он - большой гуманист, который убеДи в том, что  

нет плохих детей, как нет и похожих родителей. По-  

разному протекают болезни у детей, различные формы  

в разных семьях приобретают и проблемы воспитания.  

 

Мы советуем родителям прочитать книгу Бенджа-  

мина Спока <Ребенок и уход за ним>, из которой, при-  

водим небольшие фрагменты из главы <От шести до  

одиннадцати>.  

 

Надеемся, что это принесет пользу только роди-  

телям, но и учителям начальной школы.  

 

Приспособление к окруму  

миру  

 

После 6 лет многое меняется. Ребенок становится  

более независимым от родителей, иной Р даже нетер-  

пеливым. Растет его чувство ответственности по отно-  

шению к тем делам и вещам, которые представляются  

ему важными. Его совестливость подчас становится му-  

чительной. Его начинают интересовать такие вещи, как  

арифметика, устройство мотора и т. д. Короче говоря,  

он эмансипируется от семьи, чтобы занять свое место  

равноправного гражданина в обществе.  

 

Для контраста вспомните ребенка от 3 до 5 лет.  

Он открыто обожает своих родителей. Он верит им на  

слово, что хорошо, что плохо, подражает им в манерах  

за столом, с удовольствием носит то, что на него наде-  

нут. Он употребляет слова, которые сль>T"т от родите-  

лей. хотя не все ему понятны.  

 

Независимость от родителей. Посл Ь лет ребенок  

продолжает глубоко любить своих родителей, но ста-  

рается этого не показывать. Ему не травится, когд  

его целуют, по крайней мере при людЯ- Ребенок хо  

 

Спок Еенджемин. Реленок и уход за п>- М-, 1970.  

 

лодно относится и к другим людям, кроме тех, кого он  

считает <замечательными людьми>. Он не хочет, чтобы  

его любили как собственность, или как <очаровательное  

дитя>. Он приобретает чувство собственного достоинст-  

ва и хочет, чтобы его уважали. Стремясь избавиться от  

родительской зависимости, он чаще всего обращается  

за идеями и знаниями к взрослым людям вне семьи,  

которым он доверяет. Если он узнает от своего любимо-  

го учителя по естествознанию, что красные кровяные  

шарики больше, чем белые, то отцу никакими силами  

не удастся убедить его, что это не так. То, чему учили  

его родители, не забыто, более того, их принципы доб-  

ра и зла засели так глубоко в его душе, что он считает  

их своими идеями. Но он сердится, когда родители на-  

поминают ему, что он должен делать, так как сам знает  

[1 хочет, чтобы его считали сознательным.  

 

Плохие манеры. Ребенок перестает пользоваться  

слишком <взрослыми> словами и стиль его речи ста-  

новится грубоватым. Он хочет носить только такую  

одежду и прическу, как другие ребята. Он может нароч-  

но ходить с расстегнутым воротником и расшнурован-  

ными ботинками. Он может совершенно забыть, как  

правильно есть за столом, садиться за стол с грязными  

руками, набивает рот или ковыряет вилкой в тарелке.  

Он может рассеянно бить ногой по ножке стула, бро-  

сать пальто на пол, хлопать дверьми или забывать зак-  

рывать их за собой. Он меняет пример для подражания:  

раньше он подражал взрослым, а теперь - своим  

сверстникам. Он заявляет о своем праве на независи-  

мость от родителей. И совесть его чиста, так как он не  

делает ничего такого, что нехорошо с моральной точки  

зрения. Эти плохие манеры и плохие привычки очень  

расстраивают родителей. Они думают, что ребенок за-  

был все, чему его так долго учили. На самом деле эти  

перемены доказывают, что ребенок навсегда усвоил,  

что такое хорошее поведение, иначе он не стал бы про-  

тив него восставать. Когда ребенок почувствует, что он  

утвердил свою независимость, хорошее поведение вер-  

нется. А тем временем хорошие родители могут утешать-  

ся тем, что их ребенок нормально развивается.  

 

Конечно, не каждый ребенок становится непослуш-  

ным в этом возрасте. Если родители - общительные  

люди и у ребенка хорошие отношения с ними, то, воз-  

можно, вообще не будет явных признаков бунта. У де-  

вочек бунт обычно менее ярко выражен, чем у мальчи-  

 

ков. Но в любом случае при более внимательном иау.  

пенни вы нандете признаки перемены в поведении ре-  

бенка и его отношении к окружающим.  

 

Что делать? Возможно, вы станете смотреть сквозь  

,1. 1ьцы на раздражющне вас мелочи. Но вы должны  

быть тверды в таких вопросах, которые считаете важ~  

нымн. Если вам приходится напоминать ребенку вы-  

мыть руки, постарайтесь делать это не в форме прика-  

зания и нс ворчливым тоном, а спокойно, чтобы не выз-  

нать еще большего упрямства.  

 

<Тайные общества>. Они очень популярны в этом  

возрасте. Группа друзей решает основать <тайное об-  

щество>. Они изобретают отличительные знаки, назна-  

чают место тайных встреч, составляют список правил.  

Они могут забыть придумать самый секрет, но, возмож-  

но, идея секретности - это потребность доказать, что  

они могут сами управлять собой без вмешательства  

взрослых.  

 

Как помочь ребенку быть общительным и заслу-  

жить признание коллектива. Для этого нужно с самого  

рождения соблюдать следующие принципы воспитания:  

не суетиться излишне вокруг ребенка, после года обес-  

печить ему детское общество, предоставить ему доста-  

точно свободы для развития самостоятельности, свести  

к минимуму перемены дома и в детском саду. Разре-  

шайте ему по возможности одеваться, разговаривать,  

играть, иметь те же карманные деньги и другие блага,  

какие имеют другие дети в округе (в среднем), даже  

если вам не нравится, как они воспитаны (разумеется,  

я хочу сказать, что ребенку можно разрешать подра-  

жать хулиганам).  

 

Насколько хорошо взрослый человек умеет ладить  

с людьми на работе, в семье, со знакомыми, зависит от  

того, как хорошо он умел в детстве ладить с другими  

детьми. Высокие идеалы и принципы, которые родители  

прививают ребенку, становятся частью его натуры и в  

конце концов проявляются, даже если ребенок проходит  

1Гору увлечения бранными словами и грубыми манера-  

ми. Но если родителям не нравится район, где они жи-  

вут, и дети, с которыми дружит их ребенок, и они вну-  

шают ему, что он неровня соседским детям, не разре-  

шают ему дружить с ними, ребенок может вырасти не-  

приспособленным к общению с людьми и не умеющим  

быть счастливым,  

Если ребенок не умеет заводить друзей, ему может  

 

помочь классный преподаватель, организовав уроки та-  

ким образом, чтобы этот ребенок мог проявить свои  

способности. Тогда другие ребята смогут оценить его  

хорошие качества и полюбить его. Хороший учитель,  

пользующийся уважением ребят, может способствовать  

популярности ребенка своим одобрением. Помогает  

даже, если учитель просто посадит его на одну парту  

с самым популярным учеником в классе или даст ре-  

бенку поручение, которое он будет выполнять вместе со  

всеобщим любимцем.  

 

Родители, со своей стороны, тоже могут во многом  

помочь. Будьте дружелюбны и гостеприимны в отноше-  

нии друзей своего ребенка, когда он приводит их в  

гости. Не забудьте угостить их, причем лучше теми  

блюдами, которые нравятся всем детям. Когда вы выез-  

жаете с семьей на пикники, экскурсии, идете в кино,  

приглашайте с собой друзей ваших детей (и не обяза-  

тельно тех, кого вы одобряете). Дети так же как и  

взрослые, не лишены корысти. Им скорее понравится  

ребенок, который стремится доставить им удовольствие.  

Разумееется, популярность ребенка не должна быть  

<купленной>, такая популярность все равно долго не  

продлится. Но наша цель - дать ему случай присоеди-  

ниться к группе подростков его возраста, которые, воз-  

можно, не хотят принимать его из чувства групповой  

обособленности,, столь характерной для этого возраста.  

 

Самоконтроль  

 

Ему нравится точность и окуратность. Пригляди-  

тесь повнимательнее к играм детей в этом возрасте. Им  

нравятся игры со строгими правилами и требующие  

умения. В таких играх, как <классы>, прыгалки, в иг-  

рах с мячом различные упражнения выполняются в  

определенном порядке, если же играющий ошибается,  

он должен начать все сначала. В таких играх детей  

привлекает сама идея точности и аккуратности. В этом  

возрасте дети часто увлекаются коллекционированием.  

Дети находят удовольствие, достигая порядка и закон-  

ченности в своих коллекциях, будь то камни, марки или  

этикетки со спичечных коробок.  

 

В этом возрасте у детей иногда появляется жела-  

ние навести порядок в своих вещах. Они могут наклеить  

ярлыки на ящики письменного стола, аккуратно расста-  

вить все книги. Порядок долго не держится, но как ве-  

лико должно быть стремление ребенка к порядку, что-  

бы он вообще занялся его наведением.  

 

Приложение 2  

 

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ  

ДОКТОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК,  

АКАДЕМИКА Ш. А. АМОНАШВИЛИ  

 

Мы советуем прочитать книги) известного у нас в  

стране и за рубежом ученого-психолога и педагога  

Ш. А. Амонашвили, который в организации педагогичес-  

кого процесса исходил из принципа гуманного личност-  

ного подхода к детям. Одновременно академик-учитель  

начальных классов в своей исследовательской работе  

придерживался мысли о том, что ребенок не только го-  

товится к жизни, но он уже живет. Строя со своими  

воспитанниками педагогический процесс на основе лич-  

ностного подхода, Ш. А. Амонашвили убедился, что де-  

ти проявляют широкие познавательные интересы и воз-  

можности, желание учиться, становятся податливыми к  

воспитанию. Академик Ш. А. Амонашвили убежден, что  

педагогическая наука не может развиваться без прак-  

тики школы. Однако эта наука будет развиваться еще  

быстрее и более активно влиять на практику миллионов  

учителей, если ученые сами будут являться хорошими  

практиками,  

 

Мы предлагаем учителям 11-х и 111-х классов фраг-  

менты из книги <Как живете дети?>  

 

Какую роль должны сыграть нравственно-этичес-  

кие правила в поведении младших школьников?  

 

Правила бывают двух порядков: одни говорят о  

том, что нельзя и как нельзя делать; другие же указы-  

вают, что и как нужно делать. Правила первого поряд-  

ка, таким образом, должны предупредить ребенка от.  

неэтичных и противонравственных поступков. Правила  

же другого порядка должны поощрять его делать то,  

что нужно, и так, как нужно.  

 

Но почему знание этих правил не всегда способст-  

вует поведению ребенка в соответствии с ними?  

 

Думаю, одна из причин такого явления в том, что  

мы обучаем этим правилам, а не воспитываем по ним.  

А для того, чтобы ребенок перестроил свое поведение,  

 

) Амонашвили Ш. А. <Личностно-гуманная основа педагоги-  

ческого процесса>. Минск, 1990; <Здравствуйте, дети!>. М-  

1903; <Как живете, дети?>. М., 1986.  

 

ему нужны не столько прочные знания нравственно-  

этических правил, сколько потребность жить и общаться  

с людьми, живущими по этим правилам. Опыт убедил  

меня, что  

 

педагогический процесс может стать действительно  

воспитательным только в том случае, если он по-  

могает ребенку познавать себя как члена общест-  

ва, живущего по нравственно-этическим нормам.  

 

Я сделал попытку направить воспитательный про-  

цесс по этому пути и одновременно понял, какие передо  

мной возникают трудности. Могу ли сказать, что, на-  

учившись определенным правилам, мои ребятишки уже  

II действуют по ним? Нет, конечно, хотя отношения меж-  

ду детьми в классе, их поступки не вызывают во мне  

тревоги. Я считаю: теперешняя моя воспитательная  

работа закладывает фундамент в становлении личности  

каждого ребенка как общественного существа.  

 

Упражняться в добрых поступках.  

При закладке этого фундамента мною используют-  

ся четыре <строительные> компонента: познание друго-  

го человека (на примере конкретных людей), осознание  

нравственно-этических норм с позиции прав другого  

человека, упражнение в нравственно-этических поступ-  

ках, цементирование всего этого через эмоциональные  

переживания и чувство долга.  

 

На этот раз коснусь вопроса нравственно-этических  

упражнений. Я убедился, что детей надо упражнять при




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 699
Категория: Возрастная психология, Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь