Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе



8 страница


зами, стали ожидать от них предсказанных успехов. И  

не пассивно ожидать, а всячески помогать им в учеб-  

ной работе, поскольку считали, что в данном случае  

помощь обязательно даст богатые плоды. Так и полу-  

чилось на самом деле. Пусть не с каждым учеником в  

одинаковой мере, но получилось.  

 

Вывод: нужно ко всем учащимся подходить с опти-  

мистической гипотизой, и тогда <самоисполняющимися>  

будут только оптимистические пророчества. Надо опа-  

тъся лишь недооценивать способности ребенка и не  

пяться их немного переоценить.  

 

Школа, пишет Я. Корчак, - создает ритм часов,  

"еи и лет. Школьные работники должны удовлетворить  

одняшние нужды юных граждан. Ребенок - сущест-  

Разумное, он хорошо знает потребности, трудности и  

ехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не  

та""я Дисциплина, не недоверчивый контроль, а  

и" Договоренность, вера в опыт, сотрудничество  

"местная жизнь!>).  

 

Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980. с. 71.  

 

59  

 

IV. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ  

 

1. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ  

 

1. Составные компоненты психологической готовиостч  

ребенка к школе  

 

Одним из важнеишнх итогов психическою развит  

к концу дошкольного дстсгва является психо.-югнческ  

готовность ребенка к школьному обучению.  

 

Переход в школу - ва/кнын, переломнын момент  

жизни шести-семилетнего ребенка, это переход к но  

му образу жизни и новым условиям деятельности,  

вым взаимоотношениям со взрослыми и сверстника  

новому положению в обществе. Меняется ведущий 1  

деятельности: учеба становится обязательной, обще  

венно значимой деятельностью; меняется социальная  

туация развития. >  

 

Важным психообразованнем этого возраста явл  

ся формирование как деловых и познавательных, та  

личностных мотивов. Исследования А. А. Люблинс  

М. И. Лисиноп свидетельствуют, что в шесть лет пра  

ладает личностное общение. Развитие мотивов общей  

ибеспечивает им относительно глубокое и богатое зна<  

о свойствах окружающих взрослых, дети вместе с 1  

,1чше узнают себя, ибо они стремятся получить оЩ  

к своим качествам и своей деятельности. В этом возЦ  

сте, как считает А. Н. Леонтьев, интенсивно формнру  

ся личностные механизмы - соподчинение мотивов, п  

нятие нравственных норм, произвольность поведения.  

 

Преобладающее число шестилетних детей способ)  

выполнять требования, связанные с усвоением элемО  

тарного учебного материала, и удовлетворительно спрЯ  

 

нивой социальной ситуацией и с новым видом  

деятельности.  

 

Составными компонентами психологической готоп-  

ти ребенка к школе является личностная, интеллек-  

" я1ьная и эмоционально-волевая готовность.  

р процессе планирования исследования школьноч  

рддсти детей, понимаемой нами как достижение ими  

дкоП степени в развитии личности, когда дети стано-  

способными принимать участие в школьном обуче-  

ц[1 следует учитывать три группы факторов, связанных  

особенностями: а) личности ребенка; б) интеллекту-  

альной деятельности: в) эмоционально-волевой, психо-  

моторной деятельносги ребенка.  

 

Конкретизация программы исследования зависит  

также от тех результатов, которые могут быть получены  

на этапе предварительного сбора материала - информа-  

ции о ребенке (беседы с родителями, установление кон-  

такта между учителем и ребенком, беседа с воспитателя-  

ми детского учреждения и др.).  

 

Предлагаем примерную схему изучения готовности  

ребенка к школе.  

 

2. Личностная готовность  

 

Пол личностной готовностьц шестилетнего ребенка  

к школе понимается сформированная потребность ребен-  

ка общаться с детьми и подчиняться интересам и приня-  

тым условностям детских групп готовность взять на се-  

бя социальную роль школьника в общественной ситуа-  

ции школьного обучения.  

 

По мнению Л, И. Божовнч личностная готовность  

выражается в определенном, заинтересованном отноше-  

"II" к школе, учебной деятельности, к учителям, к само-  

му себе. Быть школьником - это уже осознаваемая сту-  

пенька к взрослости, на которои ребенок почувствует  

нтсльное отношение взрослых к учебе как важноп,  

рьезноп деятельности.  

 

Исследование мотивов поступления в ШКОЛУ свиде-  

т>У10т о большон тяге дстси к обучению Одни дет,]  

1т, что хотят учиться потому, что <Мче КУПЯТ крл-  

" сумку-портфель, и пенал, и фломастеры!>. <А мне  

Рту купи.ти!>. <А мне мама обещала ионугая купить!  

" п. Безусловно, внешние атрибуты школьноП жизни  

"ь привлекают детей, но это не самые главные, зна-  

Ые мотивы.  

 

Школа прив.чекает старших дошколышкоп исдущщ  

типом ;ентс.ьиост11: <Хочу много знать>, Хочу научить  

ся на компьютере играть> и др. 1  

 

Быть школьником - значит многое знать и многое  

уметь. Если у ребенка не сформирована личностная го-1  

товность к социальной позиции школьника, то даже пр  

наличии нужного запаса умений и навыков, высокого  

уровня интеллектуального развития ему будет сложно  

адаптироваться в школе. Такие первоклассники отлича1  

ются, например, инфантильным поведением в стонав  

школы, учатся, когда есть какой-то определенный пнте  

рее. Если интерес отсутствует, то задания ими выполня1  

ются небрежно, наспех.  

 

Негативное отношение к школе свидетельствует о  

ошибках семейного воспитания. Это, в основном, прояв  

ляется у тревожных детей, которых дома запугивают  

школой (<Если ты и в школе так читать будешь, одщ[  

двойки в дневники ставить тебе будут!>, <Вот Лена отлич  

ннцей будет, а ты по часу с одним примером возишьсц  

тупица!>). Педагогу нужно будет работать с таки  

первоклассниками особенно терпеливо и чутко, чтоб  

изменить отрицательное отношение к школе. В данное  

случае, замечает Ш. А. Амонашвили, нужно иметь пед<  

гогическпй слух, который поможет реализовать просьб  

детей-- <Мы добрые от рождения, не делайте нас зл1  

ми!>.  

 

Положительное отношение к школе включает к  

интеллектуальные, так и эмоциональные компоненту  

т. к. новое социальное положение школьника отражав  

не только уважительное отношение к учителям, стад  

шим, его интерес к знанию, но и понимание необходимо  

С1ц II важности школьного обучения.  

 

Особенно важным компонентом личностной гото  

ности ребенка к школе является формирование компц  

нпкативных качеств - умение общаться со сверстниг  

ми, войти в детское общество, сообща действовать  

сверстниками, уступать им в определенных обстоятелы  

пах 11.111 уметь, не обижая других, настоять на своем.  

 

Как отмечают исследователи (Гильбух Ю. 3.. Кол1  

минский Я. Л.. Панько Е. А. и др.). значительная 4301  

трудностей в обучении связана с тем. что дети не моц  

долго слушать и слышать учителя, принимать задачу  

сосредотачиваться на учебном действии. Многие восп  

татели и учителя связывают эти особенности с нсразв  

тостью произвольности внимания, поведения, а так1  

 

"з.111411ых познавательных процессов: восприятия, 1Ц)сд-  

дидспип, памяти, мышления, воображения.  

 

Исследования М. И. Лисиной и других показали,  

,о причины учебных трудностей первоклассников надо  

"екать и в сфере общения взрослых с ребенком, сложив-  

шегося к моменту его поступления в школу. Положи-  

тельное значение здесь имеет наличие у ребенка лично-  

ных форм общения со взрослым, не зависящих от кон-  

кретных ситуаций. Личностное общение характеризует-  

ся потребностью ребенка во внимании и сопереживании  

взрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого.  

 

Для ребенка, находящегося на таком уровне обще-  

ния, типично внимание ко взрослым, стремление к обще-  

нию с ними, уверенность в таком же стремлении и вни-  

мании к себе со стороны взрослых.  

 

У шестилеток с высоким уровнем общения выявлена  

способность различать функции взрослого, соответствую-  

щие разным ситуациям общения (например, на улице,  

в магазине, общественном транспорте, больнице и т. и.).  

В связи с осознанием этих обстоятельств дети стремят-  

ся проявлять адекватное отношение к взрослым в ус-  

ловиях школы. Отсутствие же сформированной потреб-  

ности в подобном общении со взрослыми затрудняет про-  

цесс обучения.  

 

Перечисленные выше особенности личностного попе-  

ДС1111Я шестилеток практический психолог и педагоги  

должны уметь прогнозироветь в процессе определения  

готовности ребенка к школьному обучению.  

 

3. Интеллектуальная готовность  

 

Уровень умственного развития ребенка долгое вре-  

мя определялся количеством выявленных знаний по  

объему словарного запаса. Мнение некоторых педагогов  

о том. что чем больше слов знает ребенок, тем он боль-  

ше разиит, не является истинным, а значит прнсмлнмым  

""атслем в школьной психоднагпостпке. Дело в том,  

чго темп усвоения новых слов нс соответствус> темпу  

Развития детского мышления. Поэтому ошибочно думать,  

словарный запас и соответствующие умения и па;;ы-  

" то единственный эталон пнтелектуалыюн готоп-  

""" ребспкл к школе.  

 

V п1/""э Л1. И., Сильвестру А. И. Исихслогня салюпозначпя  

" "1Ы!1жов. - Кишенев, 1083.  

 

В об.1ас111 умственной, или соответственно в обд  

познания и отражения денствнтелыюсти считается]  

ными дефференцпрованное восприятие (нерцепти1  

зрелость), преднамеренная концентрация внимания  

.шгическое мышление (способность постигать суй  

венные признаки и связи между явлениями, способа  

воспроизводить образец), рациональный подход к..  

ствительности (относительное ослабление значения)  

тазии), логическое запоминание, использование слоа  

мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравщ  

обобщения, конкретизации, сериации), овладеш  

слуху разговорной речью и способность понимать дц  

символы и пользоваться ими, развитие тонкой мот(  

руки и зрительно-двигательной координации.  

 

Важным критерием готовности ребенка к инте  

туальной деятельности является наличие познавг  

ных интересов, лежащих в основе научного знания  

пример, шестилетние дети способны усвоить не то  

отдельные факты о природе, но и знания о взаимод  

вин организма со средой, о зависимости между фс  

предмета и его функцией, потребностью и позеде  

 

Однако высокого уровня познавательной деяте  

стц старшие дошкольники, достигают, если обуче>  

этот период направлено на активное развитие м<  

тельных процессов и является развивающим, орне  

ванным на зону ближайшего развития. 1  

 

Школьному практическому психологу следует щ  

преднть переоценку умственных способностей ше(я  

ток учителем начальных классов. Логическая ф  

мышления хотя и доступна, но не является типнчи  

характерной для данного возрастного периода. О  

фичпость мышления данного возраста состоит в  

что итогом интеллектуального развития являются  

шнс формы наглядно-образного мышления, опирают  

ся па реальные действия с предметами н их заменит  

мн.  

 

Проведенные в восьмидесятые годы исследоц  

убеждают, что данная форма мышления таит в себ  

зервы не меньше, чем логическое мышленне. выпО  

при этом свою специфическую функцию в общем 1  

Кессе интел, 1сктуа.тьного развития детеп не точько  

кольного, но и младшего школьного возраста.  

 

( "щность учебной деятельности состоит в присвое-  

уццых знаний. Ребенок начинает оперировать на-  

н"" 1 понятиями. Цель учения рассматривается не  

У ц плане приобретения знаний, а главным образом  

 

п В !\аа пу11ии11111л дпаипп, <з 1"1а1зп1.цм ии<зи11  

,ц обогащения, <нерестранвання> личное т ребеп-  

в " мнению Д. Б. Эльконина, результатом учебной  

дыюсти, в ходе которой происходит усвоение на-  

понятий, является прежде всего изменение смо-  

ученика, его развитие.  

 

Изменение-это приобретение ребенком новых сно-  

ддостей, т. е. новых способов действия с научными по-  

нятиями.  

 

учебная деятельность есть прежде всего такая дея-  

дьность, в результате которой происходят изменения  

в самом ученике. Это деятельность по самоизменению,  

продуктом, которые произошли в ходе ее выполнения  

в самом субъекте> Таким образом, данная деятельность  

предполагает изменения: в уровне знаний, умений, навы-  

ков, обучаемости; в уровне сформированности отдель-  

ных сторон учебной деятельности; в умственных опера-  

циях, особенностью высокого уровня обучаемости явля-  

ется умение выделить учебную задачу н превратить ее  

в самостоятельную цель деятельности. Подобная опера-  

ция требует от шестилетнего ребенка способности удив-  

ляться (Коломииский Я. Л.) и искать причины замечен-  

ной им перемены, новизны. Януш Корчак писал: <Поэт,  

это такой человек, который сильно радуется н сильно го-  

рюет, легко чувствует, волнуется н сочувствует. И дети  

такие. А философ - это такой человек, который глубо-  

ко вдумывается и обязательно желает знать, как все  

РСТЬ па самом деле. И опять дети такие...>".  

 

Особого внимания требуют к себе дети шисллскту-  

"ьно пассивные, которые часто становятся слабоуснс-  

вающимн, 11,111 отстающими. Причина - в ограниченно-  

сти актуальных впечатлений, представлений н интере-  

сов. Гакие дети требуют пристального внимания - раз-  

вития кругозора и любознательности.  

Необходимо включать ребят в активную, осмыслсн-  

ятельность. в процессе которой они бы сами смог-  

"оД"ть все новые н новые свойства и качества  

 

новые свойства  

 

качества  

 

1 Выготский Л. С Детская психология Соов. соч.  

Т. 4.-М.,1984.  

 

"ика. """н Д. Б. Психология обучения младшего школь-  

;, 74.  

 

1966 ЇРк Я. Избранные педагогические произведения. М.,  

-9326  

 

предметов, замечать их сходства и различие. Нельзя  

лить от детских вопросов, с одной стороны, но нед.  

II сразу начинять их готовыми знаниями и ответами  

с другой.  

 

4. Волевая готовность  

 

К шести годам происходит оформление основу  

компонентов волевого действия: ставится цель, приД  

мается решение, определяется план действия. Одя;  

эти компоненты волевого деПствия носят еще незред  

характер, так как недостаточно развиты. Например  

меченные цели не всегда устойчивы, осознанны, а у  

жанне цели в большой степени определяется трудносд  

и длительностью выполяения того или иного задания  

 

К старшему дошкольному возрасту, по мне>  

И. М. Сеченова, ребенок <мало-помалу эмансипируе  

в своих действиях от непосредственных влияний м  

риальной среды, в основу действий кладутся уже1  

одни чувственные побуждения, но мысль и морал  

чувство; само действие получает через это определещ  

смысл и становится поступком>.  

 

Исследования развития волевой готовности стар.ц  

дошкольников показывают, что в шестилетнем возр  

цель достигается успешнее при игровой мотивацг  

при оценке поведения со стороны сверстников и (  

тих. Например, неуравновешенный, быстрый непс  

Виталик в условиях игры, исполняя роль часового, .  

го стоит у входа в <штаб армии>, выполняя инстру1  

своего <командира>.  

 

Произвольность в поведении шестилетнего реб  

проявляется в разных видах деятельности: в умении  

навыках письма, счета, рисования, игры на ипстру  

тах, танца, в заучивании стихотворения. Ребенок с  

ется отказаться от привлекательного занятия ради  

ручення взрослого, отказывается принять <горькую  

фету> (А. Н. Леонтьев), полому что неправильно ещ  

нены задания.  

 

Наконец, шестилетка старается побороть страх,  

бы войти в кабинет зубного врача или сделать привц,  

он старается преодолеть боль, не заплакать, когда  

незаслуженно обижает старшин школьник. Ш. А. Ам  

швплн описывает поступок своего ученнка-шестил  

 

1 Счнгв И. М. Пбачные фи.ссофск::с ; пс-слгиче  

-"и"5е;1е!:ия. !., 1947.  

 

,. <Я был свидетелем, как этот мальчик прыжком  

..рр, [знспнлся в слона... простите, в старшскласснн-  

" -горый отнял у Магры фломастеры и собирался бс-  

Мальчик этот с силой отбрасывал от себя пан-  

/то есть Лерн, но тот опягь набрасывался на него.  

начата было оцепенел от удивления увидеть столкно-  

 

.,"0 неравных сил. Тут подоспели другие первоклас-  

11 Старшеклассник испугался маленьких пантер,  

д на пол коробку с фломастерами и удрал. И был  

,"дс ц этот день разговор в классе о добром-храбром  

дце Лерп. Я не упрекал его, почему он набросился  

ц старшеклассника, порвал свою рубашку, вывихнул  

пуку. и вообще, почему нарушил нашу общую дисципли-  

ну. Какую он нарушил дисциплину? Он восстановил  

справедливость, подвергнув себя опасности, вот что глав-  

ное! Зачем нам дисциплина без справедливости, зачем  

нам мнимое спокойствие, если оно способно притупить  

совесть?>.  

 

Шестилетний ребенок оказывается способным сопод-  

чинять мотивы своего поведения. Поэтому в этом воз-  

расте необходимо развивать способность действовать по




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 839
Категория: Возрастная психология, Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь