Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психодиагностика в начальной школе



9 страница


моральным мотивам, при необходимости отказываясь от  

того, что непосредственно привлекает.  

 

Отличительная черта волевой регуляции детей это-  

го возраста - характерное для ребенка отношение к  

трудностям и типичные для него способы их преодоле-  

ния,  

 

Исследования (В. К. Котырло) показывают, что  

важное знание в формировании волевой готовности име-  

ет воспитание мотивов достижения цели. Формирование  

у детей небоязни трудностей, принятие их, стремления  

преодолевать нх, не отказываясь от намеченной цели при  

столкновении с препятствиями поможет ребенку само-  

деятельно прийти к цели, возникающей в учебном про-  

цессе.  

 

Воля считается основой формирующегося характера  

Рчка. 7акие волевые качества личности, как само-  

T"ыюсть, решительность, пастоПчнвость, достиже-  

" Цели помогают преодолевать препятствия. Как сви-  

д"вуют исследования, волевое поведение форми-  

я через отношение к препятствиям. Если избраны  

" способы преодоления преград на пути к цели,  

 

чес""""-"" А. Личностно-гуманная основа педаго-  

""о процесса. М., 1984.  

 

у ребенка возникает позитивное отношение к еа>  

процессу иреодо.тения с.тожностеи и барьеров.  

 

Развитие дисциплинированности, организованное  

самостоятельности и других качеств, помогающих ше  

летнему ребенку управлять своим поведением, в 60)  

шоП степени зависит от уровня его восприимчивое  

требованиям взрослого, которыи является носителем  

циальных норм и правил поведения. .]  

 

К сожалению, в современноп школе мы культц  

руем <изолированную самостоятельность> (III. А. Ам  

швили).  

 

Психолог должен дать учителям начальной шк<  

психологическое обоснование невозможности испод)  

вания в практике работы с шестп-семилетними таи  

рода замечаний и инструкций как <Не переглядыват  

Не заглядывать в чужую тетрадь! Не спрашивать у  

седа! Не подсказывать! и т. п. ,  

 

Учитель, работающий с первоклассниками, до  

доверять им, протягивать руку помощи, а не наход  

только то, как строго следует проводить контроль  

опрос и проверку знаний и умений детей. Учителю 1  

ны такие раздаточные материалы, которые помогло  

организовать совместную деятельность двух, трех де  

которые учили бы детей, как помогать друг другу,)  

делиться друс с другом своими знаниями опытом..  

проявлять чуткость и доброжелательность к другие  

наконец, как быть действительно самостоятельны>  

как Робинзон Крузо, а как Человек среди люден.  

 

5. Диагностика личностной готовности  

ребенка к школе  

 

Диагностика личностной готовности включает  

бя два этапа. На первом этапе с ребенком провод  

<Ориентировочный тест школьной зрелости,  

 

Ориентировочный тестовый результат является  

носительно надежным основанием для заключения о  

лости, но он недостаточен для надежного оценив,  

школьной незрелости. Нужны дальнейшие снеиная  

исследования незрелых детей. Они являются нсобХ  

мыми для того. чтобы были установлены причин>  

 

1 Амонашвили Ш. А. Как живете дети" М., 1986.  

Шванцара И. и др. Диагностика психического развития.  

га. 1978.  

 

достн и определены наиболее подходящие меро-  

т-ця п" " коррекции. Причины незрелости обыкно-  

 

""пятня - --" ------  

[о влияют не изолированно, а в различных сочета-  

 

х Их можно распределить по следующим пяти  

 

пунктам:  

а) недостатки в воспитательной среде и воздействии  

 

а личность ребенка;  

 

б) недостатки в соматическом развнгии;  

в) невротическое развитие характера;  

г) ранее повреждение центральной нервной си-  

стемы;  

1 ясно посредственный интеллект вплоть до олиго-  

 

френии.  

 

По данной классификации видно, что не все слу-  

,11 детей с посредственными тестовыми результатами  

оно включать под понятие .незрелости. Дело в том,  

что здесь сходятся поправимое запаздывание и неравно-  

мерность процесса созревания личности с недостатками  

органического субстрата, которые являются стойкими  

препятствиями для достижения нормального состояния  

психической зрелости.  

 

Поэюму мы говорим о незрелости в собственном  

смысле слова (о недостигнутой пока готовности для по-  

сещения школы; процесс созревания по разным причи-  

нам был замедлен или временно прерван) и о неспособ-  

ности детей с непоправимой глобальной или с частичной  

недостаточностью психической структуры (процесс раз-  

вития протекает аномально, психическая структура ре-  

бенка не достигает качеств и пропорций, представляю-  

щих собою норму для зрелых в смысле посещения шко-  

лы шестилетних детей).  

 

К факторам, которые только временно тормозят пси-  

хическое созревание, мы причисляем недостаточно сти-  

мулирующий характер и пренебрегающее влияние вос-  

питательной среды, временную психическую травматнза-  

пию и эмоциональную недостаточность.  

 

Второй этап диагностики личностной готовности к  

школе представляет собою диагностику мотивационной  

ФРРЫ шестн-семилетнего ребенка. Эта методика вклю-  

чает беседу о школе.  

 

Ориентировочная оценка школьной зрелости  

(Я. Йирасек).  

 

Данный тест состоит из трех заданий:  

рисование фигуры человека;  

 

69  

 

б) подражание письменным буквам;  

в) срисовывание группы точек.  

Модифицируя методику А. Керна, состоящую из;  

стп задании, мы попыта.чнсь добиться стандартности ,  

это требуется при тестовом исследовании. ;  

 

Рисунок мальчика и девочки, которые А. Керн пс,  

зывает предварительно дегям как живую модель, мы-  

меинлн рисунком мужской фигуры по представлещ  

Графическое воспроизведение короткого предложен  

первое слово которого (имя собственное) у Керна не  

ляется во всех случаях тем же самым, нами было с  

дартно установлено посредством напечатанного обра  

(письменными буквами) <Ева пьет чай> или позд  

посредством других, сравнительно одинаковой сложно  

образцов (например, <Кто много ест>). Одинаковые  

ловля при срисовывании написанного и группы точек )  

левшей мы стремились обеспечить, включив исследо  

тельский формуляр с образцами с правой стороны  

незаполненным местом для воспроизведения с левой  

роны.  

 

Вместо трехбалльной классификации для оце>,  

выполнения заданий по А. Керну мы взяли пять балл  

 

Все три задания этого ориентировочного графит  

кого теста предъявляют требования к зрелости в смыс  

тонкой моторикн, а также координирования видений  

движения руки. Первое задание дает возможность п{  

водить рисованные изображения на различном уро  

развития, делать фигуральные рисунки, которые от  

ражают разграничение между алгорифным черченй  

или соответствующим рисованием, так называемого  

ловоногого изображения и другой крайностью, то ее  

контурным (синтетическим) способом изображения.  

объяснении особенностей развития н признаков шкоЗ.  

ной зрелости в рисунках детей мы исходим из соб  

венной концепции рисовального развития, по котор  

существует тесная зависимость между глобалнзациек  

художественном проявления и интеграцией в психич  

кой деятельности. Таким образом ,этот субтест позво  

ет проводить ориентировочную оценку общего нчтелл1  

туального уровня ребенка.  

 

Задания <подражание письменным буквам> и <с{  

совыванпе групп точек> представляют собой в тесте  

данис в настоящем смысле слова. Ребенок должен п{  

них развить усилие, принудить себя волей исполни  

инструкцию в малопривлекательном задании н усиде  

 

ли ребенок уже такого уровня иснхн-  

 

, пимое время при этом занятии, что является важ-  

Н рдпосылкой для включения в школьное обучение.  

спроизведенин формы письменных букв и геомет-  

ПР" фигур, являющихся для детей в дошкольном  

Рте исключительно абстрактными формами, будет  

 

зрасте  

""  

 

.д развития, чтобы он мог понять принцип задания  

"дражапия образцу> и овладеть им.  

Если тест проводят в группе (достаточно для двух  

д одновременно), то, кроме того, проверяют еще,  

псобен ли ребенок подчиняться работе в коллективных  

ювнях, как это требуется в школе.  

 

Оценка выполнения теста  

Задание 1. Рисунок мужской фигуры.  

5 баллов - нарисованная фигура должна иметь ю-  

доду туловище и конечности. Голова с туловищем соеди-  

нена посредством шеи и небольше туловища. На го-  

,1овс имеются волосы (или их закрывает шапка), уши, на  

дице - глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью  

пальцами. Ноги внизу загнуты (имитация ступнеп). При-  

ведение мужской одежды. Фигура нарисована с примене-  

нием так называемого синтетического способа.  

 

4 балла - исполнение всех требований, как в пунк-  

те первом, кроме синтетического способа изображения.  

Три нехватающие части (шея, волосы, один палец руки,  

но не части лица) могут быть исключены из требовании,  

если это уравновешивается синтетическим способом изо-  

бражения.  

 

3 балла - рисунок должен иметь голову, тулов!;1це  

и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной лини-  

ей. Допускается неприведение шеи, ушей, волос, одеж-  

ды, пальцев и ступней.  

 

2 балла - примитивный рисунок головы с тулови-  

Щем. Конечности (достаточно одной пары) изображены  

всего лишь простыми линиями.  

 

1 балл - не хватает ясного изображения туловища  

.<головоногос> изображение или <преодолеваине голо-  

воногого изображения>) или отсуютвие обеих конечно-  

стей,  

 

задание 2. Подражание письменным буквам,  

 

5 баллов - совершенно удовлетворительное ( в смы-  

чтения) подражание написанному образцу, буквы не  

Постигают двойной величины образца. Начальная буква  

 

имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы1  

рошо соединены в трн слова. Переписанное предложен  

не отклоняется от горизонтальной линии более чемЯ  

30".  

 

4 балла - еще разборчивое подражание написан  

му предложению. Величина букв и соблюдение горид  

тальности не учитывается. 81  

 

3 балла - очевидно расчленение па две части, Мсв  

но разобрать, по крайней мере, четыре буквы образя  

 

2 балла - на образец похожи, по крайней мере,  

буквы. Целое еще образует строчку <писания>.  

1 балл - черканис.  

 

Задание 3. (Срисовывание группы точек.  

5 баллов - почти совершенное подражание образ1  

Допускается очень небольшое отклонение одной тоц  

из ряда или столбика. Уменьшение рисунка допустит  

увеличение не должно быть больше, чем наполовину. ]  

сунок должен быть параллельно с образцом.  

 

4 балла - количество и расположение точек доля  

отвечать образцу. Можно допустить отклонение да  

трех точек на половину ширины промежутка между  

дамп или столбцами.  

 

3 балла - целевое по своему контуру похоже на  

разец. По высоте и ширине оно не превосходит его бО  

ше, чем в два раза. Точки не должны быть в правит  

ном количестве, но их не должно быть больше двадца  

или меньше семи. Допускается любой поворот - да1  

на 180Ї.  

 

2 балла - рисунок по своему контуру у.же не похо  

на образец, но он еще состоит из точек. Величина рису  

ка и количество точек не имеют значения. Другие фо  

мы (линии) недопустимы.  

1 балл - каракули.  

 

Общий результат теста - это сумма баллов по  

дельным заданиям.  

 

БЛАНК ПРОТОКОЛА  

 

<Ориентировочный тест школьной зрелости>  

Имя и фамилия ребенка  

 

Возраст лет мес.  

Дата рождения Дата исследования  

1. Инструкция (устно); <Здесь нарисуй какого-нибул  

человека.  

Так, как ты это сумеешь>.  

 

образцы для оценки:  

 

 

 

II Инструкция: <Посмотри, здесь что-то написано. Ты  

еще не умеешь писать, но попробуй, может быть ты то-  

же сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и  

здесь рядом (направо-налево) на этом пустом месте на-  

пиши так же>.  

Образцы для оценки:  

 

-  

СЛ пШп Ш 0  

 

?и ан. ай . .  

"Ц "  

 

, ( сх-  

1 ЪЪ  

 

1-/1.1 б. .  

 

/ у -  

 

Инструкция: <Посмотри - здесь точки. Попробуй и  

Срисуй здесь рядом такие же>.  

Образцы для оценки:  

 

. 3,  

 

- .  

Чс(  

 

 

 

Ъ6.  

 

4  

 

 

 

а<в <У1>  

й:  

 

 

 

Вопросы к беседе с ребенком.  

 

1. Назови свою фами.шю, имя, отчсс11->о.  

 

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.  

 

3. Ты девочка и:!Н мальчик? Кем ты будешь, кс  

вырастешь: тетей или дядей?  

1. У тебя есть брат (сестра), кто старше?  

 

5. Сколько тебе лет? Сколько будег через год, д  

 

6. Сеичас утро или вечер (день или утро)?  

 

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утр  

Обедаешь утром или днем?  

 

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрей  

 

9. Кем работает твоя мама? г  

 

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета каранда  

ленточка, платье и т. д.?  

 

II. Какое сейчас время года - зима, весна, лё  

или осень?  

 

12. Почему ты так считаешь?  

 

13. Когда можно кататься на санках - зимой  

 

летом?  

 

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?  

 

15. Что делают почтальон, врач, учитель?  

 

16. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфели  

 

17. Ты сам (а) хочешь пойти в школу? 1  

 

18. Какую руку поднимают ученики в школе, ко  

 

хотят ответить? 1  

19. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для ч  

 

нужны глаза, уши?  

 

20. Каких животных ты знаешь? Каких птиц? {  

 

21. Кто больше: корова или коза? Птица или пч  

 

ка? У кого больше ног: у собаки или петуха?  

22. Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 61  

 

9, от 5 до 3.  

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломав  

 

чужую вещь?  

В предложенном списке не все вопросы являк  

 

дьцыми, 110 все информативны с точки зрения  

КОцующпх представлений и сформированности  

ятий. доступных возрасту.  

 

Оценка ответов.  

 

} За правильный ответ на все подвопросы одного  

т.д ребенок может получить только один балл (за  

"дючением контрольных).  

 

2. Ребенок получает 0,5 балла за правильные, но  

дддные ответы на полвопросы пункта.  

з. Правильными считаются ответы, соответствую-  

щие поставленному вопросу и достаточно полные,  

например: <Мама работает поваром в детском саду  

<Ивушка>, <У собаки больше ног, чем у петуха, потому  

цто у собаки четыре ноги, а у петуха две>. Ошибочными  

являются ответы: <Папа Вова>, <Мама работает на  

работе>, а также если ребенок путает времена года, их  

признаки, <больше-меньше> без наглядных примеров.  

 

4. К контрольным относятся следующие вопросы: 5,  

8, II, 15, 22. Они оцниваются следующим образом:  

№ 5 - если ребенок может вычислить, сколько ему  

лет - 1 балл, если он называет возраст с учетом меся-  

цев - 3 балла; №8-за домашний адрес с названием  

города - 2 балла, за обоснованный по признакам ответ  

(не менее 3 признаков) - 2 балла; до трех признаков-  

1 балл; № 15-за каждое правильное указание приме-  

нения школьной атрибутики - 1 балл; №22-за пра-  

вильный ответ - 2 балла.  

 

5. Пункт 17 оценивается совместно с п. 15 и п. 16  

(надо набрать 4 балла). Если в п. 15 ребенок набрал  

3 балла и дал положительный ответ в п. 16 или 17, то  

в протоколе отмечается положительная мотивация к  

обучению в школе.  

 

Оценка результатов беседы. Детей с результатами  

менее 15 баллов необходимо рекомендовать к дальней-  

шему психологическому обследованию <Школьнозрелы-  

ми> считаются дети, получившие в сумме 24-29 бал-  

в, <среднезрелыми> считаются дети, получившие 20-  

балла и <незрелыми> - 15-20 баллов.  

 

Давая заключение, не следует забывать, что беседа  

ся (как и любой другой лабораторный метод  

ения ребенка) вспомогательным методом. Психоло-  

Дагогический диагноз может быть поставлен только  

" нове анализа всех данных комплексного иссле-  

дования.  

 

75  

 

МЕТОДИКА 2. Беседа о школе  

 

Беседа позволяет собрать сведения о запасе пред-  

ставлений ребенка, его ориентировке, семейной ситуа-  

ции, наконец, именно она позволяет создать атмосферу  

доверия, ввести ребенка в ситуацию психологического  

экспериментирования. Беседа не должна выглядеть  

опросом, поэтому к ее организации предъявляются  

повышенные требования. Учитель, проводящий беседу,?  

должен знать все вопросы наизусть, уметь быстро  

правильно оценивать ответы, предоставлять ребенку  

возможность свободно высказываться, вести подробную  

запись ответов. При необходимости следует возврг  

шаться к вопросам, вызвавшим затруднения и уточнт  

ответы.  

 

Процедура исследования. Исследование проводится  

индивидуально. Экспериментатор знакомится с ребег  

ком и спрашивает его, хочет ли он идти в школу. В э  

висимости от ответа задается первый вопрос:  

 

1. Что тебе нравится (не нравится) в школе болы  

всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлеку  

тельное?  

 

я по?  

месяц,  

 

Инструкция. После ответа на вопрос эксперимеш  

тор говорит: <Я буду рассказывать тебе маленьк  

истории про тебя самого, но только это будут истор>  

не просто, что с тобой уже бывало и случалось, а 1Ц  

то, что могло бы случиться, потому что случалось с др"




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 909
Категория: Возрастная психология, Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь