Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



11 страница


1942) и А. Болдуин (Baldwin А., 1942). Психическую напряженность,.  

предсуицидные состояния и мотивацию посредством анализа содержа-  

ния писем, записок, дневников пытались измерить Дж. Доллард и  

О.Маурер (Dollard J., Mowrer О., 1947), Ч.Осгуд и Е. Уолкер (0s-  

good Ch., Walker E., 1959).  

В целях специфическей психолого-политической диагностики изуча-  

ли различия асоциальных ценностях у представителей США и Герма-  

нии К. Левин и X. Себалд (Lewin Н., 1947; Sebald Н" 1962). Первый  

исследователь анализировал американскую и немецко-фашистскую /ли-  

тературу для юношества, а второй - песенники этих же стран, издан  

ные в 1940 г. В обоих исследованиях были обнаружены явные разли-  

чия в ценностных ориентациях, которые пропагандировались амери-  

канскими и немецкими изданиями тех лет.  

К подобного же рода анализу относится исследование использова-  

ния эмоциональных стереотипов в газете <Чикаго Трибюн>, оппозици-  

онно настроенной к президенту Рузвельту и его политике, проведённое  

в 30-х годах С.Сарджентом (Sargent S., 1939). Для выражения отно-  

шения к политике и практике рузвельтовского направления газета ис-  

пользовала негативные стереотипы типа <диктатура, инквизитор, ре-  

 

4  

 

STR.50  

гламентация, подачка> и т. д., тогда как в газете <Нью-Йорк тайме>  

в аналогичных случаях употреблялись термины: <контроль, расследо-  

ватель, регуляция, помощь> и т. д. Множественное сопоставление со-  

ответствующих выражений и понятий в газетах выявило отношение  

стоящих за газетами групп к определенным политическим лидерам,  

партиям и явлениям.  

Л. Лоуэнталь на основе количественного анализа биографий, пуб-  

ликуемых в популярных журналах, показал, как изменялись ценно-  

сти и кумиры американского общества на протяжении первых четы-  

рех десятилетий нашего века от <идолов производства> (бизнесмены,  

менеджеры, банкиры и т. д.) к <идолам потребления> (певцы, кино-  

звезды, сйюртсмены и т. п.) (Lowenthal L., 1950).  

Многочисленные, зачастую спекулятивные исследования были про-  

ведены западными психологами и психоаналитиками для изучения  

личностных особенностей авторов-писателей на основе контент-анали-  

за их литературных произведений (особенно часто анализировались  

сочинения В. Шекспира и Ф. М. Достоевского).  

Вместе с тем контент-анализ репрезентативных выборок произве-  

дений художественной литературы и искусства может позволить вы-  

явить обобщенные характеристики и особенности авторов в зависи-  

мости, например, от социально-демографических признаков. Подоб-  

ные статистические закономерности особенностей отражения людей и  

социальной среды писателями были обнаружены нами при изучении  

художественной прозы и портретной живописи (Семенов В. Е., 1983).  

Сошлемся и на контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в за-  

падных и отечественных кинофильмах, выполненный под нашим ру-  

ководством Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой. Анализ выявил коли-  

чественное преобладание и более жестокий характер подобных эпи-  

зодов в западных фильмах (Социально-психологические проблемы  

нравственного воспитания личности. Л., 1984).  

С 50-х годов получает распространение качественно-количествен-  

ный анализ вербальной коммуникации в малых группах, начатый  

Р. Бейлсом (следует отметить, что обычно такие исследования принято  

относить к наблюдению, хотя речь, зафиксированная, например, на  

магнитной ленте, становится уже документом). Посредством анализа  

диалогов, деловых бесед, дискуссий в малых группах и первичных кол-  

лективах можно диагностировать стиль руководства, социально-психо-  

логический климат, конфликтность и т. п. (см., напр.: Обозов Н. Н.,  

1979). Аналогичные возможности открываются для психодиагностики  

массовидных процессов и состояний при изучении массового вербаль-  

ного поведения на улице, в транспорте, магазинах и т. д. (Semenov V.,  

1984).  

Таким образом, опыт применения качественно-количественного ана-  

лиза различных документов демонстрирует его значительные возмож-  

ности для психодиагностики, причем как на уровне личности, так и на  

уровне малых и больших групп. В качестве эмпирических объектов  

изучения могут быть использованы личные документы (письма, фото-  

графии, дневники, автобиографии и т. п.), материалы групповой, кол-  

лективной и массовой коммуникации (т. е. записи разговоров, дискус-  

сий, совещаний, всевозможные уставы, приказы, объявления, газеты.  

радиопередачи, реклама и т. п.), а также продукты деятельности лю-  

дей, включая литературу и искусство.  

Помимо самостоятельного или равноправного применения в ком  

плексе с другими методами контент-анализ может выступать -и в ка  

честве вспомогательной техники для обработки данных, полученных  

 

STR.51  

посредством прожективных методик (например, ТАТ, тест Роршаха),,  

нестандартизованного интервью, открытых вопросов анкет и т. п.  

(Логинова Н. А., Семенов В. Е., 1973; Столин В. В., 1982. Lindner R.,  

1950; Hafner A., Kaplan A., 1960).  

Следует подчеркнуть, что контент-анализ основан на принципе по-  

вторяемости, частотности различных смысловых и формальных эле-  

ментов в документах (определенных понятий, суждений, тем, образов  

и т. п.). Поэтому данный метод применяется только тогда, когда име-  

ется достаточное количество материала для анализа (т. е. или пред-  

ставлено много отдельных однородных документов, автобиографий, пи-  

сем, фотографий и т. д., или есть несколько и даже один документ,.  

например дневник, но достаточного объема). При этом интересующие  

нас элементы содержания (единицы анализа) также должны встре-  

чаться в исследуемых документах с достаточной частотой. В против-  

ном случае наши выводы будут лишены статистической достоверности.  

Критерием здесь служит закон больших чисел.  

Не все виды документов пригодны для контент-анализа и по причи-  

не затруднений с формализацией их содержания. Иногда невозможно.  

задать четкие однозначные правила для фиксирования нужных харак-  

теристик содержания (например, трудно или совсем нельзя формали-  

зовать описание лирического героя некоторых поэтических произве-  

дений) .  

Отсюда объекты анализа должны удовлетворять требованиям ста-  

тистической значимости и формализации.  

Квантификация в контент-анализе от простого подсчета частот  

встречаемости тех или иных элементов-единиц содержания постепен-  

но эволюционировала к более сложным статистическим средствам.  

В частности, еще в 1942. г. А. Болдуином был предложен подсчет со-  

вместной встречаемости слов в тексте (Baldwin А., 1942). В конце  

50-х годов Ч. Осгуд с сотрудниками обогатил контент-анализ методи-  

кой <связанности символов>, в которой развивается принцип Болдуи-  

на, что позволяет обнаруживать неслучайные, связанные между со-  

бой элементы содержания, представленные в специальных матрицах  

(Семенов В. Е., 1983; Osgood Ch., 1959). В сущности, эта методика  

была началом введения в контент-анализ корреляционной техники, а  

затем и факторного анализа.  

Новым этапом в развитии контент-анализа стала его компьютери-  

зация в 60-х годах. В Массачусетском технологическом институте по-  

явился <универсальный анализатор> (The General Inquirer) - ком-  

плекс программ анализа текстовых материалов для ЭВМ, при помощи  

которого можно, подсчитывать частоты категорий содержания текста,  

получать азл<чйыенндёксы{га~осневе_ совместного появления этих  

_-ктгоан и т. Д. (Stone Ph., Dunphy D., 1966). Подобным образом на  

ЭВМ были исследованы речи двадцати американских президентов при  

их вступлении на этот пост, редакционные статьи в газетах разных  

стран, личные письма, сочинения, вербальное поведение психически  

больных людей и прочие материалы. С 70-х годов в США разрабаты-  

ваются стандартные программы анализа разнообразных документов  

на ЭВМ, которые предлагаются организациям и частным лицам (Со-  

хоп А" 1977), тогда же компьютерный контент-анализ развивается и  

в других странах (Deichelsel А., 1975).  

Естественно, что использование ЭВМ в контент-анализе обеспечи-  

вает преимущества, заключающиеся в надежности получаемых данных  

и быстроте анализа, по сравнению с ручным, выполняемым людьми-  

кодировщиками, которые подвержены ошибкам из-за утомления и субъ-  

 

51  

 

STR.52  

ективных факторов. Таким образом, трудоемкость составления про-  

грамм окупается тем огромным объемом содержания, которое доста-  

точно быстро и надежно можно проанализировать на компьютере, а  

также освобождением кодировщиков от их чрезвычайно утомительного  

труда. В целом проблемы использования машинного контент-анализа  

близки общей стратегии применения ЭВМ в эмпирических социальных  

исследованиях. Важно правильно определить, когда следует восполь-  

зоваться машинным, а когда ручным анализом, что зависит от задач  

исследования, от объема материалов, подлежащих анализу, от степе-  

ни их формализуемости.  

На основании данного обзора представляется, что качественно-ко-  

личественный анализ документов в нашей психодиагностике несомнен-  

но должен использоваться более широко и интенсивно.  

 

STR.53  

ГЛАВА 3  

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ  

3.1. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТОВЫХ НОРМ  

 

Основные статистические принципы построения тестов достаточно  

полно освещены в появившейся в начале 80-х годов на русском языке  

литературе по дифференциальной психометрике (Аванесов В. С., 1982;  

Анастази А" 1982; Гайда В. К., Захаров В. П., 1982). Тем не менее в  

указанных руководствах центральная проблема психометрики те-  

стов - вопрос о тестовых нормах - еще не получила последователь-  

ного освещения. Прежде всего это относится к руководству известной  

представительницы американской тестологии А. Анастази.  

В руководстве Анастази не получают достаточного критического об-  

суждения две основополагающие предпосылки традиционной западной  

тестологии: вопрос о применении статистических норм (квантилей рас-  

пределения баллов) в качестве диагностических норм и вопрос о све-  

дении всех эмпирических распределений к нормальной модели. Здесь  

эти предпосылки будут проанализированы в контексте краткой рекон-  

струкции системы основных понятий дифференциальной психометрики.  

Статистическая природа тестовых шкал. Типичный измерительный  

тест в психодиагностике - это последовательность кратких заданий,  

или пунктов, дающая в результате ее выполнения испытуемым последо-  

вательность исходов, которая затем подвергается однозначной количе-  

ственной интерпретации. Примеры интерпретации в интеллектуальных  

тестах, состоящих из отдельных задач: <правильное решение>, <оши-  

бочное решение>, <отсутствие ответа> (пропуск задачи из-за нехватки  

времени). Примеры интерпретации в случае личностных опросников,  

состоящих из высказываний, предлагаемых для подтверждения испы-  

туемым: <подтверждение> (ответ <верно>), <отвержение> (ответы <не  

согласен>, <неверно>).  

Суммарный балл по тесту подсчитывается с помощью ключа: ключ  

устанавливает числовое значение исхода по каждому пункту. Напри-  

мер, за правильное решение задания - <+1>, за неправильное или  

пропуск - <О>. Тогда балл буквально выражает количество правиль-  

ных ответов.  

Исход по отдельному заданию подвержен воздействию не только со  

стороны измеряемого фактора - способности или черты испытуемого,  

но и побочных шумовых факторов, которые являются иррелевантными  

по отношению к задаче измерения. Примеры случайных факторов: ко-  

лебания внимания, вызванные неожиданными отвлекающими события--  

ми (шум на улице, стук в дверь и т. п.), трудности в понимании смыс-  

ла задания (вопроса), вызванные особенностями опыта данного кон-  

кретного испытуемого, и т. п. Последовательность исходов оказывает-  

ся последовательностью событий, содержащей постоянный и случайный  

компоненты. Как известно, основным приемом, позволяющим устранить  

искажающее влияние случайных факторов на результат (суммарный  

балл), является балансирование этого влияния с помощью повторе-  

ния. При этом фактически предполагается, что повторение обеспечива-  

ет рандомизацию (случайное варьирование) неконтролируемого фак-  

 

53  

 

STR.54  

тора, в результате чего при суммировании исходов положительные и  

негативные эффекты случайных факторов взаимопоглощаются (о ме-  

ханизме рандомизации см.: Готтсданкер P., 1982).  

В оптимальном тесте набор и последовательность заданий органи-  

зуются таким образом, чтобы повысить долю постоянного компонента  

и сократить долю случайного в величине суммарного балла. Тем не ме-  

нее, несмотря на различные статистические ухищрения, суммарный  

балл в психологических измерениях содержит несравненно большугс  

долю случайного компонента, чем в обычных физических измерениях.  

В силу этого суммарный балл оказывается определенным лишь в из-  

вестных пределах, заданных ошибкой измерения.  

Для того чтобы оценить эффективность, дифференциальную цен-  

ность всей процедуры измерения, необходимо соотнести размеры ошиб-  

ки измерения с размерами разброса суммарных баллов, вызванных ин-  

дивидуальными различиями в измеряемой характеристике между испы-  

туемыми. В терминах статистики речь идет о сравнении так называе-  

мой <истинной> дисперсии распределения суммарных баллов с диспер-  

сией <ошибки>. Именно этим обусловлен необходимый интерес психо-  

метристов к распределению суммарных баллов. Поэтому анализ рас-  

пределения необходим не только при использовании статистически?!  

норм, но и в случае абсолютных и критериальных норм.  

Как известно, частотное распределение суммарных баллов имее1  

удобную графическую иллюстрацию в виде кривых распределений: ги-  

стограммы и кумуляты (см., в частности, удачное популярное введе-  

ние в описание распределений в книге: Кимбл Г., 1982, с. 55-70)  

В случае гистограммы по оси абсцисс откладываются <сырые очки> -  

первичные показатели суммарных баллов, возможных для данного те-  

ста, по оси ординат -- относительные частоты (или проценты) встреча  

емости баллов в выборке стандартизации (Анастази А., 1982, с. 66)  

Как известно, для <колоколообразной> кривой нормального распреде  

ления дисперсия визуализируется как параметр, ответственный з;  

<распластанность> графика плотности вероятности (теоретического ана  

лога эмпирической кумуляты) вдол]  

оси X. Чтобы визуализировать дис  

Частота персию ошибки измерения, нужно бы  

ло бы многократно провести тест  

одним испытуемым и построить гра  

фическое распределение частот ег  

<персональных> баллов. В результат  

получится схема, представленная н  

рис. 1.  

Очевидно, что дифференцирующая  

способность теста сводится к нулк  

если кривые, иллюстрирующие <и(  

Суммарный Ват ТИННуЮ> И <ошибочную> ДИСПерСИ1  

совпадают. Как видим, анализ ра(  

Рис. 1. Графическая иллюстрация пределения тестовых баллов необхс  

соотношений индивидуальной и меж- дим уже для анализа надежност  

индивидуальной (общей) вариации теста (СМ. 3.2).  

тестовых баллов Проблема, меры в психометр1  

ке и свойства пунктов теста. В физ1  

ческих измерениях калибровка шкалы производится на основе контр  

ля за равномерным варьированием измеряемого свойства эталоннь  

объектах. Носителем меры является эталон - физический объект, ст.  

бильно сохраняющий заданную величину измеряемого свойства. В дис  

 

STR.55  

ференциальной психометрике такие физические эталоны отсутствуют:  

мы не располагаем индивидами, которые были бы постоянными носи-  

телями заданной величины измеряемого свойства. Роль косвенных эта-  

лонов в психометрике выполняют сами тесты: в том смысле, в каком  

трудность задач можно рассматривать как величину, прямо пропорцио-  

нально сопряженную со способностью (чем труднее задача, тем выше  

должен быть уровень способности, требуемый для ее решения). Анало-  

гом понятия <трудность> для <ли-вопросов> опросника является <си-  

ла>: более <сильные> высказывания (в логическом смысле) вызывают  

подтверждение (согласие) у меньшего числа испытуемых. Ни труд-  

ность, ни силу пунктов теста нельзя выявить иначе, чем с помощью про-  

ведения теста. Операциональным определением трудности оказывает-  

ся <процентильная мера>: процент испытуемых, справившихся с зада-  

нием теста (или ответивших <верно> на <ли-вопрос>). Чем меньше про-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 679
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 3 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 16 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 15 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 14 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 24 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 13 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 12 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 11 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 10 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 9 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 7 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 6 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 5 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 4 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 8 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 22 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 20 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 23 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 18 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 25 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 19 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 17 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 2 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 1 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 26 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 27 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь