Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



20 страница


 

структура решительным образом отличает феноме-  

нологического Ребенка от концептуального психо-  

аналитического Это. Можно сказать, что рис. 17,6  

представляет структурный анализ второй степени.  

 

В очень редких случаях можно выполнить струк-  

турный анализ третьей степени. Ребенок, который  

в два-три года сосет палец, может иметь примитив-  

ного Родцтеля (эмбрион Родительского состояния  

Я) и Взрослого и может иногда возвращаться в  

1 состояние Я, которое, предположим, воспроизводит  

( травматизм ранее произошедшего отнятия от груди.  

1 Таким образом, мы будем иметь (рис. 17,в) Ребен-  

1 ка (травматизм отнятия от груди), который сам  

- является архаическим аспектом Ребенка (ребенок  

шести лет). Ситуация, сходная с картинкой на  

пачке дрожжей: девушка держит пачку дрожжей,  

на которой изображена девушка, держащая пачку  

дрожжей, и так до бесконечности. Рис. 17,в вос-  

производит анализ третьей степени такой серии  

развития.  

 

Если теперь перейти к анализу Взрослого, ока-  

жется, что во многих случаях некоторые Детские  

черты интегрированы в состояние Я Взрослое не  

в форме процесса заражения. Механизм этой инте-  

грации еще до конца не прояснен, но можно за-  

метить, что некоторым из этих качеств свойственны  

обаяние и открытость, характерные для детей.  

И рядом наблюдается такое чувство ответственности  

за все человечество, которое называется классичес-  

ким словом <пафос>. С другой стороны, наличеству-  

ют такие моральные качества, которые присущи  

людям, объединяющим в себе и взрослую ответ-  

ственность, и мужество, и искренность, и честность,  

и справедливость (кроме местных предрассудков).  

В этом смысле можно говорить, что Взрослый со-  

держит Детские и этнические качества, но это оста-  

ется самой туманной областью структурного анализа;  

не было возможности прояснить эти вопросы и  

в клиническом плане. Тем не менее в академических  

целях, а также для объяснения некоторых клини-  

ческих явлений было благоразумно разделить Взрос-  

лого на три зоны (аспекта). С трансакционной  

точки зрения это значит, что каждая личность,  

функционирующая как Взрослый, в идеале должна  

 

проявлять три типа тенденций: персональную жи-  

вость и привлекательность, объективную выработку  

данных и этическую ответственность, что должно  

выражаться в элементах археопсихики, неопсихики  

и экстеропсихики, интегрированных в неопсихическое  

состояние Я, может быть, в форме таких влияний,  

которые описаны в главе XX.  

 

Эта предположительная формулировка представ-  

лена на рис. 17,г. В своем Взрослом состоянии  

интегрированная личность очаровательна и так далее,  

мужественна и так далее, каковы бы ни бьйи ка-  

чества, которыми она обладала или нет в своем  

Детском и Родительском состояниях Я. Личность  

неинтегрированная может вновь стать очарователь-  

ной и может чувствовать, что должна быть муже-  

ственной.  

 

Случай господина Труа иллюстрировал подроб-  

ную структуру Родителя. Отец пациента, как прочие  

человеческие существа, имел три типа поведения:  

экстеропсихический, неопсихический, археоприхи-  

ческий, и господин Труа в обычном Родительском  

состоянии Я их воспроизводил. Как и у его отца,  

у него были стройкие иррациональные предрассудки,  

особенно в отношении детей; в то же время он  

демонстрировал повышенную проницательность от-  

носительно женщин, также воспроизводившую пове-  

дение его отца; а по отношению к некоторым типам  

женщин он впадал в своего рода садистскую игри-  

вость, похожую на ту, которая заставила его мать  

развестись с отцом.  

 

Эти детали схематично представлены на рис. 17,д,  

где фигурируют одновременно горизонтальное раз-  

деление Родителя на Ребенка, Взрослого и Роди-  

теля" и вертикальное разделение материнского и  

отцовского влияния. Родитель" означает, естественно,  

влияние бабушек и дедушек, хранителей семейных  

традиций, которые могут простираться от преступле-  

ний до высокоморальных поступков. Анализ третьей  

степени на рис. 17,е подразделяет Родителя" на  

Ребенка, Взрослого и Родителя, то есть прароди-  

Tf-7iiii  

 

При наличии хороших генеалогических данных  

такой анализ можно довести до первого предка  

человека..  

 

Полный структурный анализ второй степени  

можно представить в виде диаграммы на рис. 17,ж.  

Если такую диаграмму построить шаг за шагом  

на базе клинического материала продолжительной  

терапии, то теоретически пациент будет иметь в  

руках все необходимое, чтобы понять персональное  

значение каждого участка.  

 

Такой развернутый и подробный анализ жела-  

телен, когда дело касается очень специфических  

проблем. Особенно интересны Детский аспект  

Родителя и Взрослая часть Ребенка.  

 

Второй пример покажет, каким образом струк-  

тура второй степени может заявить о себе в кли-  

нической ситуации. Молодая женщина двадцати  

пяти лет госпожа Зуанон рассказала об одном  

тяжелом периоде в своей жизни, когда ей было  

около десяти лет. Она воспитывалась в очень рели-  

гиозной семье и в этом возрасте с какой-то на-  

вязчивой настойчивостью стала задавать себе вопрос,  

был ли у Иисуса половой орган. Она говорила себе,  

что так думать грешно, старалась отвлечься, зани-  

маться куклами. Пациентка рассказала эту историю  

перед всей группой с должной объективностью  

и добавила: <Я должна сказать, что не горжусь  

такими мыслями, но тогда они возникали помимо  

моей воли, не поддаваясь никакому контролю>.  

 

Структурный анализ этой ситуации может быть  

представлен на рис. 17,6. Женщина двадцати пяти  

лет, объективно рассказавшая эту историю как  

Взрослая, представлена окружностью в центре.  

Слова извинения за такие мысли принадлежат  

Родителю первой степени, не очень суровому, он  

представлен верхней окружностью. То, что описывала  

госпожа Зуанон, было состоянием Я ее детства,  

это представлено нижней окружностью. Это струк-  

турный анализ первой степени.  

 

Состояние ума пациентки в возрасте десяти  

лет имело три составные части. Архаическая со-  

ставляющая, которая прокладывала путь к созна-  

нию, - это Ребенок второй степени, который стал-  

кивается с Родителем второй степени (круг внизу):  

<Ты не должна думать о таких вещах>; и это исто-  

рически голос матери пациентки. Конфликт был  

разрешен Взрослым второй степени (в нижнем  

 

кругу), который занялся внешней деятельностью.  

Это структурный анализ второй степени.  

 

Пациентка могла вспомнить и рассказать эти  

события, потому что ее Взрослый первой степени  

был сильно инвестирован, а ее Родитель первой  

степени относительно снисходителен.  

 

Другие члены группы не могли ни вспомнить  

такие отдаленные конфликты, ни описать их из-за  

суровости Родителя первой степени и слабых пол-  

номочий Взрослого первой степени.  

 

В случае госпожи Зуанон осталось решить за-  

гадку Ребенка второй степени. Данные для решения  

были следующие. На пятом году жизни ей расска-  

зали, что Иисус был человеком, который жил очень  

давно. Эта информация имела религиозную и исто-  

рическую цель, но Взрослый (третьей степени)  

девочки понял все в анатомическом смысле, невинно.  

Когда она пыталась так же невинно об этом гово-  

рить, ее обрывали и травмировали. Таким образом,  

состояние ребенка четырех лет зафиксировалось  

и воспроизвелось в странной богохульной форме  

у девочки десяти лет. Состояние Я полностью функ-  

ционировало как Ребенок взрослой женщины.  

 

Примечания  

 

Данная глава была лишь иллюстрацией явле-  

ний, клиническая демонстрация которых потребо-  

вала бы отдельного тома.  

 

Клинический материал о господине Детере был  

изменен с целью упрощения. Доктор Роберт Вальд  

высказал несколько интересных и оригинальных  

идей по поводу этого сна.  

 

Это было описано Фрейдом, как <хаос, котелок,  

полный бурлящих эмоций... В нем нет никакой ор-  

ганизации, никакой общей воли... Процессы, которые  

протекают в Это не подчиняются логическим зако-  

нам мысли; для них принцип противоречия есть  

ноль>. А так как инфантильное состояние Я вос-  

производит состояние Я реального ребенка, то  

разница бросается в глаза. Ребенок имеет органи-  

зацию, волю, логику и, конечно, принцип противо-  

речия. Кроме того, он знает, что такое добро и что  

такое зло. Значительное недоразумение было вызва-  

 

но тем, что термин Это употреблялся очень фа-  

мильярно самими психоаналитиками.  

 

Характеристики Родителя, Взрослого и Ребенка  

в детях исследованы в работах Пьяже. Эмбрион  

Взрослого в Ребенке исследован Спицем в одной  

из самых интересных его книг. Исследования Ме-  

лани Кляйн и ее школы на тему: <Ранние стадии  

.Г Сверх-Я> находятся в тесной связи с тем, что здесь  

называется эмбрионом Родителя.  

 

) Структура второй степени, выполненная для  

Взрослого, поднимает проблемы Я Самостоятель-  

j ного, которые еще не решены. Современные поло-  

1 жения базируются на антропологических и клини-  

ческих данных, а именно на том положении, что  

Г во всем мире люди одинаковы. Было бы актуально  

1 обсудить проблему автономного удовлетворения в  

1. свете современных знаний.  

 

. Можно показать, что такое описание неопсихики,  

? которое сделано выше (в форме калькулятора для  

i вероятностных расчетрв с частичным самопрограм-  

1 мированием), может привести к системе выработки  

данных по темам <Честность> и <Искренность>  

со специальными механизмами включения. Такая  

основная программа колебалась бы между внутрен-  

ними источниками (архаическими) и внешними  

параметрическими факторами, представляющими со-  

ответственно археопсихические и экстеропсихичес-  

кие влияния.  

 

Глава XVII  

ПРОГРЕССИВНЫЙ СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ  

 

Прогрессивный структурный анализ особенно  

полезен в случаях психопатий и характерных нару-  

шений. Из-за сложности этого анализа будет при-  

веден пример его использования, а также несколько  

специфических характеристик, раскрывающих его  

возможности.  

 

1. Анализ родительской структуры  

 

Состояние Родительского Я господина Труа,  

воспроизводившее поведение его отца, уже описано.  

Оно включало жесткое отношение к детям (Роди-  

тель в Родителе), неконтролируемые замечания  

о поведении женщин (Взрослый в Родителе, на-  

следство отца) и предприимчивость в сексуальной  

сфере (Ребенок в Родителе, производная от пове-  

дения отца). В таком состоянии господин Труа,  

находясь в группе, воспроизводил три аспекта своего  

отца, как видно на рис. 18,а.  

 

В период, когда он обратился к доктору К., па-  

циент хорошо исполнял функции Взрослого, работая  

ночным портье в одном из клубов. Он любил свою  

работу, потому что она согласовывалась с тремя  

аспектами его личности, и здесь не было повода  

для конфликта. Его Взрослый занимался матери-  

 

3>прет сексуальны:  

отношений.  

мошенничество  

 

Сексуальные  

отношения  

с чувством вины  

 

Ребенок  

 

Госпожа Трув-мать Господии Труа-отец  

 

Жесткий с детьми  

Знает женщин>  

 

Сексуальные отношении,  

мошенничество  

 

Запрещает мошенничество.  

но нс сексуальные  

отношения  

(пробел)  

 

Толкает к мошенничеству  

Отец )" сексуальным отношениям  

 

Секумыше mioiiiciixi f peCOHMc i 06мм пОоафмм,  

подафлетс> и рирсимжич щпш Ї ""1"T""  

 

Госполин Тру - поклонник женщин,  

но честный  

 

Рис. 18. Родительские элементы  

170  

 

альными проблемами, его Ребенок любил шумную  

атмосферу клуба, а его Родителю нечего было за-  

прещать.  

 

Некоторые завсегдатаи клуба вскоре установили,  

что господин Труа болезненно реагирует на шутки.  

В таких ситуациях он выпадал из состояния Взрос-  

лого и впадал в Родительское, волнуясь, он утра-  

чивал чувство юмора. Он становился в позу и вы-  

сказывался в таком стиле: <Я не хочу слушать эти  

тупые ребяческие штучки. Оставьте меня в покое!>  

Это в точности воспроизводило поведение его  

отца.  

 

Случай господина Труа иллюстрирует одновре-  

менно структуру некоторых характерных типов за-  

щиты и некоторые формы психопатического пове-  

дения. Характерные реакции неодобрения были  

направлены против собственного Ребенка и исходили  

со стороны Родителя. Таково происхождение за-  

щитных реакций. Что же касается психопатии,  

то следует отметить, что интерес собственного  

Ребенка к сладкой жизни не только не пресекался,  

но даже поддерживался и поощрялся Ребенком  

его Родителя. Ведь он предавался играм с женщи-  

нами не по родительскому недосмотру, наоборот,  

отец давал ему практические уроки в этой области.  

Говоря языком структурного анализа, речь не идет  

о <дырке в его Родителе>, аналогичной понятию  

<пробел в Сверх-Я> у Джонсона, но речь идет о  

невольной Родительской провокации.  

 

Отец преподал ему и другие игры, например,  

<Финансовую безответственность>, но Ребенок гос-  

подина Труа их не воспринял под активным Роди-  

тельским влиянием со- стороны матери. Хотя мать  

господина Труа в другом аспекте травмировала  

Ребенка, она отказалась от своей Родительской  

роли в сфере отношений между мужчинами и жен-  

щинами. Его гетеросексуальная ориентация основы-  

валась на трех структурных факторах: Ребенок,  

движимый идиосинкратическим интересом, одобрен-  

ный отцом Родитель и пробел в Родителе со стороны  

матери. Это воспроизведено на рис. 18,6.  

 

Передача культурных психопатий удивительным  

образом иллюстрирует принципы прогрессивного  

структурного анализа.  

 

Воровство у цыган, охота за скальпами на Ама-  

зонке, пиратство близ океанских островов, убийства  

и преступления в мафии, коррупция в некоторых  

социальных слоях цивилизованных стран имеют,  

вероятно, ту же структуру, что и поведение госпо-  

дина Труа с женщинами,, если верить его вульгари-  

зированным рассказам. Здесь уместна поговорка:  

<Чтобы воспитать даму, надо начинать воспитание  

с ее бабушки>, то есть с Родителя родителя.  

Каннибализм и жестокость жителей островов  

 

Фиджи хороший предмет для исследований, так  

как существуют многочисленные документы об  

истории этих островов. Жестокость вождей пере-  

давалась из поколения в поколение, потому что  

не только не было никаких запретов, но, наоборот,  

существовали поощрение и поддержка нецивилизо-  

ванного Ребенка каждого вождя. Когда вожди были  

обращены в христианскую веру, на внутреннего  

Родителя стали воздействовать внешние родительские  

авторитеты. Еще некоторое время наблюдались  

случаи спонтанной жестокости, но теперь, несколько  

поколений спустя, жители Фиджи самые дружелюб-  

ные, вежливые и добрые люди на земле. В наши  

дни внутренний Родитель молодого фиджийца  

понимает и слушается Родителя второй и даже  

третьей степени, который запрещает жестокость.  

Если осознать во всей полноте такие исторические  

и культурные изменения, легко понять в структур-  

ном плане женщину, идущую по следам своей бес-  

путной матери, или убийцу-профессионала и его  

мать, защищающую его в суде.  

 

Случай сестер Трисс иллюстрирует структурную  

ситуацию семей, в которых дети развиваются по-  

разному. Многие проблемы можно объяснить только  

с помощью факторов структурного анализа.  

 

Дедушка Трисс очень разбогател в зрелом воз-  

расте и быстро стал играть роль авторитарного  

патриарха, требовавшего полного подчинения со  

стороны своего клана, используя силу денег в ка-  

честве довода своей правоты. Все подчинялись,  

кроме одного зятя, который после нескольких лет  

безуспешной борьбы развелся с женой, оставив  

ей двух дочерей - Алису и Бетти, четырех и восьми  

лет; их мать, подчиняясь воле отца, отказалась от  

 

фамилии мужа и воспитывала дочерей под фамили-  

ей Трисс.  

 

Госпожа Трисс своеобразным путем ушла от  

жестокой авторитарности своего отца. Уже с юности  

она была гомосексуальна; на это отклонение ее  

Ребенка отец Трисс смотрел снисходительно, так  

как дочь была послушна ему. После замужества  

она бросила эти игры, за исключением более поздних  

сексуальных игр со своей старшей дочерью.  

 

Когда старшей дочери Алисе было девять лет,  

мать прекратила свои игры. Присутствие Алисы  

предохранило Бетти от подобного материнского




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 870
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 7 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 24 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 16 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 17 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 18 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 19 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 21 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 22 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 23 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 2 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 25 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 26 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 27 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 14 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 13 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 15 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 1 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 3 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 4 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 5 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 6 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 11 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 8 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 9 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 10 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь