Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



9 страница


ле аномалии (Murstein В., 1963).  

Тест Роршаха и ТАТ лредставляют две группы наиболее распрост-  

раненных проективных методик то критерию ответной реакции испытуе-  

мого, относимых соответственно к тестам на структурирование (<кон-  

ституироваиие> - по Фрэнку) и интерпретацию. Предполагается так-  

же, что эти методики наиболее удачно дополняют друг друга, выявляя  

соответственно формальный аспект личности - индивидуальный когни-  

тивный стиль, способы аффективного реагирования и контроля и со-  

держательный аспект - структуру потребностей, содержание конф-  

ликтных переживаний, апперцепцию <Я> и своего социального окру-  

жения.  

Не ставя перед собой задачу обзорного анализа существующих  

проективных приемов, хотелось бы кратко обрисовать относительно но-  

вые и малоизвестные по отечественной литературе направления в про-  

ективной психологии.  

Это прежде всего тенденция рассматривать в качестве проективных  

или квазипроективных методики, традиционно направленные на диаг-  

ностику интеллекта и познавательных процессов в целом. Впервые эта  

точка зрения наиболее четко была сформулирована Д. Рапапортом в  

уже упоминавшихся исследованиях 1946 г. и затем в более поздних ра-  

ботах его сотрудников по Меннингерской клинике (например, Klein G.,  

1970), а также Г. Виткином (Witkin Н., 1954; 1974).  

Можно сказать, что aiBTOpbi имеют в виду качественный анализ вы-  

полнения испытуемым интеллектуальных проб, однако на самом деле  

речь идет о феноменах, в которых находит выражение влияние лично-  

стных и аф(Ьективно-мотивационных факторов на познавательные про-  

цессы. Для иллюстрации приведем пример анализа процесса мышле-  

ния на основе известной нам методики Выготского-Сахарова (цит  

по: Semeonoff В" 1976). Д. Рапапорт, использовавший эту методику i  

целях дифференциальной диагностики при исследовании психическ1  

больных разных нозологий, выделяет пять категорий <личностных фop  

мышления>, по существу, представляющих собой феномены, описан  

ные Б. В. Зейгарник как нарушения мотивационного компонента мыш  

ления (Зейгарник Б. В., 1962). Например, депрессивные тенденции про  

являются при выполнении методики в общей инертности, нежелани1  

манипулировать фигурками, неспособности отказаться от ранее сфор  

 

STR.41  

мулированной ошибочной гипотезы. Реакция на фрустрацию, неудачу,  

затруднения выражается в аутоагрессйи, дискредитации задания, нару-  

шении планирования или настаивании на яеобычных идеях. Один я тот  

же <сим.птом>, как мы видим, может по-разному троявляться у разных  

людей, что и позволяет говорить об индивидуальном стиле познаватель-  

ной активности. Аналогичным образом различные индивидуальные стра--  

тегии выполнения какого-либо перцептивного теста (например, теста  

вставленных фигур - EFT) позволяют делать вывод о соответствую-  

щих индивидуально-типологических особенностях личности - полеза-  

висимости-поленезависимости (Witkin Н" 1954; 1974).  

Давая оценку этому направлению, следует подчеркнуть, что расши-  

рительное толкование интеллектуальных тестов как проективных име-  

ет своей целью привлечение внимания клинических психологов к про-  

церсу выполнения интеллектуальных задач, его качественному анализу,  

что, несомненно, более точяо отвечает специфике клинической диагно-  

стики. Снимается также противопоставление интеллектуальных и лич-  

ностных тестов как относящихся к разным <областям> личности -  

иными словами, реализуется, правда, несколько упрощенно, целостный  

подход к личности как сплаву аффекта и интеллекта.  

Другое направление в развитии проективных методов связано с ак-  

тивной разработкой проблем межличностного йосприятия и взаимодей-  

ствия и исследования <Я-образа>.  

В определенном смысле все проективные методы направлены на из-  

учение того, как субъект воспринимает других людей и самого себя.  

Наиболее распространено мнение, что проективные методики выявля-  

ют неосознаваемый компонент социальной перцепции и <Я-образа>  

(WylieR., 1974).  

<Неопецифическими> методиками указанной ориентации является  

ТАТ и тест Роршаха. Предполагается, что в рассказах ТАТ находит  

отражение не столько реальный характер межличностных отношений  

обследуемого, сколько их апперцепция, т. е. эмоциональное отношение  

и пристрастное видение этих отношений. Изображенные на картинках  

фигуры кроме буквальных значений имеют и символический смысл.  

Так, фигура немолодого мужчины - олицетворение отца, начальника,  

вообще власти и мужского начала. В этом случае интерпретация темы  

рассказа в зависимости от общего контекста <сужается> до анализа  

внутрисемейных отношений либо расширяется и рассматривается как  

отражение взаимоотношений обследуемого с широким социальным ок-  

ружением, отношение к .нормативам общества и его ценностям. Тест  

Роршаха также дает некоторую информацию об общей благоприятной  

или неблагоприятной аффективной установке обследуемого к другим  

людям - враждебно-защитной или аффилятивно-открытой.  

С 60-х годов Начал разрабатываться и подучил широкое распрост-  

ранение тест Роршаха для исследования общения - Совместный тест  

Роршаха (СТР),используемый более всего для диагностики внутри-  

семейных отношений. Развитие семей.ного консультирования и семей-  

ной психотерапии послужило толчком к созданию ряда методик, наце-  

ленных на диагностику семейных отношений. К ним прежде всего сле-  

дует отнести тест семейных установок Л. Джексона (Jackson L., 1950),  

тест семейных отношений Л. Вене и С. Антони (Bene L., Antony S"  

1957), <кинетический тест рисования семьи> (Burns R" Kaufman S.,  

1972) и его варианты.  

К относительно новому направлению, инициировавшему создание  

.новых методик, относится исследование <Я-образа>. Среди традицион-  

ных проективных методик следует отметить тест Роршаха, выявляю-  

 

41  

 

STR.42  

щий формальные характеристики <Я-образа> - самоконтроль, само-  

оценку, самореализацию, а также специальную модификацию теста  

для диагностики физического <Я-образа>, <границ образа физическо-  

го Я> (Fisher S., Cleveland S., 1958).  

Общая недостаточная валидность и надежность проективных мето-  

дик заставляют исследователей искать новые диагностические пара-  

дигмы. К ним относится включение в проективные процедуры психо-  

метрических принципов - так построены вариант ТАТ Столина В. В.  

и Кальвиньо М. (1982), Методика косвенного исследования системы  

самооценок Соколовой Е. Т. и Федотовой Е. О. (1982).  

Продуктивным оказывается также создание процедур так называе-  

мой управляемой проекции (Столин В. В., 1981), позволяющей иссле-  

довать микроструктуру самоотношения в структуре самосознания.  

Общая оценка проективных методик как психодиагностических про-  

цедур исторически связана с обсуждением так называемой проблемы  

проекции. В отечественной литературе дискуссия по этому поводу так-  

же-достаточно освещена, однако сама проблема, на наш взгляд, дале-  

ка от своего разрешения.  

Как из1вество, Л. Фрэнк ввел термин <проекция>, не определив его  

конкретного психологического содержания. Подразумевалось, что бла-  

годаря неопределенности стимульного материала личность <проециру-  

ется> на него, как на экран (Frank L., 1939). Образное выражение  

Фрэнка породило представление о проективных методиках как о свое-  

го рода <рентгеновских лучах>, еыовечивающих глубины личности. Яс  

но, что подобное истолкование механизма проекции не удовлетворялс  

исследователей. Первые содержательные интерпретации проекции ка1  

феномена, возникающего в ситуации проективного исследования, свя  

зывались в теоретическом отношении с концепцией 3. Фрейда; для под  

тверждения психоаналитической концепции привлекались также экспе  

рименты Г. Мюррея, Р. Сэнфорда и других по изучению мотивации че  

рез продукты воображения (Bellak L., 1944). Однако фрейдовское пс  

нятие <проекции> не отличалось однозначностью, что сразу же поре  

дило ряд трудностей при попытках интерпретировать проективные ме  

тодики с позиций психоанализа, что отмечалось и отечественными и(  

следователями (Бурлачук Л. Ф" 1979; Реньге В. Э., 1979).  

Главные из этих трудностей могут быть сформулированы в тре  

пунктах:  

1) недостаточная разработанность, многозначность термина

ция> в психоанализе, многообразие описываемых явлений;  

2) лишь частичное сходство феноменов, обозначаемых в поихоан.  

лизе этим термином, с процессами, имеющими место в проективно  

исследовании;  

3) различие типов проекции в разных проективных тестах.  

Остановимся на анализе каждого из перечисленных пунктов.  

Впервые термин <проекция> в его психологическом значении был и  

пользован 3. Фрейдом для .объяснения патологических симптомов п  

ранойи в 1896 г., а затем при разборе <случая Шребера> в 1911  

В этих работах проекция понималась как приписывание другим люд;  

социально-неприемлемых желаний, в которых человек как бы отказ  

вает сам себе. В этом случае проекция рассматривалась Фрейдом к  

механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влечений, в  

стиости гомосексуальности, которая лежит в основе бредообразован  

при паранойе. Впоследствии была описаяа так называемая фобическ  

защитная проекция - вынесение вовне, экстериоризация страха, т]  

воги в действительности имеющих эндогенную природу (Фрейд  

 

STR.43  

1924). В работах последующих лет наряду с концепцией защитной про-  

екции, входящей в cocTaiH различных патологических состояний, Фрейд  

вводит понятие проекции как нормального психологического процесса,  

участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира. Про-  

екция интерпретируется им как первичный процесс <уподобления> ок-  

ружающей реальности собственному внутреннему миру (Фрейд 3.,  

1925а; 19256; 1924). Таков механизм, например, детского или религи-  

озно-мифологического мировосприятия.  

Таким образом, проекцией Фрейд называет два существенно отли-  

чающихся друг от друга явления, в основе которых лежат процесс са-  

мозащиты и процесс <самоуподобления>. Их объединяет неосознавае-  

мость трансформаций, которым подвергаются исходные влечения, -в со-  

знании выступает лишь продукт этих преобразований. Со временем про-  

екция стала столь расхожим термином, что дифференцировать ее от  

явлений идентификации, .перенесения и некоторых других психоанали-  

тических феноменов стало чрезвычайно трудно (Laplanche J" Ponta-  

lis J., 1963). Например, говорят о проекции в психотерапевтической си-  

туации, когда на врача <.переносятся> чувства, предназначенные дру-  

гому лицу; называют проекцией своеобразное отождествление худож-  

ника со своим творением (Г. Флобер говорил: <Эмма - это я>), а так-  

же <сопереживание> при восприятии художественных произведений;  

проекцией объясняют существование расовых и этнических предрас-  

судков.  

Б. Мюрстейн и Р. Прайер (Murstein В" Pryer R., 1959), критикуя  

многозначиость и, следовательно, недостаточную разработанность поня-  

тия проекции, предлагают различать несколько видов проекции. Клас-  

сическая защитная проекция Фрейда находит подтверждение во мно-  

гих клинических наблюдениях. Атрибутивная проекция - приписыва-  

ние собственных мотивов, чувств и поступков другим людям (по смыс-  

лу близка к фрейдовскому <уподоблению>). Аутистическая проекция -  

детерминированность восприятия потребностями воспринимающего;  

для иллюстрации этого вида проекции авторы ссылаются <а экспери-  

менты New Look. Рациональная проекция отличается от классической  

<рациональной> мотивировкой: например, по данным одного из экспе-  

риментов, когда студентам предложили высказать свои замечания по  

структуре учебного процесса, оказалось,, что на отсутствие дисципли-  

ны жаловались отпетые прогульщики, а .недостаточной квалификацией  

преподавателей были недовольны двоечники. Здесь, как в случае обыч-  

ной рационализации, вместо признания собственных недостатков испы-  

туемые склонны были приписывать ответственность за собственные не-  

удачи внешним обстоятельствам или другим людям.  

Д. Холме, подводя итоги многолетних исследова,Н1ий, считает необ-  

ходимым выделить два <измерения> проекции (Holmes D" 1968). Пер-  

вое из них относится к тому, что проецируется; субъект воспринимает  

в другом свои собственные черты или черты, ему самому не присущие.  

Второе измерение - осознает ли субъект обладание той чертой, кото-  

рая проецируется, или нет. Комбинация этих измерений позволяет клас-  

сифицировать все известные виды проекции следующим образом.  

Д. Холме утверждал, что, несмотря на неоднократные попытки экс-  

периментального изучения, проекция неосознаваемых черт не может  

считаться доказанной. Исходя из психоаналитической концепции, еми-  

лятивная проекция выполняет защитные функции, препятствуя осозна-  

нию того факта, что субъект в действительности обладает какой-то не-  

желательной чертой. Проекция, метафорически названная в честь <Пан-  

глосса> и <Кассаадры>, может рассматриваться как вариант защитно-  

 

STR.44  

го механизма <реактивное образование>. Что касается черт, наличие  

которых субъект осознает, то их интеноивяое изучение шло в русле  

проблемы межличностного восприятия. Экспериментальное подтверж-  

дение находит прежде .всего атрибутивная проекция - приписывание  

другим имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты. Р. Кэттелл  

считал этот <ид проекции наивным умозаключением, основанным на  

недостатке опыта - люди склояны воспринимать других по аналогии  

с собой, приписывать другим те же мысли, чувства и желания, кото-  

 

Классификация видов проекции по Холмсу  

 

Осознание субъектом  

проецируемой черты  

 

Наличие у субъекта прое-  

цируемой черты  

 

Отсутствие у субъекта  

проецируемой черты  

 

Субъект не осознает свою  

черту  

 

Симилятивная проекция  

 

Проекция <Панглосса или  

Кассандры>  

 

Субъект осознает свою  

черту  

 

Атрибутивная проекция  

 

Комплимента? ная проек-  

ция  

 

рые находят в самих себе. Комллиментарная проекция предполагает  

проекцию черт, дополнительные к тем, которыми субъект обладает в  

действительности. Например, если человек ощущает страх, то он скло-  

нен других .воспринимать как угрожающих; в этом случае .приписывае-  

мая черта служит причинным объяснением собственного состояния.  

Как соотносятся эти виды проекции с процессами, имеющими место  

в проективном исследовании? По этому вопросу не существует единст-  

ва взглядов. Например, Г. Мюррей, употребляя термин <идентифика-  

ция> применительно к ТАТ, фактически имел в виду защитную проек-  

цию 3. Фрейда(симилятйвный тип проекции по Холмсу); отождеств-  

ляя Себя с <героем>, испытуемый получает возможность неосознанно  

приписать ему собственные <латентные> потребности. В этом случае  

уподобление себя другому позволяет успешно избегать осознания своей  

<плохости> или психической ненормальности. Вместе с тем клинические  

.и экопер.иментальные исследования показали, что содержание проекция  

несводимо ,к асоциальным тенденциям: объектом проекции могут стать  

любые иоложительные или отрицательные проявления личности. По-ви  

димому, само проективное поведение является производным от многих  

факторов. В частности, оказалось, что даже манера экспериментатора  

индуцируемые им чувства влияют на аффективный знак тематически;  

рассказов: агрессивная установка приводит к возрастанию агрессив  

ных <тем>, дружелюбная - к преобладанию релаксационных (Ве1  

lak L., 1944). Таким образом, в целом защитную концепцию проекци  

неправомерно рассматривать в качестве принципа <обоснования проев  

тивного метода, хотя сам феномен защиты может иметь место, в част  

ности, если ситуация эксперимента воспринимается как угрожающа  

(Lazarus R. S" 1961). Что касается других видов проекции, то их эк(  

периментальное изучение применительно к проективным тестам не дг  

ло однозначных результатов. Однако большинство авторов, опираяс  

на идею 3. Фрейда об <уподоблении>, считают возможным привлека1  

феномены атрибутивной и аутистической троекций для доказательс  

ва значимости проективной продукции. К сожалению, в обоснования  

подобного рода нередко описание тех <ли иных явлений, наблюдающи:  

ся в экспер.именте, заменяет раскрытие их собственно психологическ}  

 

STR.45  

механизмов. Как одну из .попыток преодоления кризиса в обоснованид




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 747
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь