Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



21 страница


внимания. Но Алиса стала гомосексуалисткой.  

Главной неприятностью последующих лет жизни  

было то, что отец догадался о ее отклонениях, и  

поэтому она никогда не навещала его, хотя он жил  

неподалеку. Ее поведение было двойственным: с  

людьми своего возраста она вела себя богемно, с  

людьми старше себя была вполне воспитанной.  

 

Бетти, со своей стороны, была гетеросексуальна,  

но открыто бунтовала против буржуазных ценностей  

матери и дедушки, они же рассматривали ее как  

неисправимо испорченную особу. Она испытывала  

чувство вины по отношению к матери, как Алиса  

по отношению к отцу.  

 

С точки зрения структурного анализа эти две  

личности нетрудно понять. Положение Алисы и ее  

чувство вины относительно секса определялось  

Ребенком ее матери и Родителем ее отца, а в соци-  

альном плане она подчинялась Родителю матери.  

Социальное поведение Бетти и происходящее из  

него Чувство вины было внушено Ребенком ее отца  

и Родителем ее матери, а в сексуальном плане она  

подчинялась Родителю своего отца. Ситуация будет  

понятна, если взглянуть на диаграмму. Родитель-  

ская структура представлена на рис. 19,а.  

 

Из-за поведения дедушки Трисса госпожа Трисс  

не имела родительской защиты от гомосексуальных  

испульсов. Следовательно, ее Ребенок мог свободно  

предаваться этому, и он соблазнил Ребенка Алисы.  

Отцовский аспект Родителя Алисы заставлял ее  

чувствовать свою вину, но не так сильно, чтобы  

остановить. Это показано на рис. 19,6. Будучи до-  

черью своей матери, Алиса чувствовала ее сильные  

 

Лмбуетктформт-  

Лмкимт -  

гомосексуялымсть  

 

Гомоссксуииный  

<оифоршч-г  

 

Ропштш ~ГО<10С<<С>1ЛЫ1111-Г>  

 

ГЬтцх11;1,с),1,ы1м<  

<унт>  

 

Поощрение  

гомосексуальностм  

 

Запрет 1  

го>.ю<су>л>.<<т> "р" "" [ м<"  

 

Отец 1 Поощрение  

 

бунт  

 

Доть своей матери Алиса Дочь счжп отц> Бегги  

"  

 

Рис. 19. Родительские элементы (продолжение)  

 

влияние в отношении сексуальных отклонений,  

в социальном же плане полностью подчинялась  

дедушке.  

 

Бетти была дочерью своего отца: ее Ребенок  

подчинялся влиянию отца. Но бунтующий Ребенок  

отца, который привел его к разрыву с кланом, вдох-  

новил и Бетти на бунт против нравов, которые там  

царили. Однако из-за этого Бетти было трудно проти-  

востоять материнскому осуждению, перешедшему  

от деда Трисса через Родителя матери. Это пред-  

ставлено на рис. 19,в.  

 

2. Анализ Детской структуры  

 

С точки зрения операционной, как можно наблю-  

дать в клиниках и в частной практике. Ребенок  

проявляет себя четырьмя различными способами.  

1. Он может принять характерную форму пове-  

дения. Часто встречается наигранная простота и  

наивность: <Ох, профессор, сколько же вы всего  

 

знаете!> В этой ситуации пациент задает много  

вопросов и изображает восхищение всезнанием  

врача. Вариант самоуничижение: <Ну и ребенок  

же я!>  

 

2. Возможны короткие эпизодические вторжения  

Ребенка в деятельность Взрослого, например, гос-  

подин Эннат прерывал себя, ударяя кулаком по  

бедру.  

 

3. Ребенок может проявлять активность одно-  

временно со Взрослым неосознанными интонациями  

и жестами. Улыбка или наклон головы выдадут  

Ребенка.  

 

4. Ребенок может внимательно следить за игрой  

и открыто себя никак не проявлять, пока что-то  

не покажется ему <поперек>. Если это произошло,  

его реакция может принять форму всепонимающего  

наблюдения. Пример будет приведен ниже.  

 

В трех первых случаях Ребенок проявляется  

в форме интегрального единства и его подробную  

структуру непросто выяснить. Четвертый случай -  

проявление второй ступени, которое соответствует  

проявлению одного аспекта состояния Я, зафиксиро-  

ванного очень рано и известного под названием  

<Профессор>: Взрослый в Ребенке.  

 

Госпожа Катри была очень опытной пациенткой.  

Она обращалась уже к трем врачам, и каждый раз ей  

удавалось управлять врачом, прежде чем она прекра-  

щала лечение.  

 

С доктором К. она сотрудничала, но все время  

повторяла: <Я тупая. Я ничего не понимаю>. У доктора  

появилось подозрение, что она одурачивает своего  

Взрослого путем заражения, но ее Ребенок не так туп,  

как она хотела показать, и что она играла в игру, корни  

и мотивы которой еще не были ясны.  

 

После нескольких сеансов она однажды рассказала  

сон и по привычке с нетерпением стала ждать  

комментариев врача. Врач спокойным тоном сказал:  

<Это интересно>. Тогда госпожа Катри, уязвленная,  

сказала: <Этого недостаточно. Вы должны мне сказать,  

что он имеет сексуальное значение>.  

 

В другой раз она рассказала о семейной ссоре,  

чтобы получить от врача одобрение своего поведения  

и осуждение в адрес мужа. Врач спросил, что ей даст,  

если он это скажет. <О, я буду себя чувствовать го-  

 

175  

 

раздо лучше>. - <А если я скажу, что ваш муж  

прав, а вы нет?> - <Я это знала с самого начала>.  

 

Было очевидно, что одна часть госпожи Катри с  

большим вниманием наблюдала, как проходили ее  

игры. Упрекая врача, что он не извлек из ее сна то,  

что ей необходимо, она играла роль профессора  

психиатрии, положение очень странное для самого  

тупого члена группы. Ее рассказ о семейной ссоре -  

еще одно доказательство ее необычного поведения.  

Ранее ей удавалось привлечь на свою сторону в до-  

машних ссорах довольно опытных врачей, и теперь  

она старалась втянуть доктора К. в ту же игру с  

тремя ролями. Но, как она сама откровенно сказала,  

другая часть ее личности заранее знала результат.  

 

Такого рода поведение характерно для растущей  

детской личности и составляет часть функциони-  

рования неопсихики, так как требует тонкости и объек-  

тивности в выработке данных, основанных на опыте.  

Поэтому, диагностируя это поведение, можно говорить  

о части Взрослого в Ребенке. Если этот подаспект  

личности проявляется три-четыре раза, как у госпожи  

Катри, прозвище <Профессор> подходит наилучшим  

образом.  

 

Такие авторы, как Эриксон и Ференчи, писали о  

том, что ребенок-аналитик не обязательно занимается  

психоанализом, он просто очень проницательно наб-  

людает за нашими терапевтическими усилиями; к  

сожалению, этот дар теряется с возрастом.  

 

У госпитализированных пациентов со смещенными  

Родителями и Взрослыми, то есть у явных психо-  

патов, подобная структура Ребенка просматривается  

легко. Такие пациенты находятся как бы во власти  

тревог своего раннего детства: что родители все видят,  

что сейчас последует наказание и тому подобное. Ре-  

бенок становится тем, что взрослые называют депрес-  

сивным или маньяком. Внимательный наблюдатель  

может видеть этих родителей так же ясно, как  

пациент, и, таким образом, у многих психопатов  

архаический Родитель второй степени, Родитель в  

Ребенке, становится видимым, хотя и трудноописы-  

ваемым.  

 

Психологическая интуиция, которой, как известно,  

наделены многие шизофреники, проявляется под на-  

званием <Профессор>, то есть Взрослый в Ребенке.  

 

176  

 

Он может проявиться и в другой форме: опытный  

врач вдруг услышит от шизофреника, что допустил  

ошибку в лечении, что надо пойти другим путем.  

Будет ли это высказано намеком или еще каким-то  

образом, врач должен обратить на это самое присталь-  

ное внимание и чаще всего поймет, что сделал откры-  

тие.  

 

Например, фундаментальный принцип, приведший  

к большим открытиям в психоанализе, был изложен  

Фрейду пациенткой Эмилией фон Н., которая, вытя-  

нув палец в его сторону, закричала: <Не двигайтесь,  

ничего не говорите, не прикасайтесь ко мне!>  

Какое впечатление это произвело на Фрейда, можно  

судить по тому, сколько раз он об этом вспоминал.  

Позднее пациентка объясняла это тем, что не хотела  

прервать свою мысль, что это усложнило бы даль-  

нейшее объяснение. В этом случае Взрослый в Ре-  

бенке Эмилии фон Н. был лучшим врачом, чем  

Фрейд, а такая пациентка заслуживает титула <Про-  

фессор>.  

 

Ребенок в Ребенке, когда он обнажается через  

психоз, проявляется в архаической интенсивности  

реакций на собственные выдумки. Такие знатоки этого  

выдумки пластичными.  

 

Примечания  

 

Джонсон и Зурек говорят о невольном возбужде-  

нии с помощью родителей, что приводит к пробелу в  

Сверх-Я у ребенка. Структурный анализ делает разни-  

цу в трансакционных терминах между невольным  

возбуждением, как у господина Труа, пассивным  

согласием, как у Бетти Трисс, и активным возбуж-  

дением, как у Алисы Трисс. Структурный анализ  

второй степени, выполненный для Родителя, делает  

возможным точное этиологическое суждение. Он уста-  

навливает разницу между отцовским и материнским  

влиянием и выстраивает систематические рамки, поз-  

воляющие дойти до дедушек-бабушек и деятельности  

родителей в детстве.  

 

Зурек расширяет эту концепцию Джонсона с по-  

мощью богатого клинического материала, который  

дает ему возможность делать выводы. То, что при-  

 

ведено здесь, представляет общее теоретическое по-  

ложение, позволяющее расширить применение таких  

открытий с возросшей ясностью и эффективностью.  

Структурный анализ позволяет обобщить результаты  

Фишера и Манделла, а также других авторов.  

 

В действительности ситуация госпожи Катри была  

разрешена так: она вместе с мужем была приглашена  

в группу супружеских пар. Она и там старалась  

показать неправоту мужа; эта самая распространен-  

ная игра называется <Трибунал>. Ее заставили все-  

таки проанализировать ситуацию, что она успешно  

сделала; через короткое время она прекратила играть  

в эту игру. Отказ других участников играть с ней  

позволил перенести ее внимание с домашних сцен  

на детскую депрессию.  

 

Сама структурная ситуация была впервые отмечена  

Бреером и Фрейдом еще в 1895 году. В <Наблюде-  

нии 1> (Анна О.) Бреер писал: <Отмечены два четких  

состояния пациентки, которые сменяют друг друга и  

все больше отличаются друг от друга. В одном  

состоянии она была печальна, хорошо узнавала все,  

что ее окружало, была тревожна, но сравнительно  

нормальна; в другом, во власти галлюцинаций, ста-  

новилась злой>. И вот в этом втором состоянии  

ей напомнили детские стихи. Бреер отметил присут-  

ствие у пациентки Взрослого даже в состоянии  

психоза.  

 

Таким образом, оба условия, состояния были не  

что иное, как состояние Я нормальное и состояние  

Я Детское. В <Наблюдении II> (Эмилия фон Н.) па-  

циентка в смущенном состоянии давала Фрейду  

указания по психотерапии, что восходило к Взросло-  

му в Ребенке. По причине тогдашнего состояния науки  

Фрейд отошел от структурных аспектов и перенес  

свое внимание в область психодинамики.  

 

В наши дни на островах Фиджи внимание с  

религиозных факторов перенесено на расовые и эко-  

номические, как показывают недавние волнения  

(декабрь 1959 г.).  

 

Глава XVIII  

ТЕРАПИЯ БРАКА  

 

1. Показания  

 

Общепринятым считается положение о невозмож-  

ности одновременного лечения у одного врача обоих  

членов супружеской пары. В таких условиях врачу  

трудно избежать непредвиденных трудностей. Ему  

трудно не вступить в игру втроем; если супружескую  

пару ведут два врача, им легче сопротивляться игре  

вчетвером.  

 

По имеющимся данным, семейные консультации,  

не занимающиеся терапией, организуют свою работу  

как игру втроем, причем служащий консультации  

играет роль третьего игрока. На психологическом  

уровне он стремится стать третьим участником семьи  

с Родительской функцией.  

 

Врачи консервативной ориентации стараются избе-  

гать как семейной терапии, так и консультаций,  

помня, что слабые успехи на этом поприще при-  

водили в отчаяние многих квалифицированных  

врачей. Чаще всего семейной паре говорят, что целью  

терапии является здоровье индивида, а не оздоровле-  

ние отношений.  

 

Прежде чем перейти к описанию собственно те-  

рапии, следует сказать несколько вводных слов. Груп-  

повая терапия сохраняет свои цели и задачи в при-  

менении к группе супружеских пар. Но, чтобы  

получить опыт, была предпринята организация группы  

из одной супружеской пары. Успехи были столь обна-  

деживающими как в терапевтическом, так и в научном  

плане, что было решено создать группу с большим  

составом. Оптимальной представляется группа из че-  

тырех пар; две мало, так как требуется заинтере-  

сованная публика, пять много, потому что времени на  

всех не хватит.  

 

Группа из четырех пар была самой показатель-  

ной во всей карьере автора. Частично успех объясня-  

ется тем, что игры семейных пар известны давно.  

Положительным моментом является существующая  

между супругами подлинная интимность, и это соз-  

дает в группе очень доверительную атмосферу. Чело-  

век, потерявший веру в человеческую доброту, должен  

 

посещать такую группу. А иногда и больные люди  

показывают пример прекрасной, большой души. Два  

человека, посещавших такую группу и разделявших  

взгляды автора на полезность семейной терапии,  

сказали, что это самое большое изобретение после  

изобретения колеса.  

 

В идеале критерия отбора в группу не суще-  

ствует. Однако опыт показывает, что группы могут  

подразделяться на четыре больших класса.  

 

1. Люди, которые не могут понять друг друга, но  

не хотят и разводиться. Их игры происходят  

неудовлетворительно, иногда из-за возраста, иногда  

дают трещину.  

 

2. Люди, страдающие от толчка в сценарии. Брак  

может счастливо длиться многие годы, пока у одного  

из супругов не случится внебрачная импульсивная  

связь. И важны не домашние сцены, потому что они не  

обязательно будут носить психиатрический характер,  

а появление психопатологического элемента в форм  

навязчивой ревности, иногда с гомосексуальной окрас-  

кой, что является шоком для партнеров. По мере раз-  

вития драмы <Брак втроем> становится ясно, что с  

самого начала у супругов был сценарий в латентной  

форм(ъ  

 

3. Люди, которые разводятся, но готовы рассмот-  

реть возможность примирения. В этом случае группа  

выполняет роль государственных учреждений, дающих  

время на окончательное решение о разводе.  

 

Прогнозы в этих трех категориях не так сложны,  

как в четвертой.  

 

4. Пары, в которых один супруг или оба приходят  

в группу, потому что это входит в игру <Видите, как я  

несчастен>, и пытаются эксплуатировать врача, чтобы  

потом просить развода <с чистой совестью>.  

 

Эта .форма терапии делает первые шаги, осо-  

бенно в аспектах, касающихся трансакционного ана-  

лиза. Из восьми пар, прошедших терапию, одна  

развелась; других разводов не было.  

 

2. Структура брака  

 

Когда группа организовывалась, то хотя бы один из  

супругов в каждой паре имел сведения о структурном  

и трансакционном анализе. Все участники понимали,  

180  

 

что организация группы носит экспериментальный  

характер, поэтому процедура и конечная цель не  

определялись заранее. Однако все пошло так успешно,  

что уже с третьего сеанса были сформулированы в  

общих терминах трансакционного анализа супруже-  

ские проблемы и зафиксированы задачи и цели.  

Природа брачного контракта была сформулирована  

таким образом, что получала подтверждение всякий  

раз, когда в группу входила новая пара.  

 

Структура брака, американского или канадского,  

брака по склонности, может быть описана в трех  

различных аспектах.  

 

1. Формальный контракт оформляется между дву-  

мя Взрослыми и заканчивается брачной церемонией,  

на которой каждый партнер общает любовь и верность  

в любой ситуации. Статистика показывает, что такой  

контракт не всегда воспринимается всерьез. Добро-  

вольное обязательство Взрослого аннулируется всякий  

раз при внебрачной связи или разводе.  

 

2. Контракт отношений - это психологический  

контракт, который не объявляется в открытой форме.  

В период ухаживания один из партнеров имеет  

тенденцию играть роль Родителя, а другой Ребенка.  

Это может принимать форму либо скрытого пара-  

зитического соглашения, либо рационального устрой-  

ства, которое предусматривает изменение роли по  

ходу изменения ситуации. В первом случае контракт  

может быть нарушен уже в конце медового месяца,  

когда один из партнеров захочет изменить роль, на что




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 904
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 1 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 13 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 14 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 15 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 16 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 17 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 18 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 19 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 20 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 12 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 11 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 2 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 4 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 5 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 6 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 7 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 8 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 9 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 10 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 22 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 27 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 3 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 26 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 25 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 23 страница
  • Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь