Берн Эрик » Трансакционный анализ и психотерапия



22 страница


второй начинает кричать: <Обманщик!> Если женщина  

лелеяла мужчину в период ухаживания, то подра-  

зумевается, что так будет и дальше, и частично  

в этом тайна их контракта. Если вдруг она потребует,  

чтобы теперь он заботился о ней, последствия этого  

шага без посторонней помощи не уладить.  

 

3. Существенной основой брака является секрет-  

ный контракт между Детьми, контракт сценария.  

Именно на нем основывается выбор партнера среди  

всех возможных кандидатов. Предполагаемый супруг  

является как бы режиссером: он ищет женщину на  

первую роль, а женщина ищет премьера на мужскую  

роль, который передал бы характер, близкий к ее про-  

токолу. В подготовительный период кандидаты де-  

лятся на две большие категории: ту, в которой кан-  

 

дидаты дают подходящие трансакционные ответы,  

и ту, в которой не дают. Из первой категории  

идет дальнейший отбор в нужных играх; и выбор па-  

дает на того, кто, кажется, лучше всех соответствует  

сценарию в целом.  

 

Рейк, цитируя Фрейда, говорит: <В момент приня-  

тия решения второстепенной важности я всегда  

взвешиваю все <за> и <против>. В вопросах же  

наисущественнейших, как выбор партнера или про-  

фессии, решение должно приходить из подсознания.  

Для жизненно важных решений в нашей личной  

жизни мы должны бы руководствоваться глубокими  

внутренними нуждами нашей натуры>.  

 

Опыт супружеских групп показывает, что выраже-  

ние <мы должны бы> следует заменить выражением  

<мы руководствуемся>.  

 

В свободном браке выбор неизбежно диктуется  

нуждами Ребенка. Примеры, которые приводятся  

ниже, покажут клиническое и операционное проявлен  

ние контракта сценария. Описать все разнообразие  

этих сценариев нет возможности. В примерах будут  

приводиться базовые концепции, чтобы была ясна  

терминология. Читатель сможет призвать на помощь  

собственные наблюдения, которые будут самыми убе-  

дительными доказательствами на эту тему.  

 

3. Терапевтические цели  

 

Цели терапии брака определяются начальной  

структурой брачного контракта. Следует по возмож-  

ности сохранить формальный контракт и обеспечить  

каждому партнеру наибольшее количество выгод,  

благодаря компромиссам между контрактом отноше-  

ний и контрактом сценария.  

 

Эта цель доводилась до пациентов путем клини-  

ческого разъяснения: <Игры р отношения в рамках  

брака должны быть предметом выбора, а не принуж-  

дения, а все разрушительные и неплодотворные эле-  

менты должны быть исключены. Когда это положение  

будет достигнуто, супруги будут или не будут иметь  

интерес друг к другу. Должен быть предусмотрен  

какой-то период времени для того, чтобы могли  

появиться другие отношения и другие конструктивные  

игры. Тогда каждый партнер должен решить, основы-  

 

ваясь на доводах разума, желает ли он сохранять  

брак. Это равносильно психологическому разводу в  

рамках формального контракта. И так как каждый  

из супругов предстанет с новым лицом, появится  

шанс повторного психологического брака, если оба  

того пожелают. Если нет, терапия может привести к  

окончательному упразднению формального конт-  

ракта>.  

 

На практике мы видим, что брак испытывает  

прогрессивное улучшение, по мере того как элементы  

игры и сценария отслаиваются слой за слоем, пока  

не обнажится какая-нибудь трудность из исходного  

протокола. В этот момент возникает вопрос: <А что  

нам делать дальше?> И тогда есть искушение вер-  

нуться к старой схеме.  

 

Если один из партнеров держится непоколебимо  

за новую позицию, не делая возвратных шагов, дру-  

гой партнер имеет тенденцию искать внебрачного  

партнера, который будет играть в старые игры и по-  

может довести сценарий до конца. Если эти попытки  

отвергнуты и конечный результат хороший, форми-  

руются новые отношения внутри брака, как бы над  

старыми сексуальными конфликтами, которые не то  

чтобы окончательно решены, но к ним уже иначе  

относятся.  

 

Можно предположить, что если бы каждый из  

партнеров начал заниматься психоанализом в крити-  

ческий момент, когда обнажились конфликты, то их  

решение привело бы к повторению брака на более  

прочной основе либо с тем же партнером, либо с  

другим, чей сценарий удовлетворял бы новые, менее  

архаические нужды. При использовании только тран-  

сакционного анализа есть три возможных выхода:  

хороший - брак с большими, но хорошо контро-  

лируемыми трудностями; или компромисс и отказ от  

всех потребностей; или, в лучшем случае, радость  

взаимного открытия лучших качеств и возможностей,  

скрытых до сих пор. Если в браке имеются дети,  

эти решения благоприятны для них.  

 

4. Любовь  

 

Нельзя включить в строку отчета любого ана-  

лиза чувство, которое называют любовью. И если такое  

 

183  

 

чувство связывает двоих людей, то это такое преиму-  

щество, которое не подлежит психическому иссле-  

дованию.  

 

Однако любовь не является необходимейшим  

условием идеального брака, такого, каким он видится  

в формулировках структурного и трансакционного  

анализа. Брак - это свободно выбранный (и Роди-  

телями одобренный) союз двух счастливых личностей,  

и их отношения и сценарии являются дополнитель-  

ными и в любом анализе конструктивными. На  

этом основании две личности, преданные друг  

другу и признающие одни и те же ценности, могут  

быть поставлены выше, чем Элоиза и Абеляр.  

 

5. Эволюция  

нарушенных семейных отношений  

 

На практике в США характерные последствия  

нарушенных семейных отношений встречаются чаще у  

женщин, чем у мужчин. Первый брак в шестнад-  

цатилетнем возрасте представляет собой операцию  

освобождения; пара живет вместе от десяти дней до  

десяти месяцев, потом расходится или разводится.  

Если есть ребенок, он достается родителям жены.  

Девушка теперь граждански независима и может дать  

свободный ход своему сценарию, обычно ирреальному  

и мазохистскому. Второй брак имеет место лет через  

пять и длится лет пять. Он разрушается из-за жесто-  

кости или равнодушия мужа; муж делает все, чего  

требует сценарий жены, но сам-то сценарий ничего не  

стоит. К этому моменту она должна найти работу,  

чтобы воспитывать появившихся детей, которые ста-  

новятся центром ее интересов. Ее третий брак, к трид-  

цати годам, диктуется скорее материальными инте-  

ресами, но ностальгия по сценарию ее еще не поки-  

нула, поэтому брак не удовлетворяет ее вполне, и  

она начинает провоцировать своего мужа. Так как ее  

третий супруг - это чуть смягченный вариант вто-  

рого, он отвечает на эти провокации так, как пола-  

гается по сценарию его нынешней жены (и частич-  

но прошлой). Сценарий не соответствует Я супруги,  

она понимает, что что-то не ладится, и обращается  

за лечением либо себя, либо брака. Муж, который,  

может быть, впервые в жизни решил выразить свои  

 

личные потребности каким-нибудь необычным пове-  

дением, не участвует в терапии.  

 

Типичным является следующий случай, когда един-  

ственный брак нуждался во врачебной помощи. С са-  

мого начала этот союз выдерживал сравнение с идеаль-  

ными браками. В период медового месяца секс был  

основным источником удовлетворения и двух партне-  

ров, и их Родителей. Но проходят первые восторги,  

и начинаются первые трудности, обычно околосек-  

суальные. Жена начинает играть в игру <Фригидная  

женщина>; она называет мужа глупым, сцена следует  

за сценой, обычно заканчиваясь вопросом денег. Без  

сопротивления супруги ставят под угрозу сексуальную  

интимность. Но появляются дети. Они принимаются  

с благодарностью. Родители погружаются в воспита-  

ние детей, что оставляет мало времени для секса, но  

много законных причин и отговорок, чтобы прервать  

интимные отношения. Дети растут, и у супругов оста-  

ется все больше свободного времени. Возникают ста-  

ринные игры. Трудности начинают возникать потому,  

что у каждого в голове есть небольшие изменения,  

но они становятся все значительнее, и все чаще слы-  

шится крик: <Обманщик!> Когда супружеская пара  

приближается к сорокалетию, крах всех игр и сце-  

нариев ведет к отчаянию, это дает повод обратиться  

за помощью к врачу.  

 

6. Клинические примеры  

 

Если в группе кто-нибудь задавал вопрос госпо-  

дину Катри, он спешил на него ответить. Если вопрос  

задавали госпоже Катри, отвечал тоже он. Госпожа  

Катри восставала против этой привычки; она гово-  

рила, что у мужа отцовские привычки и что он при-  

нимает ее за ребенка с поздним развитием. Но, когда  

ей предоставляли возможность говорить самой, она  

терялась, а на вопрос почему отвечала, что она тупая  

и не понимает вопроса. Было очевидно, что такие  

отношения выработаны по взаимному согласию. Врач  

порекомендовал господину Катри воздерживаться от  

ответов вместо жены. Можно было наблюдать тогда  

два интересных феномена: с одной стороны, госпожа  

Катри очень злилась, когда муж не отвечал за нее,  

с другой стороны, господин Катри уже не был на-  

 

стороже, а, когда к нему обращались, старался отде-  

латься шуткой. Все в группе начинали смеяться, кроме  

госпожи Катри< Никто не смеялся, однако, когда вы-  

яснилось, что в сексуальных отношениях роли были  

обратны тем, которые они играли в группе: вместо  

того чтобы он был Родителем, а она Ребенком, он был  

Ребенком, а она Родителем, поэтому их сексуаль-  

ные отношения не приносили удовлетворения ни тому,  

ни другой. Терапевтическая задача относительно кон-  

тракта отношений заключалась в укреплении Взрос-  

лого в каждом из супругов, касалось ли это их поведе-  

ния в группе или во время сексуального акта.  

 

С супругами Панти был противоположный случай.  

Госпожа Панти не позволяла мужу самому отвечать  

на вопрос. Он переносил это с видом мученика,  

иногда протестовал. Когда же обстоятельства немного  

прояснились, оказалось, что он страдает эротофобией  

и боится покраснеть, если откроет рот. Следовате-  

льно, он играет в игру <Без тебя>. Он женился на  

говорливой и подавляющей его женщине, чтобы защи-  

титься от эротофобии, а когда она играла свою  

роль, жаловался.  

 

Супруги Эшт присоединились к группе позднее и не  

сразу усвоили терминологию. Когда во время вто-  

рого сеанса врач сказал: <Добрый день>, господин  

Эшт не ответил. Во время сеанса доктор К. напом-  

нил ему об этом. Господин Эшт ответил, что эти  

идиотские ритуалы не имеют никакого смысла и он  

в них не верит, а госпожа Эшт подчеркнула, что  

ее муж всегда так груб и отвечает сухо. Он же ответил  

ей, что говорит, как считает необходимым, и не видит  

смысла в излишнем шуме. И он рассказал малень-  

кую историю из жизни своего патрона. Секретарша,  

придя утром на работу, сказала патрону: <Добрый  

день>, а тот ответил: <Я не рекламирую метеороло-  

гический бюллетень, все, что от вас требуется, это  

выполнять свою работу>. Господин Эшт считал, что  

патрон проявил много здравого смысла и что его жена  

склонна верить во всякую ерунду. Жена ответила на  

это, что жизнь гораздо приятнее, когда люди вежливы.  

 

Доктор К. для начала решил ввести их в игру  

<Этикет>, на что жена с удовольствием согласилась,  

а муж нет. Кажется, это было одной из проблем их  

брака.  

186  

 

Супруги Септен организовали брак вчетвером еще с  

одной супружеской парой. Господин Септен через  

шесть месяцев почувствовал себя плохо и привел в  

группу свою жену. Доктор К. принял решение ска-  

зать, что этот сценарий был разработан ими совме-  

стно и что с самого начала они подсознательно  

предусматривали ввести другую супружескую пару в  

свою семью. Они выбрали партнеров, которых такая  

организация интересовала, и знали их возможности  

еще до своего брака.  

 

Оба отрицали это утверждение доктора К. с боль-  

шой горячностью, а господин Септен назвал это абсур-  

дом. Со своей стороны, он готов порвать с той парой.  

Вопросы группы, однако, выявили ранние намерения  

супругов Септен в отношении устройства семьи.  

Госпожа Септен объявила тогда, что хотела поста-  

вить эксперимент, что она артистка и что брак вчетве-  

ром интересный опыт. Пара не вернулась в группу по-  

сле второго сеанса. Доктор К. невольно ускорил  

момент истины, и группа помогла ему в этом.  

 

7. Сопротивления  

 

В супружеских группах предпочтительной формой  

сопротивления является игра <Трибунал>. Муж очень  

долго рассказывает группе, что сделала его жена,  

стараясь заручиться поддержкой членов группы.  

Жена начинает защиту, объясняя группе, что сделал  

ее муж, подтолкнув ее к таким действиям. В сле-  

дующей сцене жалобу приносит жена, муж является  

ответчиком, группа играет роль судебных заседателей,  

а врач - роль судьи. Существует два пути для завер-  

шения этих разбирательств. Первый - предложить  

жалобщику помириться с ответчиком и спросить, как  

такое решение на него влияет. Во втором случае врач  

не признает жалобу действительной и тоже спраши-  

вает, какое это оказывает действие. Эта процедура  

была описана в случае с госпожой Катри, которая  

ответила, что она все знала заранее. Такие решения  

не должны приниматься часто.  

 

Другой способ прекратить игру более элегантен и  

прост. Врач предупреждает группу, что каждый уча-  

стник может говорить только о себе, от первого  

лица. или, обращаясь к своему супругу, употреблять  

 

второе лицо, но третье лицо упоминать запре-  

щается.  

 

Эта процедура полезна и в других ситуациях.  

Некоторые пары не общаются во время сеанса. И вот  

врач провозглашает аксиому: <По-моему, очень полез-  

но и хорошо, если супруги иногда поговорят друг  

с другом>. Наряду с запретом использовать местоиме-  

ния третьего лица это создает прекрасную воз-  

можность для супругов пообщаться между собой в  

присутствии группы.  

 

Если пара колеблется и затрудняется, группа  

доброжелательно приходит на помощь, и все заканчи-  

вается мирным рукопожатием.  

 

Примечания  

 

Игра в брак, широко практиковавшаяся яо фран-  

цузском высшем обществе первой половины XIX ве-  

ка, подробно описана Бальзаком. И если сравни-  

вать современные буржуазные игры для двоих  

<Фригидная женщина> и <Без тебя> с парижской  

игрой втроем (муж, жена и любовник), полной  

тонкости и лукавства, то последняя дает неизмеримо  

больший простор воображению и интеллекту, в ней  

больше шика. Бальзак не боится использовать язык  

игр, отсюда изящество описаний браков; он говорит  

о защите, западне, стратегии, союзниках. И некоторые  

авторы в сборнике Кейзерлинга рассматривают брак  

как игру.  

 

Если говорить более серьезно, то все шутки,  

относящиеся к браку, указывают на элементы анта-  

гонизма, которые он содержит. Очень странно, что  

глубокие неурядицы в семейных отношениях вызы-  

вают шутки и смех, хотя на самом деле они трагичны.  

А когда какой-нибудь автор описывает идеальный  

брак, к чему стремится и терапия брака, его воспри-  

нимают как что-то сентиментальное.  

 

Возвращаясь к сюжету о браке, коснемся еще  

одной темы. Можно предположить, что в каждой  

семье имеется постоянная доза патологии (назовем  

ее воспаленным диском), которая делится между дву-  

мя супругами. Когда один супруг здоров, другой нездо-  

ров, или наоборот. Есть семьи с четырьмя, тремя  

и двумя дисками. В семье, где один здоров, а другой  

 

нет, один не имеет ни одного диска, а другой -  

четыре; один - три, а другой - один; или оба имеют  

по два диска, то есть равное количество патоло-  

гий. И если один из супругов начинает лечиться  

и его доза патологии уменьшается, то у другого она  

как бы увеличивается; вот почему терапию им жела-  

тельно проходить вместе. Притча с дисками пред-  

ставляет удобную прогностическую лесенку для разви-  

тия семьи. Прогноз для семьи даже с четырьмя  

дисками хорош, хоть и небезоблачен. С пятью -  

совсем ненадежен. Семья с одним или двумя диска-  

ми может пользоваться советами человека и без  

медицинского образования, а семье с тремя дисками  

следует заняться психотерапией.  

 

Глава XIX  

РЕГРЕССИВНЫЙ АНАЛИЗ  

 

Конечной целью трансакционного анализа явля-  

ется структурная ректификация и реинтеграция. Это  

требует, в первую очередь, перестройки и, во вторую




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1006
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь