Клюева Н. В., Батракова С. Н., Варенова Ю. А., Кабанова Т. Б., Кашапов М. М., Рожков М. И., Смирнов А. А, Субботина Л. Ю., Третьякова Г. Ф Педагогическая психология.

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 36266

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику эволюции отношения общества к ребенку.
2. Как вы понимаете утверждение «детство – самоценный период в жизни человека»?
3. Верно ли утверждение о том, что каждому народу присущи типичные черты и свойства. Если да, то каким образом это может повлиять на процесс воспитания?
4. Какие особенности русского характера отражены в русских народных сказках, пословицах и поговорках?

План семинара

«Образ детства в истории общества»
1. Особенности отношения к ребенку на разных этапах развития общества.
2. Влияние образа ребенка в культуре и общественном сознании на стратегию образования.
3. Особенности русского национального характера и воспитание.

Основная литература

1. Вербицкий АА. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.
2. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
3. Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д, 2000. С. 83–86.
4. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988.

Дополнительная литература

5. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI в. // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3.
6. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.
7. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
8. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994.
9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.
10. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.


Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса


Философские и психологические представления о сущности и природе человека имеют фундаментальное значение для образования, воспитания и педагогической деятельности. «Целостный философский образ человека можно рассматривать как идеал образовательной системы, конкретизируемый относительно ее главного субъекта – развивающейся личности человека» [5. – С. 26]. Попытку оказать квалифицированную психологическую помощь педагогу, родителю и ребенку в процессе его становления невозможно осуществить без опоры на систему теоретических воззрений. Наличие осознанной концепции деятельности и для педагога, и для психолога позволяет объяснять многообразие существующих явлений, предсказывать последствия различных событий, способствовать поиску новых фактов и закономерностей, обобщать накопленную информацию.
Психоаналитический подход. Впервые термин «психоаналитическая педагогика» появился в «Журнале психоаналитической педагогики» (ныне «Психоаналитическая педагогика»), основанном в 1936 г. в Штутгарте Г. Менгом и Э. Шнейдером. Журнал ставил перед собой задачу публикации работ, описывающих опыт применения психоанализа к детям и юношеству, а также затрагивающих вопросы повседневной деятельности воспитателей и учителей, в том числе и домашних преподавателей.
Психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей». Некоторые из них считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Немецкий психолог Г. Грин поставил вопрос об использовании психоанализа в школе для выявления природы бессознательных мотивов поведения ребенка, понимания его побуждений и направления их в русло альтруистического самовыражения. По мнению австрийского психоаналитика М. Кляйн, воспитание, основанное на психоанализе, способствует снятию психической перегрузки, возникающей у ребенка вследствие навязывания педагогами и родителями своего авторитета и власти. С ее точки зрения, ранний психоанализ (начиная с 3 лет) обеспечивает предупреждение душевных потрясений и устранение задержек в психическом развитии ребенка.
З. Фрейд в начале века называл Москву третьей психоаналитической столицей мира после Вены и Берлина. На базе Психоаналитического общества, созданного в Одессе, в 1921 г. в Москве открылся детский дом-лаборатория «Международная солидарность». Детский дом стал одновременно учебным центром для врачей-психологов. Число его воспитанников не превышало 10–12 человек. Среди них были дети И. Сталина, В. Сергеева (Артема), М. Фрунзе, академика О. Шмидта. Вопросы, касающиеся детского дома, обсуждались на коллегиях Наркомпроса, Главнаук, Главсоца, на которых председательствовал нарком просвещения А.В. Луначарский.
Но цель психоанализа – помочь человеку в достижении личного счастья – вошла в противоречие с целями коммунистического воспитания. Утверждение психоаналитиков, что тоталитарный строй подавляет индивидуальность, было воспринято крайне негативно. В 1925 г. Совет народных комиссаров принял решение о ликвидации Государственного психоаналитического института.
З. Фрейд называл психоаналитическую терапию «перевоспитанием», или исправлением воспитательных ошибок. В 1933 г. он писал: «Когда при лечении взрослого невротика исследовали детерминированность его симптомов, то постоянно доходили до его раннего детства. Знания более поздней этиологии было недостаточно ни для понимания, ни для терапевтического воздействия. Так, мы были вынуждены познакомиться с психическими особенностями детского возраста и узнали большое количество вещей, которые можно установить лишь не иначе, как благодаря анализу, смогли внести также поправки в общепризнанные мнения о детстве».
В основе психоаналитического подхода к воспитанию лежат следующие представления. Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: Ид, Эго, Суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными импульсами. Патология и отклонения в поведении возникают из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на чередовании стадий психосексуального развития и интеграции.
Последователи З. Фрейда открывали новые стороны становления ребенка. В частности, К. Юнг выявил влияние архетипов, составляющих содержание коллективного бессознательного, на индивидуальный опыт ребенка. А. Адлер подчеркивал, что на формирование личности влияет прежде всего ближайшее окружение (семья), чувство неполноценности, стремление к превосходству и представления о будущем. Им была создана первая воспитательная клиника, а затем и экспериментальная школа.
А. Фрейд и М. Кляйн много внимания уделяли агрессивным и тревожным детям. В работах Э. Эриксона подчеркивается связь культуры и развития ребенка. Им выделено восемь стадий жизненного пути, перед каждой из которых стоит своя задача. Развитие личности – результат борьбы двух возможностей – позитивной и негативной. Достигаемое на каждой стадии равновесие означает приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность для включения личности в более широкое социальное окружение. Задача младенческого возраста – формирование базового доверия к миру (противоположное чувство – недоверие), раннего возраста – автономия (сомнение, стыд), возраст игры – инициативность (чувство вины), школьного возраста – достижение (чувство неполноценности), подросткового возраста – идентичность (диффузная идентичность), молодости – интимность (изоляция), зрелости – творчество (застой), старости – интеграция (разочарование в жизни).
В современном психоанализе акцентируется роль детства в развитии личности, анализируется влияние межличностных отношений и социокультурных факторов на ее становление, ставится вопрос об эмоциональном обучении педагога. Таким образом, психоаналитический подход имеет безусловную ценность для теории и практики образования.
В конце 1980 г. отношение к психоанализу в России изменилось: создано Российское психоаналитическое общество, которое издает журнал «Российский психоаналитический вестник». Многие психологи, работающие в образовании, используют методы диагностики и коррекции личностных проблем ребенка, разработанные в психоанализе. В работе с педагогами психоанализ направлен на расширение сферы осознаваемого, на формирование позитивных отношений педагога с ребенком и на выращивание в педагоге психотерапевтической позиции.
Бихевиористский подход к образованию. Философской основой бихевиоризма является позитивистская философия, согласно которой научным фактом считается то, что можно наблюдать.
Выдающийся русский физиолог И. Павлов открыл тип научения, который известен как классическое обуславливание. Американские психологи Дж. Уотсон и Э. Торндайк этот тип научения взяли за основу построения объективной психологии. Научение в соответствии с их взглядами – это приобретение организмом новых форм поведения. «Формула «ситуация – ответная реакция» выражает любой процесс учения», – так сформулировал исходную позицию бихевиоризма Э. Торндайк.
В 1913 г. американский психолог Дж. Уотсон опубликовал работу, положившую начало новому направлению в психологии и педагогике, – науке о поведении, или бихевиоризму (англ. behavior – поведение). Бихевиористы сосредоточились на строго объективном подходе, придавая особое значение стимульно-реактивному научению как главному объяснению человеческого поведения. Личность, с точки зрения Дж. Уотсона, – это сумма деятельностей, конечный продукт системы усвоенных навыков. Его работа «Психолого-педагогический уход за ребенком» стала одним из бестселлеров ХХ в. В ней основатель бихевиоризма отвергал природные предпосылки становления личности, перенеся центр тяжести на приемы поощрения одних реакций и подавление других. Крылатым стало его высказывание: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав им соответствующие условия, я выращу из них кого угодно…» Свою воспитательную стратегию он опробовал на детях, в том числе на собственных. Причем судьба сыновей Дж. Уотсона оказалась незавидной. Один уже в зрелые годы покончил собой, а другой долгое время лечился у психоаналитиков.
Интерес американских психологов был направлен на наблюдаемые параметры поведения, на внешние действия. В обиход психологии были введены понятия «положительное и отрицательное подкрепление», «научение через подражание».
Э. Толмен (основатель когнитивного бихевиоризма) поставил под сомнение, что промежуточные переменные (мотивы, цели, ожидания, знания и др.) следует исключать из числа изучаемых параметров.
К. Холл [8] ввел в формулу «стимул – реакция» в качестве промежуточного звена потребность организма, которая придает поведению энергию. Главный принцип обучения, с его точки зрения: чем чаще и интенсивнее редуцируется потребность, тем больше сила навыка. Мотивирующим фактором при этом выступает подкрепление каждой правильной реакции.
В работах Б. Скиннера предложена программа модификации поведения личности. Его последователи реализовали эту идею через концепцию программированного обучения.
В образовательной практике широко используются идеи бихевиоризма. Воспитывая ребенка, взрослые используют систему поощрений и наказаний. Причем чем более разнообразна эта система, тем более эффективно воспитание. Отказ ребенку во внимании, улыбка родителя или учителя, подарок за те или иные достижения – лишь некоторые методы, поощряющие желательное поведение ребенка или останавливающие его. Значительное место в воспитании имеет механизм подражания. Именно бихевиористы обратили внимание на то, что взрослый выступает по отношению к ребенку как объект для подражания. Дети быстро усваивают от взрослого демонстрируемые образцы поведения. Важное значение для воспитания имеет идея об операционализации поведения, предполагающая обозначение конкретных, достижимых, привлекательных для ребенка целей и определение методов их достижения. После того как цели и методы их достижения выявлены, создаются условия для тренировки поведения. Так, если ребенок застенчив, смущается в разговоре с незнакомыми людьми, взрослый вместе с ним формулирует цели («хочу быть уверенным», а это значит – «умею проявлять инициативу», это значит – «не боюсь первым вступать в контакт» и т. д.). После этого осуществляется репетиция и отработка навыка уверенного поведения. Возможно использование «жетонной системы», предполагающей использование стимулов, подкрепляющих поведение ребенка.
В то же время необходимо отметить, что для бихевиористов характерно отношение к человеку как к обучаемому, программируемому компоненту социальной системы, как к объекту самых различных манипуляций, а не как к личности, для которой характерны не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богрякова Виктория Александровна. Педагогическая статья «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка».
  • Татьяна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Потапова Людмила Александровна. Тренинг партнерского общения.
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Бардаченко Евгения Александровна Рублёва Ирина Ивановна. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении
  • Раиса Кочкина. «Портфолио группы как эффективное средство взаимодействия с родителями и детьми»
  • Щербинина Татьяна Александровна. «Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»
  • Филипова Елена Владимировна. Профессиональные качества педагога. Словарь педагогических терминов и определений
  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • Программа адаптации и психологическое сопровождение первоклассников. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Педагогический совет «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Петина Светлана Владимировна. «Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ»
  • Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Игорь Герасимов. Профессиональная импровизация в контексте эффективного поведения
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Михальченкова Татьяна Олеговна. СЕМИНАР для педагогов по теме: «Эффективное взаимодействие с родителями. Стратегия поведения при конфликтной ситуации»
  • Кравцова М.М. Дети-изгои. Помощь родителей
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Юндина Анна Анатольевна. «Использование приемов мотивации детей младшего возраста к разнообразным видам деятельности».
  • Яна Нилова. Другая сторона самоанализа.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Курик Светлана Владимировна Топоева Ирина Владимировна. Организация нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в области подготовки детей к школе
  • Горовец Нина Сергеевна. Консультация для воспитателей 'Способы разрешения конфликта между педагогом и родителями'
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Негода Елена Анатольевна. «Организация работы с молодыми кадрами в условиях современного образовательного учреждения».
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Зайцева Юлия Викторовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
  • Редактор. proekt
  • Данилова Ольга Анатольевна. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Адаптация первоклассников к школьному оцениванию
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Шарунова Вера Евгеньевна. «Утро радостных встреч»
  • Аханькова Елена Александровна. Консультация «Взаимодействие педагога и семьи дошкольника»
  • Плигина Светлана Александровна. «Наглядная информация, как эффективный способ взаимодействия педагога с семьей»
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Федорова Юлия Геннадьевна. Развитие речи детей дошкольного возраста, используя методику М. Монтессори.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь