|
Клюева Н. В., Батракова С. Н., Варенова Ю. А., Кабанова Т. Б., Кашапов М. М., Рожков М. И., Смирнов А. А, Субботина Л. Ю., Третьякова Г. Ф Педагогическая психология.Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 36268
Автор: Клюева Н. В., Батракова С. Н., Варенова Ю. А., Кабанова Т. Б., Кашапов М. М., Рожков М. И., Смирнов А. А, Субботина Л. Ю., Третьякова Г. Ф
Название: Педагогическая психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Экзистенциально-гуманистический подход к воспитанию личности. В основе антропологических идей лежат представления экзистенциальных философов о сущности человеческого бытия[1]. С. Кьеркегор выделяет собственное развитие человека как его главную задачу, отводя ему роль субъекта в воспитании и совершенствовании своей личности. Для воспитания личности важно, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся по принципам полезности или необходимости.
Один из основополагающих принципов экзистенциализма: «Человек есть то, что он из себя делает». Индивидуальное бытие выступает единственным источником возможностей и способностей человека – способности к познанию, творчеству, к нравственному поведению. «Воспитание – это разнообразные виды становления и формирования выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать… Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность» [7. – C. 4]. Ориентация на уникальность каждой человеческой личности, ее право на свободный выбор в качестве основы человеческого бытия означает отсутствие закономерностей в процессе воспитания. Важно создать условия для того, чтобы воспитуемый сосредоточился на себе, своих мыслях, желаниях. Таким образом, процесс воспитания сводится к формированию у человека интереса к себе, как следствие – появление интереса к окружающим людям. Основным методом воспитания представители данной концепции считают метод свободного диалога, главным содержанием которого служат вопросы, поставленные воспитателем, чтобы развивать у ребенка критический ум, способность обосновывать свой выбор. Этот метод известен еще со времен Сократа, который называл себя повивальной бабкой, присутствующей при рождении мысли. Для практики образования идеи этого философского направления были конкретизированы гуманистической педагогикой и психологией. Немецкий философ О. Больнов отстаивал подход к воспитанию, основанный на важности внутренних мотивов человеческого поведения, на формировании свободной от давления социальных институтов личности. Главным условием проявления подлинной сущности человека он считал наличие ситуации выбора. Выбор человека должен быть сознательным, ясным, с тем, чтобы человек мог проявить свою активность в конкретной ситуации, которую он способен изменить. Лишь в этом случае выбор становится высокой нравственной добродетелью, и его суть проявляется в стремлении человека выйти из ситуации окрепшим, перейти на новую ступень нравственной зрелости. Основу нравственного, подлинно человеческого поведения он усматривает в простых нормах нравственности, которые остаются неизменными в различных этических системах. Именно возрождение простых норм нравственности способно предотвратить распад нравственных устоев. «Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых добродетелей, которые во всех политических и этических системах составляют необходимое основание человеческой жизни» [16. – C. 9]. Основой нравственности О. Больнов видит спокойное существование, включающее постоянную готовность к действию, мужество при всех опасностях и никогда не ослабевающую терпимость, способность к благодарности и непоколебимую надежду. В своем учении о добродетелях воспитатели должны исходить из герменевтики[2] как единственного метода толкования происходящего с воспитуемым и определения смыслового значения воспитания. Гуманистический подход как направление в современной теории и практике воспитания и обучения был сформирован в конце 1950-х – начале 1960-х гг. в США. Основная задача его – формирование человека как уникальной личности, в которой главное – устремленность в будущее, способность ребенка быть свободным и ответственным за себя и окружающий мир. Конкретные педагогические рекомендации ставят во главу угла интересы ребенка, использование контрактов (договоров по поводу того, что и каким образом будет изучаться), поощрение дискуссий, коллективных обсуждений, создание условий для поиска, приоритет заинтересованности ученика, а не оценкам и наказанию. Педагог, принимающий ценности гуманистического образования, принимает ребенка таким, какой он есть (безусловно, в положительном смысле отношения к ребенку), он должен быть эмпатичным и искренним в проявлении своих чувств. Субъектный подход как развитие идей педагогической антропологии в отечественной психологии. Субъектный подход возник в отечественной педагогике и психологии в противовес традиционной педагогике, в рамках которой педагог содействует «вхождению» ребенка в заранее определенные обществом и учителем нормы. Субъектный подход развивает традиции новых образовательных технологий 1970-1980-х гг., в центре внимания которых находится ребенок как субъект своего собственного развития, активный преобразователь своей жизнедеятельности: развивающего обучения(Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, Л.В. Занков и др), личностно-ориентированной педагогики (И.С. Якиманская, Ю.К. Бабанский), гуманистической педагогики (В.А.Сухомлинский, Ш. Амонашвили), культурно-исторической школы (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, В.В. Рубцов). Центральным понятием субъектного подхода к развитию личности является понятие субъектности как интегрирующей человеческую психику функции, обеспечивающей адаптацию человека к окружающей среде и преобразование собственной психики и окружающего мира на основе согласования эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов образа «Я». Развитие человека осуществляется на двух уровнях становления его субъектности: 1) адаптация, или приспособление человека к условиям окружающей среды, осуществляется за счет интеграции всего арсенала психических свойств и средств, которыми человек располагает в данный момент. С одной стороны, с возрастом расширяется и структурируется запас психических свойств и механизмов. С другой стороны, чем более субъектен человек, тем больше возможностей у него актуализировать необходимые ему психические функции и выйти из ситуации с наилучшим результатом; 2) преобразование собственной психики и окружающего мира – этот процесс будет иметь субъектный характер в том случае, когда развитие человека происходит по следующим направлениям: – от детерминации к свободе (от генотипических предпосылок развития к ценностно-смысловым механизмам саморегуляции, от объективных предпосылок, предопределяющих деятельность, к свободному выбору целей своего развития, ценностей своей уникальной жизни и смысла индивидуального бытия); – от неосознанности к осознанности (от иррационального способа принятия решений к рациональному, приводящему в соответствие внутренние ценности и реальное поведение человека); – от диффузности к целостности (от хаотического способа существования, детерминирующегося в основном требованиями ситуации, к холистическому способу жизнедеятельности, объединяющему поведение человека в различных ситуациях на основе внутренних ценностей); – от значения (культура) к смыслу (субъективная реальность) (от заимствованных из культуры значений, транслируемых ребенку в актах взаимодействия с другими людьми или предметами культуры, к поиску «смысла для себя»). Итак, субъектность представляет собой постоянно разворачивающийся во времени двухфазный процесс, в котором фаза адаптации сменяется фазой развития человека по направлению от детерминации к свободе, от неосознанности к осознанности, от диффузности к целостности, от культуры к смыслу; затем снова человек возвращается к адаптации, но уже на качественно новом уровне. Первоначально психика является средством становления субъектного ядра психики, она предоставляет основания, базу для становления собственно человеческого в человеке [2] в виде генотипических характеристик, возрастных и индивидуальных способностей. Первый этап (уровень адаптации) иногда становится предельным этапом развития человека (например, дети, живущие в условиях социальной депривации и педагогической запущенности; люди с некоторыми психическими отклонениями, неврозами и др.). На этапе адаптации субъектное ядро направляет процесс саморегуляции организма на уровне интегративных личностных характеристик: темперамент, характер, индивидуальность. Другими словами, личность «вбирает» в себя генотипические, возрастные особенности индивида и позволяет ему адаптироваться к внешней среде в соответствии с внутренними целями и ценностями. На втором этапе развития человек вбирает в себя личность, управляет своими личностными характеристиками и диспозициями. Целью становится преобразование собственной психики и окружающего мира в соответствии с внутренними целями, ценностями, убеждениями. Отправной точкой (средством) становятся уже не психические особенности человека, а ценностно-смысловые основания его личности. Существенной характеристикой второго уровня развития человека становится плоскость «Я – Ты»: психологически зрелая личность реализует те смыслы, которые рождаются в актах взаимодействия с другими людьми и формами культуры. При этом человек стремится от детерминации к свободе, от неосознанности к осознанности, от диффузности к целостности. Субъектность развивается в течение всей жизни человека, и, соответственно, каждый возрастной этап имеет свои задачи в становлении субъектности, свою феноменологию и формы реализации. Становление субъекта пронизано тремя согласованными направлениями психического развития: общением, деятельностью и самосознанием. На каждом возрастном этапе одна из сфер становится ведущей, решая стоящие перед субъектом задачи развития и определяя его новообразования. Таблица 1 Задачи становления субъектности на разных этапах онтогенеза Примерами реализации субъектного подхода в отечественном образовании являются школа культуротворчества [3],[7] и школа понимания [2]. Основу культуротворческих концепций образования составляют событийные встречи ребенка с опытом культуры, рассматривающие развитие как введение ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы. Именно ребенок как субъект культуротворчества, полагают авторы, должен находиться в центре проектирования современных форм образования. Роль же педагога состоит в выстраивании таких отношений, чтобы взрослый оказался как бы между своей собственной культуро-созидательной работой и культуро-освоительной работой детей. Еще одно важное основание становления субъектности современного ребенка, т. е. самостоятельного и ответственного человека, обосновывает Б.Д. Эльконин путем координирования ценности взросления и ценности развития современных людей. Другими словами, акты развития, по Эльконину, должны совпадать с актами взросления (в настоящий момент взросление ассоциируется с независимым статусом, наличием денег, собственного имиджа и т. д., но не с актами собственного развития). Взрослый как посредник между культурой и ребенком наполняет смыслом встречи ребенка с культурным содержанием, придает этим встречам характер событийности, чуда. Событийная общность людей рассматривается как основание выращивания субъектной позиции ребенка в концепции школы понимания [2]. Название указывает на изначальный антропологизм предлагаемой концепции. Отправной точкой нового образования является понимание и принятие экзистенциальной сущности ребенка. Школа понимания не является реализованной в настоящий момент образовательной моделью; она – скорее прообраз школы будущего. Главная ценность ее – способность открыть, сформировать, упрочить индивидуальные ценности образования у своих питомцев. Школа понимания вбирает в себя лучшие традиции реализации антропологического подхода в образовании: 1) школа понимания основана на живом знании, выводимом учителем вместе с учеником в экзистенциальном диалоге «Я и Ты». Это знание встраивается в систему личного опыта ребенка и становится реальным орудием его индивидуального опыта во взаимодействии с миром; 2) индивидуальный опыт, потребности и ценности ребенка являются отправной точкой в проектировании образования; 3) задача педагога и психолога в образовании – максимально выразительно оформить проблему как пространство возможных действий, т. е. выложить, выразить и представить ту практику, в которой она может стать предметом [15]. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|