|
Клюева Н. В., Батракова С. Н., Варенова Ю. А., Кабанова Т. Б., Кашапов М. М., Рожков М. И., Смирнов А. А, Субботина Л. Ю., Третьякова Г. Ф Педагогическая психология.Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 36258
Автор: Клюева Н. В., Батракова С. Н., Варенова Ю. А., Кабанова Т. Б., Кашапов М. М., Рожков М. И., Смирнов А. А, Субботина Л. Ю., Третьякова Г. Ф
Название: Педагогическая психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Вопросы и задания
1. Какие общепсихологические методы используются в педагогической психологии? 2. Какие стратегии психолого-педагогического исследования вы знаете? 3. Назовите методы психологического обеспечения и поддержки, которые может использовать школьный психолог. 4. Проведите психодиагностическое обследование ребенка и его отношения к семье, используя метод «Рисунок семьи». Продумайте инструкцию, порядок проведения исследования, способы интерпретации. 5. Во время проведения собеседования при поступлении ребенка в первый класс присутствуют родители. Всякий раз, когда ребенок медлит с ответом или ошибается, мама ведет себя очень несдержанно: подсказывает ребенку, толкает его, громко возмущается трудностью заданий. Как вести себя психологу в этом случае? План семинара «Принципы и методы педагогической психологии» 1. Гуманитарные идеалы научности и принципы педагогической психологии. 2. Стратегия исследования и стратегия формирования. 3. Принципы построения психодиагностической работы школьного психолога. 4. Методы психологической помощи и поддержки. Основная литература 1. Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М., 1998. 2. ГильбухЮ.З. Психодиагностика в школе. М., 1989. 3. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. М.,1995. 4. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. М., 1982. 5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.,1995. 6. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1998. Дополнительная литература 7. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1. 8. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993. 9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. 10. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997. 11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. 12. СубботинаЛ.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1996. 13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1995. 14. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Проективные методы в психологической диагностике. М., 1991. 15. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1997. 16. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997. 17. Черников А. Генограма и категории анализа семейной жизни. // Психологическая консультация. 1997. Вып. 1. Исторические аспекты развития педагогической психологии Несмотря на то что интерес к ребенку существовал всегда, предметом научного изучения детство стало сравнительно поздно. В XVII–XVIII вв. ребенок как объект научного исследования рассматривался в рамках естественных наук, прежде всего в медицине. В конце XVIII в. появилась книга врача Д. Тидеманна о развитии психических способностей ребенка. В 1851 г. выходит книга Лебиша «История развития души ребенка». Большое количество исследований особенностей детского развития принадлежало врачам и естествоиспытателям, в том числе Ч. Дарвину. В конце 1870-х гг. русский психиатр И.А. Сикорский опубликовал исследование об особенностях утомления детей. Переломным моментом в исследовании ребенка стала книга «Душа ребенка» В. Прейера (1881), в которой описаны результаты ежедневного наблюдения за развитием собственного сына. Им впервые был дан анализ развития всех психических сил ребенка (развития органов чувств, моторики, воли, рассудка, языка) и предложены методики изучения детства. После появления книги В. Прейера интерес к психологии развития ребенка возрастает. В Америке начинает проводить педагогические исследования С. Холл, опирающийся на биогенетический подход и теорию рекапитуляции, которая заключалась в том, что развитие ребенка – это сокращенный вариант развития человеческого рода. Другой американский психолог Дж. Болдуин утверждал необходимость индивидуального подхода к ученикам на основе данных экспериментальной психологии. Значительное влияние на становление педагогической психологии имели труды немецкого ученого К. Гроса, создавшего теорию игры как формы естественного саморазвития. Им впервые детство было рассмотрено как самостоятельная фаза в развитии человека. Необходимость научного обоснования педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке подчеркивали Ян Амос Коменский, Дж. Локк, Жан Жак Руссо, Иоганн Песталоцци, Адольф Дистервег, П.Ф. Каптерев. Особую роль в становлении педагогической психологии как науки сыграли труды К.Д. Ушинского, прежде всего его книга «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Именно ему принадлежит высказывание: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Педагогическая психология как самостоятельная наука стала формироваться в середине XIX в., а интенсивно развиваться – с 80-х гг. XIX в. Объективными предпосылками ее формирования стали: разработка идеи развития в биологии (теория Ч. Дарвина, в которой была сформулирована идея о том, что развитие подчиняется определенному закону). Любая крупная психологическая концепция связана с поиском законов детского развития; требования педагогической практики (понимание закономерностей, механизмов и условий развития ребенка является основой эффективного педагогического процесса); появление экспериментальной психологии (В. Вундт, В.М. Бехтерев) и разработка объективных методов исследования психических процессов, в частности памяти (Г. Эббингауз), индивидуальных различий (Ф. Гальтон), умственного развития детей (А. Бине). Первая русская лаборатория по изучению ребенка в педагогических целях была основана А.П. Нечаевым в Петербурге в 1901 г. Основой педагогической психологии (термин был предложен в 1877 г. П.Ф. Каптеревым) считались общепсихологические закономерности и механизмы образовательного процесса. Именно П.Ф. Каптерев [9] предложил рассматривать образование как выражение внутренней самодеятельности человеческого организма и развитие способностей. В конце XIX в. определились две тенденции развития педагогической психологии. П е р в а я – связана с комплексной разработкой проблем психического развития ребенка, его обучения и воспитания, профессиональной деятельности учителя (Н^. Вессель, П.Ф. Каптерев, П.Д. Юркевич, П.Ф. Лесгафт, В.Анри, Э.Клапаред, Дж. Дьюи и др.). Вторая тенденция обозначилась в связи с выходом работ Г. Ле Бона «Психология воспитания» (1910) и В. – А. Лая «Экспериментальная дидактика» (1903), зафиксировавших самостоятельность экспериментальной психологии в обучении и воспитании. Психология учителя – самостоятельный раздел педагогической психологии стал формироваться в 40-50-х гг. ХХ в. До этого существовала скорее «психология для учителя», задачей которой было психологическое просвещение учителей (У. Джеймс, Г. Мюнстерберг, Дж. Дьюи). В начале ХХ в. в России состоялись два съезда по педагогической психологии (1906, 1909) и три – по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), где обсуждались вопросы совершенствования педагогического процесса на основе психологических рекомендаций. Термин «экспериментальная педагогика» был предложен Э. Мейманом (создателем лаборатории при школе, решающей задачи обучения и воспитания) в 1907 г. и долгое время трактовался как синоним педагогической психологии. Итогом съездов стало разочарование в возможности применения рекомендаций психологов на практике. Это объяснялось установкой на непосредственное приложение данных, полученных в общей психологии к образованию, и отсутствием методов изучения ребенка, адекватных задачам педагогического процесса. Большой интерес на съездах вызвали выступления педологов. Возникнув в конце Х1Х в. на Западе, педология как комплексная наука о ребенке в начале ХХ в. распространилась и в России. В 1904 г. в Петербурге открылись педологические курсы под руководством А.П. Нечаева, целями которых были распространение знаний, необходимых для понимания особенностей развития, а также образование педагогов. Практическими задачами курсов стали проведение исследований психофизической природы детей, обоснование методов исследования индивидуальных особенностей учащихся, сбор материалов как основа для будущей реформы школы. В этот период выходят журналы «Вестник воспитания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии», «Педагогические известия», «Семья и школа», «Русская школа». Задача педологии заключалась в том, чтобы собрать и систематизировать данные, касающиеся жизни и развития детей, обнаружить законы детского развития, установить его периоды. Педология как наука основывалась на четырех принципах, существенно менявших представления о том, как надо изучать ребенка. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|