Клюева Н. В., Батракова С. Н., Варенова Ю. А., Кабанова Т. Б., Кашапов М. М., Рожков М. И., Смирнов А. А, Субботина Л. Ю., Третьякова Г. Ф Педагогическая психология.

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 36258

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вопросы и задания

1. Какие общепсихологические методы используются в педагогической психологии?
2. Какие стратегии психолого-педагогического исследования вы знаете?
3. Назовите методы психологического обеспечения и поддержки, которые может использовать школьный психолог.
4. Проведите психодиагностическое обследование ребенка и его отношения к семье, используя метод «Рисунок семьи». Продумайте инструкцию, порядок проведения исследования, способы интерпретации.
5. Во время проведения собеседования при поступлении ребенка в первый класс присутствуют родители. Всякий раз, когда ребенок медлит с ответом или ошибается, мама ведет себя очень несдержанно: подсказывает ребенку, толкает его, громко возмущается трудностью заданий. Как вести себя психологу в этом случае?

План семинара

«Принципы и методы педагогической психологии»
1. Гуманитарные идеалы научности и принципы педагогической психологии.
2. Стратегия исследования и стратегия формирования.
3. Принципы построения психодиагностической работы школьного психолога.
4. Методы психологической помощи и поддержки.

Основная литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М., 1998.
2. ГильбухЮ.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.
3. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. М.,1995.
4. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. М., 1982.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.,1995.
6. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1998.

Дополнительная литература

7. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1.
8. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.
9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
10. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
12. СубботинаЛ.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1996.
13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1995.
14. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Проективные методы в психологической диагностике. М., 1991.
15. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1997.
16. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997.
17. Черников А. Генограма и категории анализа семейной жизни. // Психологическая консультация. 1997. Вып. 1.


Исторические аспекты развития педагогической психологии


Несмотря на то что интерес к ребенку существовал всегда, предметом научного изучения детство стало сравнительно поздно. В XVII–XVIII вв. ребенок как объект научного исследования рассматривался в рамках естественных наук, прежде всего в медицине. В конце XVIII в. появилась книга врача Д. Тидеманна о развитии психических способностей ребенка. В 1851 г. выходит книга Лебиша «История развития души ребенка». Большое количество исследований особенностей детского развития принадлежало врачам и естествоиспытателям, в том числе Ч. Дарвину. В конце 1870-х гг. русский психиатр И.А. Сикорский опубликовал исследование об особенностях утомления детей.
Переломным моментом в исследовании ребенка стала книга «Душа ребенка» В. Прейера (1881), в которой описаны результаты ежедневного наблюдения за развитием собственного сына. Им впервые был дан анализ развития всех психических сил ребенка (развития органов чувств, моторики, воли, рассудка, языка) и предложены методики изучения детства. После появления книги В. Прейера интерес к психологии развития ребенка возрастает.
В Америке начинает проводить педагогические исследования С. Холл, опирающийся на биогенетический подход и теорию рекапитуляции, которая заключалась в том, что развитие ребенка – это сокращенный вариант развития человеческого рода. Другой американский психолог Дж. Болдуин утверждал необходимость индивидуального подхода к ученикам на основе данных экспериментальной психологии. Значительное влияние на становление педагогической психологии имели труды немецкого ученого К. Гроса, создавшего теорию игры как формы естественного саморазвития. Им впервые детство было рассмотрено как самостоятельная фаза в развитии человека.
Необходимость научного обоснования педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке подчеркивали Ян Амос Коменский, Дж. Локк, Жан Жак Руссо, Иоганн Песталоцци, Адольф Дистервег, П.Ф. Каптерев.
Особую роль в становлении педагогической психологии как науки сыграли труды К.Д. Ушинского, прежде всего его книга «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Именно ему принадлежит высказывание: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Педагогическая психология как самостоятельная наука стала формироваться в середине XIX в., а интенсивно развиваться – с 80-х гг. XIX в. Объективными предпосылками ее формирования стали:
разработка идеи развития в биологии (теория Ч. Дарвина, в которой была сформулирована идея о том, что развитие подчиняется определенному закону). Любая крупная психологическая концепция связана с поиском законов детского развития;
требования педагогической практики (понимание закономерностей, механизмов и условий развития ребенка является основой эффективного педагогического процесса);
появление экспериментальной психологии (В. Вундт, В.М. Бехтерев) и разработка объективных методов исследования психических процессов, в частности памяти (Г. Эббингауз), индивидуальных различий (Ф. Гальтон), умственного развития детей (А. Бине). Первая русская лаборатория по изучению ребенка в педагогических целях была основана А.П. Нечаевым в Петербурге в 1901 г.
Основой педагогической психологии (термин был предложен в 1877 г. П.Ф. Каптеревым) считались общепсихологические закономерности и механизмы образовательного процесса. Именно П.Ф. Каптерев [9] предложил рассматривать образование как выражение внутренней самодеятельности человеческого организма и развитие способностей.
В конце XIX в. определились две тенденции развития педагогической психологии. П е р в а я – связана с комплексной разработкой проблем психического развития ребенка, его обучения и воспитания, профессиональной деятельности учителя (Н^. Вессель, П.Ф. Каптерев, П.Д. Юркевич, П.Ф. Лесгафт,
В.Анри, Э.Клапаред, Дж. Дьюи и др.). Вторая тенденция обозначилась в связи с выходом работ Г. Ле Бона «Психология воспитания» (1910) и В. – А. Лая «Экспериментальная дидактика» (1903), зафиксировавших самостоятельность экспериментальной психологии в обучении и воспитании. Психология учителя – самостоятельный раздел педагогической психологии стал формироваться в 40-50-х гг. ХХ в. До этого существовала скорее «психология для учителя», задачей которой было психологическое просвещение учителей (У. Джеймс, Г. Мюнстерберг, Дж. Дьюи).
В начале ХХ в. в России состоялись два съезда по педагогической психологии (1906, 1909) и три – по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), где обсуждались вопросы совершенствования педагогического процесса на основе психологических рекомендаций. Термин «экспериментальная педагогика» был предложен Э. Мейманом (создателем лаборатории при школе, решающей задачи обучения и воспитания) в 1907 г. и долгое время трактовался как синоним педагогической психологии.
Итогом съездов стало разочарование в возможности применения рекомендаций психологов на практике. Это объяснялось установкой на непосредственное приложение данных, полученных в общей психологии к образованию, и отсутствием методов изучения ребенка, адекватных задачам педагогического процесса.
Большой интерес на съездах вызвали выступления педологов. Возникнув в конце Х1Х в. на Западе, педология как комплексная наука о ребенке в начале ХХ в. распространилась и в России. В 1904 г. в Петербурге открылись педологические курсы под руководством А.П. Нечаева, целями которых были распространение знаний, необходимых для понимания особенностей развития, а также образование педагогов. Практическими задачами курсов стали проведение исследований психофизической природы детей, обоснование методов исследования индивидуальных особенностей учащихся, сбор материалов как основа для будущей реформы школы. В этот период выходят журналы «Вестник воспитания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии», «Педагогические известия», «Семья и школа», «Русская школа». Задача педологии заключалась в том, чтобы собрать и систематизировать данные, касающиеся жизни и развития детей, обнаружить законы детского развития, установить его периоды. Педология как наука основывалась на четырех принципах, существенно менявших представления о том, как надо изучать ребенка.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богрякова Виктория Александровна. Педагогическая статья «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка».
  • Татьяна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Потапова Людмила Александровна. Тренинг партнерского общения.
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Бардаченко Евгения Александровна Рублёва Ирина Ивановна. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении
  • Раиса Кочкина. «Портфолио группы как эффективное средство взаимодействия с родителями и детьми»
  • Щербинина Татьяна Александровна. «Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»
  • Филипова Елена Владимировна. Профессиональные качества педагога. Словарь педагогических терминов и определений
  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • Программа адаптации и психологическое сопровождение первоклассников. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Педагогический совет «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Петина Светлана Владимировна. «Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ»
  • Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Игорь Герасимов. Профессиональная импровизация в контексте эффективного поведения
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Михальченкова Татьяна Олеговна. СЕМИНАР для педагогов по теме: «Эффективное взаимодействие с родителями. Стратегия поведения при конфликтной ситуации»
  • Кравцова М.М. Дети-изгои. Помощь родителей
  • Калиниченко Вера Георгиевна. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в современных условиях
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Юндина Анна Анатольевна. «Использование приемов мотивации детей младшего возраста к разнообразным видам деятельности».
  • Яна Нилова. Другая сторона самоанализа.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Курик Светлана Владимировна Топоева Ирина Владимировна. Организация нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в области подготовки детей к школе
  • Горовец Нина Сергеевна. Консультация для воспитателей 'Способы разрешения конфликта между педагогом и родителями'
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Негода Елена Анатольевна. «Организация работы с молодыми кадрами в условиях современного образовательного учреждения».
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Зайцева Юлия Викторовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
  • Редактор. proekt
  • Данилова Ольга Анатольевна. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Адаптация первоклассников к школьному оцениванию
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Шарунова Вера Евгеньевна. «Утро радостных встреч»
  • Аханькова Елена Александровна. Консультация «Взаимодействие педагога и семьи дошкольника»
  • Плигина Светлана Александровна. «Наглядная информация, как эффективный способ взаимодействия педагога с семьей»
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Федорова Юлия Геннадьевна. Развитие речи детей дошкольного возраста, используя методику М. Монтессори.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь