Данилова Ольга Анатольевна. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации

Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации

Современная система дошкольного образования в России характеризуется целевой направленностью на гармоничное развитие ребенка. Специфика развивающего образования предъявляет особые требования к деятельности педагога: он становится основной фигурой образовательного процесса. При таком подходе роль педагога в образовании детей дошкольного возраста резко меняется: его задачей оказывается не столько научить ребенка тем или другим знаниям или умениям, сколько обеспечить развитие ребенка с помощью этих знаний и умений.
Именно педагог, в зависимости от индивидуального контекста развития каждого ребенка, подбирает материал и предлагает его ребенку, используя ту или иную ситуацию для дальнейшего его продвижения. Педагог выстраивает индивидуальное содержание образования для каждого ребенка и совместно с ним в процессе личностно-ориентированного взаимодействия. В контексте взаимодействия педагогов с детьми собственно и происходит развитие личности ребенка, а также его компетентности в определенных предметных областях.
В настоящее время впервые в российском образовании приняты концепция и содержание профессионального стандарта педагога, который должен заменить действующие «квалификационные характеристики».
Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Педагог будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видеопрезентации, разбирается в социальных сетях. От воспитателя детского сада также потребуется способность к организации детской деятельности, составлению планов образовательных задач и их корректировке в соответствии с личностными особенностями ребёнка.
Как сказано в официальном сообщении Минобрнауки России, разработка стандарта – один из самых важных и значимых проектов министерства. Но сейчас встает еще более глобальный и сложный вопрос: как сделать так, чтобы педагоги соответствовали всем требованиям этого стандарта?
На сегодняшний день одной из ключевых стратегических задач государственной политики в сфере образования в России является обеспечение возможности непрерывного образования граждан на протяжении всей жизни (согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, Государственной программе «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.).
Решение данной задачи в контексте воспитателя дошкольной образовательной организации предполагает:
реализацию возможностей формального, неформального и информального образования для обеспечения профессионального роста и высоких стандартов профессиональной работы воспитателя;
обновление содержания образования;
интеграцию информационно-коммуникационных технологий в процесс повышения квалификации воспитателей и руководителей ДОО;
привлечение инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса.
Прежде всего, определим, что же такое формальное, неформальное и информальное образование.
Формальное образование – это образование, направленное на получение или изменение образовательного уровня и квалификации в учебных заведениях и учреждениях образования согласно определенным образовательно-профессиональным программам и сроком обучения, мерами государственной аттестации, что подтверждается получением соответствующих документов об образовании. Это все существующие сегодня уровни и ступени образования (основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее образование), а также повышение квалификации и профессиональная переподготовка, проводящиеся по всем требованиям к реализации программ дополнительного профессионального образования.
Основное отличие формального образования от неформального и информального – это обязательное повышение уровня образования, либо квалификации.
Неформальное образование – дополнение или альтернатива формальному образованию в обучении в течение всей жизни человека. Неформальное образование доступно людям всех возрастов, но оно не обязательно имеет непрерывную структуру; оно может быть коротким по продолжительности и мало затратное по интенсивности; оно, как правило, также организуется в форме обучающих мероприятий, мастер-классов или семинаров.
Информальное образование (самообразование) – это освоение социально-культурного опыта, происходящее вне рамок педагогически организованного процесса и лишенное его основных атрибутов. Основное отличие информального образования от неформального:  в неформальном обучении кто-то обучает, в информальном – человек обучается сам.  Пример: если сотрудник приобретает профессиональные навыки на работе в процессе взаимодействия с наставником – это неформальное образование. Если он присматривается к поведению коллег и поступает аналогично – это информальное образование.
Необходимость обеспечения качественной подготовки, профессионального роста и развития работников дошкольного образования была отмечена еще в 2010 году Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя: «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду...».
Таким образом, одной из приоритетных моделей, обеспечивающих все три вида получения образования для воспитателей, является создание и развитие сетевых профессиональных сообществ.
Такое сообщество, созданное на базе современного электронного ресурса (сайта, портала, информационной системы) в сети «Интернет», позволяет обеспечить следующие функции:
информирование (события, новости, тематические статьи, материалы, наработки, программы обучения и пр.);
дистанционное обучение (дистанционные курсы повышения квалификации, различные вебинары, конференции в режиме он-лайн);
обмен опытом (немаловажная составляющая любой из выше названных видов получения образования);
аттестация (независимая оценка методических разработок и опыта других участников сообщества, получение оценок собственной разработки и опыта, в том числе механизмы голосования, рейтингования).
регулярная коммуникация (неформальное общение (личные сообщения), общение по интересам (создание групп), участие в коллективной экспертизе педагогических  и методических разработок, результатов деятельности отдельных педагогических работников дошкольных образовательных организаций, органов управления образованием);
консультирование (по различным профессиональным вопросам и проблемам, тьюторское сопровождение, коучинг и наставничество). 
Исходя из вышеперечисленного, ключевым элементом сетевой структуры профессионального сетевого  сообщества воспитателей должна являться поддержка непрерывного образования, которая ориентирована на построение практики развивающего и развивающегося образования педагогов.
В рамках такой поддержки решаются такие задачи, как:
управление информационными потоками в единой образовательной сети;
непрерывное повышение квалификации педагогов с элементами дистанционного обучения;
совершенствование работы сети методической службы на основе информационно-коммуникационных технологий;
оказание практической помощи педагогам в сфере дошкольного образования непосредственно в образовательных учреждениях (поддержка инновационных процессов, стажерских площадок, опытно-экспериментальных площадок и др.);
повышение мотивации педагогов использованию инновационных педагогических технологий.
Такое решение имеет свои преимущества:
экономические (уменьшаются затраты на повышение квалификации);
педагогические (обучение становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным);
эргономические (педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику, гибкий график занятий позволяет без отрыва от работы повышать квалификацию);
информационные (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий);
коммуникационные (возрастает число педагогов, повышающих свой профессиональный уровень, с которыми возможно взаимодействие).
Для решения задач инновационной поддержки на электронном ресурсе сетевого сообщества целесообразно наличие методического, консультационного раздела и раздела дистанционного обучения.
В методическом разделе должны быть представлены сервисы по наполнению и использованию базы данных по продуктам учебной программы и опыту их применения в дошкольном образовании. Это обеспечит не только решение текущих образовательных задач, но и развитие образовательного потенциала педагогов, решение проблем своевременной доставки оперативной информации всем участникам образовательного процесса.
Основной принцип и одновременно проблема эффективности неформального и информального образования заключается в необходимости самооценки и самоорганизации педагогов. При этом обучение реализует сам учащийся по своей программе и/или в потоке жизни (т.е. без заранее составленной программы, реагируя на внешние условия и импульсы). Для решения этих задач на портале сетевого сообществ целесообразно предоставление различных форм коммуникативных функций, обеспечивающих неформальное общение педагогов для приобретения практического опыта, новых знаний и компетенций.
В разделе дистанционного обучения должны быть учтены следующие модели организации сетевого взаимодействия в условиях ведения профильного обучения:
интеграция очных и дистанционных форм обучения;
предоставление пользователям подробного перечня обучающей информации, представленной в текстовых, графических, аудио и видео форматах, сгруппированной в разрезе программ обучения,
сетевое обучение, включая автономный курс дистанционного обучения, информационно-образовательную среду (форум слушателей, обратная связь с преподавателями, консультации и пр.), использование электронной доски объявлений;
видеоконференции, компьютерные видеоконференции, интерактивное телевидение.
И, наконец, раздел консультирования – его целесообразно представить на сайте отдельным модулем, в котором предоставляются следующие функциональные возможности:
индивидуальное консультирование (режим «вопрос-ответ», личные сообщения, система мгновенных сообщений (чат));
коллективное обсуждение вопроса (режим ленты сообщений, где каждый эксперт может разместить свое мнение по вопросу участника);
видеоконференция (индивидуальная, групповая). 
На сегодняшний день АНО «Статус» по заказу Минобрнауки России ведет разработку подобного ресурса по разработанной специалистами компании модели профессионального сетевого сообщества работников дошкольного образования – Всероссийской ассоциации профессиональных сетевых сообществ участников системы дошкольного образования. Главная цель модели – интегрировать существующие сообщества различного уровня в единую структуру, которая будет отражена и в сетевом взаимодействии (на базе специализированного электронного ресурса), и в очном участии, закреплении статуса члена данной ассоциации, дающем определенные льготы и преимущества. Созданный под эгидой такой Ассоциации электронный ресурс поможет обеспечить возможность формального, неформального и информального образования для каждого работника системы дошкольного образования.

Просмотров: 412
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение педагогов




Другие новости по теме:

  • Данилова Ольга Анатольевна. Модель профессионального сообщества работников дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО как инструмента для реализации инновационных форм методической деятельности
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Чайникова Марина Геннадьевна. Развитие мотивации профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Крапивко Елена Александровна. Технологии активных методов обучения в контексте преемственности стандарта дошкольного и начального общего образования
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Макарова Елена Васильевна. Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Данилова Ольга Анатольевна. Единая среда (сообщество) взаимодействия работников дошкольного образования: новая модель
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Федорова Татьяна Борисовна. Векторы взаимодействия воспитателя с логопедом в условиях современного стандарта образования.
  • Мухина Алина Александровна. Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
  • Тарасова В.И.. Целостность воспитательно-образовательного процесса в условиях интеграции содержания дошкольного образования
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Чернова Наталья Михайловна. Алгоритм разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Чакубаш Нина Геннадьевна. Организация досуговой деятельности в условиях создания новых форм дошкольного образования
  • Шкрунина Елена Борисовна. Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования»
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Физическое воспитание в ДОУ как одна из основных задач дошкольного образования
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Андреенко Татьяна Александровна. ДОРОЖНАЯ КАРТА по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Иванова Татьяна (Г. Новокузнецк). Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования «Знатоки ФГОС»
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь