Методика преподавания психологии: конспект лекций. Коллектив авторов.

Категория: Методология, Психология | Просмотров: 19868

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Тема 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ



3.1. Государственный стандарт


Содержание образования – это специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Под содержанием образования понимают также систему знаний, умений и навыков. Кроме того, понятие «образованный человек» включает в себя такие компоненты, как развитие и воспитание.
При отборе критериев содержания образования следует учитывать не только потребности общества по отношению к высшей школе, но и нужды индивида, т. е. потребности человека в образовании. С учетом этих потребностей в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона об образовании образовательные программы могут быть в следующих формах: в очной, очно-заочной (вечерней), заочной – в образовательном учреждении; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Статья 14 Закона об образовании содержит общие требования к содержанию образования.
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать: а) адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; б) формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; в) интеграцию личности в национальную и мировую культуру; г) формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; д) воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
7. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.
Содержание образования должно обеспечить освоение учащимися социального опыта старших поколений. Выделяют четыре элемента, которые включает в себя этот опыт: а) знания о природе, обществе, технике, мышлении; б) опыт осуществления известных способов деятельности; в) опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, формирование новых способов деятельности на основе уже известных; г) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру. Кроме того, содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека и должно включать систему педагогических средств, во-первых, способствующих развитию интеллектуальной сферы студента и, во-вторых, содействующих адаптации студента, его свободе и интеграции с обществом.
Каждая учебная дисциплина должна способствовать овладению названными выше элементами. Выделяют следующие критерии отбора содержания образования: 1) научная и практическая значимость; 2) соответствие содержания возрастным возможностям; 3) соответствие объема содержания объему имеющегося времени; 4) соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе.
В Российской Федерации установлены государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения (п. 1 ст. 7 Закона об образовании). Стандарт является нормативным документом, который в обязательном порядке содержит: а) минимум содержания основных образовательных программ; б) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; в) требования к уровню подготовки выпускников.
Можно выделить следующие функции образовательного стандарта. С одной стороны, стандарт позволяет оценить уровень образованности учащегося. С другой стороны, он призван обеспечить равные возможности для получения образования, а также стимулировать достижение каждым более высокого результата при получении образования.
Государственный образовательный стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности каждого гражданина в образовании. В связи с этим стандартом образования предусмотрены следующие аспекты: а) выделение ядра образования, обязательного для всех образовательных учреждений; б) усиление значимости гуманитарных аспектов содержания образования; в) сохранение внимания к естественно-математическому циклу предметов; г) ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности. Помимо этого в образовательные стандарты вузов введены требования общего развития студентов, сформированности их учебной деятельности, коммуникативных умений, культуры поведения, усвоения этических норм.
Таким образом, содержание образования, которое определяется государственным стандартом, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, обусловливающие развитие индивидуальности. Выполнение требований образовательных стандартов свидетельствует о формировании у студентов необходимых знаний, умений и навыков, а также ценностных ориентаций, обеспечивающих овладение разными видами деятельности, адаптацию к окружающей природной и социальной среде, уровень общей эрудиции, сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм.
Государственный образовательный стандарт представлен базисным учебным планом. В структуре базисного учебного плана общеобразовательных учреждений выделяются: а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; б) вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный характер развития учащихся, учитывающая их индивидуальные и личностные особенности. В результате в учебном плане выделяют три вида учебных занятий: 1) обязательные занятия, составляющие ядро образования; 2) обязательные занятия по выбору учащихся; 3) факультативные занятия.
План не сводится к описанию отдельных учебных предметов, а представляет собой набор образовательных областей. Это открывает возможности для создания разнообразных учебных планов с альтернативным набором учебных дисциплин, а также обеспечивает внутри– и межпредметные связи.
В соответствии с государственным образовательным стандартом в учебном плане высшего учебного заведения выделяется федеральный, национально-региональный и собственно вузовский компоненты. Федеральный компонент обеспечивает единство образования и включает в себя учебные дисциплины общекультурного и общегосударственного значения. Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы народов страны в лице субъектов Российской Федерации в области образования. Этот компонент включает в себя учебные дисциплины, в которых отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Вузовский компонент, предполагающий как обязательные занятия по выбору, так и факультативные занятия, отражает специфику конкретного образовательного учреждения и позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы. Выделяют следующие характеристики учебных планов:
1) гибкость – она предполагает включение в учебный план нескольких самостоятельных, независимых курсов учебных дисциплин;
2) дифференциация, т. е. варьирование состава дисциплин и времени на их изучение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;
3) интеграция, предполагающая объединение смежных предметов (например, психологии, педагогики и истории развития наук; математики и информатики и т. д.);
4) унификация, когда содержание и объем учебных дисциплин разрабатываются в зависимости от их функционального назначения для определенных профилей;
5) гуманизация, предполагающая разные уровни усвоения студентом отдельных предметов, а также ориентацию на знания как на условия развития учащегося.
В образовательный стандарт входит перечень сведений и умений по каждой учебной дисциплине, обязательный для усвоения студентами. При необходимости этот перечень пересматривается и изменяется.
Общий объем (количество часов) учебного времени, отводимо го студентам дневной формы обучения на выполнение учебного плана, рассчитывается на 54-часовую учебную неделю (девять часов в день за исключением воскресных и праздничных дней). В сред нем на работу студентов с преподавателем в форме обязательных аудиторных занятий отводится не более 50 % времени учебной недели. Остальное время предназначено для самостоятельной работы, встреч с преподавателями (индивидуальные занятия), консультаций по самостоятельному изучению учебного мате риала.
Высшему учебному заведению разрешено самостоятельно определять форму учебного плана, устанавливать график учебного процесса, наличие и продолжительность экзаменационных сессий, сроки начала и окончания семестров; переносить при необходимости изучение отдельных дисциплин с одного периода обучения на другой, а также изменять их объем (при условии, что будет охвачен весь диапазон научных знаний, предусмотренных программой) и соотношение аудиторных, индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов; распределять объемы отдельных видов учебных занятий (лекции, лабораторные работы, практические и семинарские занятия) в пределах объема аудиторных занятий, предусмотренных типовым учебным планом; устанавливать формы итогового контроля для дисциплин, вводимых вузом, а также вводить дополнительные занятия для повышения культурно-образовательного уровня студентов.
Единая основа учебных планов представляет собой реализацию принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в дальнейшем свое развитие и обогащение.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии. 8 класс
  • Васюк Н.В., Мартиросян М.А. и др. Алгебра. 7 класс. Дидактические материалы
  • Кремера Н.Ш. Высшая математика для экономистов. Практикум. Под редакцией
  • Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. Практикум
  • Брагин В.Г., Уединов А.Б., Чулков П.В. Математика. Дидактические материалы. 6 класс
  • Комаров В.Н. Пособие по физике. Для студентов заочного факультета ВМК. Сост.
  • Парфенова Наталия Анатольевна. Коллективная совместная и самостоятельная трудовая деятельность детей подготовительной к школе группы
  • Малыхин В.И. Математика в экономике
  • Дедюлина М.А., Папченко Е.В. и др. Культурология. УМП с квалиметрическим обеспечением
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Ромашкова Е.В. Функции и графики в 8-11 классах
  • Гончаренко Л.И. Практикум по федеральным налогам и сборам с организаций. Под редакцией
  • Железнова Л.М. Сборник задач по теории бухгалтерского учета
  • Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Решения задач
  • Марковина Е.В., Мухина И.А. Инвестиции
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 9 класс. Тетрадь-тренажер
  • Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум
  • Рябушко А.П. Индивидуальные задания по высшей математике
  • Полещук В.И. Задачник по электронике
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 7 класс. Тетрадь-тренажер
  • Обернихиной Г.А. Литература. Практикум. Под редакцией
  • Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel
  • Кардович И.К., Дубова О.Б. и др. Английский язык для студентов экономических специальностей
  • Вольхин В.В. Общая химия. Основы химии
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 8 класс. Тетрадь-тренажер
  • Иванова Р.Г., Савич Т.З., Чертков И.Н. Самостоятельные работы по химии
  • Обернихиной Г.А. Литература. Под редакцией
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 6 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Тальминой П.В., Чернецовой Е.В. Практикум по экономике организации (предприятия). Под редакцией
  • Северина Е.С., Николаева А.Я. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. Под редакцией
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 5 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 7 класс.
  • Виленкин И.В., Гробер В.М. Высшая математика для студентов экономических, технических, естественно-научных специальностей вузов
  • Лизогуб Г.В. Отечественная история
  • Потемкин В.К. Управление персоналом
  • Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 8 класс. К учебнику Макарычева Ю.Н. и др.
  • Покровская З.А., Кацман Н.Л. Латинский язык
  • Соболев А.Б., Вигура М.А., Рыбалко А.Ф., Рыбалко Н.М. Элементарная математика
  • Глазков Ю.А., Варшавский И.К., Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 9 класс. К учебнику Макарычева Ю.Н. и др.
  • Кацман М.М. Сборник задач по электрическим машинам
  • Орлова Т.М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности
  • Ольга Кочергина. Проектная деятельность как средство развития исследовательских и творческих способностей старших дошкольников
  • Левина Е.А, Покатович Е.В. Микроэкономика. Задачи и решения. (Глава I)
  • Курносова Галина Евгеньевна. Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы)
  • Колесникова Н.А., Томашевская Л.А. Английский язык для юристов
  • Пасечник В.В. и др. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь
  • Киркинский А.С. Математический анализ
  • Решетник Ю.Ф. Административное право
  • Саитова Алия Фаритовна. Использование многофункционального нестандартного оборудования в процессе организации самостоятельной двигательной активности дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь