Методика преподавания психологии: конспект лекций. Коллектив авторов.

Категория: Методология, Психология | Просмотров: 19870

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1. Адекватным социальным существом является взрослый человек, критически мыслящий, способный к обучению.
2. Потенциальные возможности развития мышления, чувство «самости» у взрослых выражается в качественных изменениях мыслительных структур.
3. Наиболее предпочтительны творческий и критический типы мышления, способствующие полному развитию взрослого.
4. Комбинирование коллективного обучения и самообучения способствует развитию творческого и критического мышления в наибольшей степени.
5. Обучение включает в себя мышление, поисковое открытие, критическое размышление и творческий ответ.
6. Образование – это не передача знаний, а, скорее, отбор, синтез, открытый диалог.
Здесь возможны различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание обучения обучающемуся предоставляет посторонний источник: преподаватель, учебник, учебный фильм и др.; управленческие, когда лидеры направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые, когда содержание обучения не определено целиком, а учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и поиск их решения. В последнем случае обучающиеся сами отбирают и организуют информацию, содержание обучения, необходимый опыт с целью изучить проблемы и найти их решения. Целью метода является включение обучающегося в мыслительную деятельность, и тогда восприятие содержания и информации происходит в процессе «мышление ? изучение проблемы ? решение проблемы». Указанные методы обучения адекватны задачам андрагогической модели обучения.
Исходя из названных выше посылок, с учетом выводов и методов обучения авторы описываемой модели обучения называют характерные черты обучения взрослых: 1) неприказной, недирективный характер обучения; 2) ориентация обучения на достижение результатов в решении проблем;
3) постановка проблем и создание необходимых знаний;
4) связь с практикой и проверка с ее помощью полученных результатов обучения; 5) постоянное обсуждение содержания, форм и методов обучения в учебной группе; 6) принятие на себя ответственности за процесс обучения всеми членами группы и преподавателем, без права контроля за обучением каждого члена группы; 7) процесс оценивания результатов обучения с участием всех членов группы; 8) диалог между членами учебной группы.
В русле андрагогической модели обучения (как комплексной деятельности обучающего и обучаемого при осуществлении обучения) это означает умение выслушать каждого члена группы, уважать чужое мнение, чувства, критически воспринимать высказываемые мысли, задавать корректные вопросы и стремиться разделить мнение другого. Диалог предусматривает, во-первых, равенство между членами учебной группы, откровенность, доверительность, заботливое отношение друг к другу среди членов учебной группы; во-вторых, взаимоуважение, интегрирование мышления и обучения, при котором индивид контролирует свое мышление и обучение (в отличие от ситуации, в которой мышление индивида просто адаптируется к авторитету или опыту других).
С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся испытывают глубокую потребность в самостоятельности, самоуправлении, они должны играть ведущую, определяющую роль в процессе обучения. Задача преподавателя сводится в конечном счете к тому, чтобы поощрить и поддержать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему самоуправлению. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимися параметров обучения и поиска знаний, умений, навыков и необходимых им качеств.
С позиций андрагогической модели обучения человек по мере своего роста и развития аккумулирует свой опыт, который может быть использован в качестве источника обучения. Функцией обучающего в данном случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении его наличного опыта. Соответственно основными становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач и др.
В андрагогической модели готовность обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения их конкретных жизненных проблем. В этом случае задача обучающего сводится к тому, чтобы снабдить обучающегося необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выяснить свои потребности в обучении. Основой организации процесса обучения в связи с этим становится индивидуализация обучения на основе индивидуальной программы.
В рамках андрагогической модели обучающиеся хотят получить способность применить приобретенные ими навыки и знания уже сегодня, чтобы стать более компетентными в решении каких-либо проблем. Соответственно и курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на решение их конкретных жизненных задач. Деятельность обучающегося в этом случае заключается в приобретении конкретных знаний, умений, навыков, которые ему необходимы для решения жизненно важной проблемы, а деятельность обучающего – к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков и качеств. Обучение строится по междисциплинарным модулям.
В андрагогической модели весь процесс обучения строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающего. Без этой формы деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.


1.5. Организация обучения взрослых


В соответствии с принятой ЮНЕСКО терминологией по степени организованности различают образование формальное, внеформальное и неформальное.
Формальное образование предполагает организацию обучения, отвечающую следующим требованиям. Во-первых, это должно быть образование, приобретенное обучающимся в специально предназначенных для обучения учреждениях. Во-вторых, обучение должен осуществлять специально подготовленный персонал. В-третьих, данный вид образования должен привести к получению общепризнанного документа об образовании. В-четвертых, в рамках формального образования осуществляется систематизированное обучение, т. е. систематическое овладение классифицированными знаниями, умениями и навыками. Наконец, это обучение характеризуется целенаправленной деятельностью обучающихся. Это – общепринятый, традиционный вид образования, представленный традиционными же системами образования.
Внеформальное обучение отличается двумя параметрами: систематизированностью обучения и целенаправленной деятельностью обучающихся. Это обучение, организованное вне стен учебных заведений, оно не всегда осуществляется профессиональными преподавателями (например, коллегами по работе) и не всегда завершается получением общепризнанного документа об образовании. Здесь уместно вспомнить различного рода кружки, секции, курсы, лектории и т. п.
Неформальное обучение – это неорганизованное обучение, не имеющее ни одного из названных параметров. Иначе говоря, это любое приобретение информации о различных сторонах жизни, полученных из средств массовой информации, от друзей, знакомых, при посещении театров, кино, если даже это новое знание не всегда соответствует действительности, приблизительно или поверхностно. Такие знания не систематизированы, случайны, не всегда научно обоснованны, а выработка определенных навыков и умений, формирование привычек, качеств и ценностей неосознанны. Расширение сферы образования в настоящее время происходит прежде всего за чет бурного развития именно неформального образования. В рамках этого вида образования не требуются предварительные условия для начального обучения, не предъявляется никаких требований к месту, времени, срокам, формам и методам обучения.
По способу организации индивидуальной работы обучающихся образование подразделяется на институциональное, групповое и самостоятельное.
Институциональное обучение – наиболее принятый вид. Его отличают наличие опытных преподавателей и добротных источников обучения. Сильная сторона этого вида обучения состоит в стабильности, основательности подготовки, достаточной глубине и высокой степени гарантированности достижения результатов. К недостаткам можно отнести высокую степень диктата обучающих, ощущение зависимости у обучающихся, значительную стандартизацию, консервативность, негибкость.
Групповое обучение – в нем участвуют на равных несколько обучающихся, избравших и совместно создавших одну программу, при этом цели, план реализации и основное содержание принимаются всеми членами группы обучающихся. Данный вид обучения эффективен в тех случаях, когда его программа интересна нескольким людям. Однако здесь могут быть и свои опасности, такие, как неудачное лидерство, межличностные конфликты, плохие взаимоотношения.
Самостоятельное обучение характеризуется большей степенью автономности, независимости обучающегося от внешних взаимодействий, гибкостью обучения. Его применение адекватно тогда, когда обучающийся проявляет заинтересованность и ответственность в обучении, когда программа не столь сложна и затруднены другие виды обучения. В самообучении также возможны неудачи, например, затруднены доступ к необходимым источникам обучения, осуществление собственных учебных действий, лимитировано установление обратной связи, т. е. критической оценки результатов деятельности обучающегося.
По основному способу взаимодействия обучающегося и обучающего образование подразделяется на очное и дистантное (или дистанционное). Преимущества очного обучения состоят в том, что этот вид образования обеспечивает непосредственный контакт, непосредственное общение обучающегося с обучающим. Это позволяет достигать высокой эффективности обучения.
Дистантное обучение возникло и развивалось в рамках обучения по переписке. Помимо письменных работ и источников обучения в дистантном обучении используются теле– и радиопередачи, видео– и аудиокассеты, компьютерные программы, различного рода консультации преподавателей (компьютерные, телефонные, очные).
С развитием дистанционного обучения связано появление концепции «открытого» обучения (по-русски его лучше обозначить как свободное обучение). Отличием свободного обучения является практически не ограниченное разнообразие курсов и программ обучения, причем не ограниченное ни по содержанию, ни по срокам изучения, ни по формам обучения, ни по видам образования. Данный вид обучения строится на следующих философских, психологических и андрагогических посылках:
1) самостоятельная и ведущая роль личности в процессе ее обучения;
2) предоставление образовательными институтами обучающемуся возможностей и помощи для осуществления процесса обучения;
3) преодоление негативных аспектов дистанцирования обучающихся от обучающих;
4) использование различных форм связи между обучающимся и обучающими.
Главным принципом этого вида обучения является принцип свободного выбора. С развитием свободного обучения видоизменились взаимосвязи между обучающимися и обучающими и самим обучением: появилось реальное вовлечение обучающегося в процесс обучения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии. 8 класс
  • Васюк Н.В., Мартиросян М.А. и др. Алгебра. 7 класс. Дидактические материалы
  • Кремера Н.Ш. Высшая математика для экономистов. Практикум. Под редакцией
  • Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. Практикум
  • Брагин В.Г., Уединов А.Б., Чулков П.В. Математика. Дидактические материалы. 6 класс
  • Комаров В.Н. Пособие по физике. Для студентов заочного факультета ВМК. Сост.
  • Парфенова Наталия Анатольевна. Коллективная совместная и самостоятельная трудовая деятельность детей подготовительной к школе группы
  • Малыхин В.И. Математика в экономике
  • Дедюлина М.А., Папченко Е.В. и др. Культурология. УМП с квалиметрическим обеспечением
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Ромашкова Е.В. Функции и графики в 8-11 классах
  • Гончаренко Л.И. Практикум по федеральным налогам и сборам с организаций. Под редакцией
  • Железнова Л.М. Сборник задач по теории бухгалтерского учета
  • Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Решения задач
  • Марковина Е.В., Мухина И.А. Инвестиции
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 9 класс. Тетрадь-тренажер
  • Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум
  • Рябушко А.П. Индивидуальные задания по высшей математике
  • Полещук В.И. Задачник по электронике
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 7 класс. Тетрадь-тренажер
  • Обернихиной Г.А. Литература. Практикум. Под редакцией
  • Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel
  • Кардович И.К., Дубова О.Б. и др. Английский язык для студентов экономических специальностей
  • Вольхин В.В. Общая химия. Основы химии
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 8 класс. Тетрадь-тренажер
  • Иванова Р.Г., Савич Т.З., Чертков И.Н. Самостоятельные работы по химии
  • Обернихиной Г.А. Литература. Под редакцией
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 6 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Тальминой П.В., Чернецовой Е.В. Практикум по экономике организации (предприятия). Под редакцией
  • Северина Е.С., Николаева А.Я. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. Под редакцией
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 5 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 7 класс.
  • Виленкин И.В., Гробер В.М. Высшая математика для студентов экономических, технических, естественно-научных специальностей вузов
  • Лизогуб Г.В. Отечественная история
  • Потемкин В.К. Управление персоналом
  • Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 8 класс. К учебнику Макарычева Ю.Н. и др.
  • Покровская З.А., Кацман Н.Л. Латинский язык
  • Соболев А.Б., Вигура М.А., Рыбалко А.Ф., Рыбалко Н.М. Элементарная математика
  • Глазков Ю.А., Варшавский И.К., Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 9 класс. К учебнику Макарычева Ю.Н. и др.
  • Кацман М.М. Сборник задач по электрическим машинам
  • Орлова Т.М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности
  • Ольга Кочергина. Проектная деятельность как средство развития исследовательских и творческих способностей старших дошкольников
  • Левина Е.А, Покатович Е.В. Микроэкономика. Задачи и решения. (Глава I)
  • Курносова Галина Евгеньевна. Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы)
  • Колесникова Н.А., Томашевская Л.А. Английский язык для юристов
  • Пасечник В.В. и др. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь
  • Киркинский А.С. Математический анализ
  • Решетник Ю.Ф. Административное право
  • Саитова Алия Фаритовна. Использование многофункционального нестандартного оборудования в процессе организации самостоятельной двигательной активности дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь