Методика преподавания психологии: конспект лекций. Коллектив авторов.

Категория: Методология, Психология | Просмотров: 19865

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3.2. Учебные программы


На теоретическом уровне содержание образования представлено в учебных планах, свое конкретное воплощение оно получает в учебных дисциплинах (курсах). Учебная дисциплина – это система научных знаний, умений и навыков, которые позволяют студенту усвоить основные положения науки, культуры, труда и производства. Содержание научной дисциплины должно изучаться в последовательности его исторического возникновения. Ее изложение должно быть основано на структуре современного состояния научной дисциплины и соответствовать познавательным возможностям студентов. Содержание учебной дисциплины реализуется и фиксируется в учебных программах.
Учебная программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине. Она представляет собой логическую структуру изучения материала с указанием последовательности изучаемых тем и вопросов. Критерий успешности и эффективности процесса обучения – усвоение знаний, предусмотренных программой учебной дисциплины.
Исследователи выделяют функции учебной программы: описательную (программа описывает содержание учебной дисциплины); идейно-мировоззренческую (знания, предусмотренные программой, направлены на формирование научного мировоззрения и духовности студента); регулирующую, или организационно-методическую (учебная программа организует деятельность и преподавателя по подготовке к занятиям, и студента по самостоятельному изучению дисциплины). Последнюю функцию учебная программа выполняет во взаимодействии с программами других дисциплин, что позволяет создать общее мировоззрение студента и сформировать у него духовно-ценностное отношение к явлениям действительности.
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта в той или иной области образования. Они утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер.
По мере социального, научно-технического прогресса, развития науки и практики периодически возникает необходимость пересмотра учебных программ. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы, которые должны соответствовать требованиям государственного стандарта. В рабочей программе очерчивается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса.
Авторские учебные программы также учитывают требования государственного стандарта, но могут иметь иную логическую структуру построения учебной дисциплины, авторскую точку зрения на изучаемые явления и процессы, собственные подходы к изучению тех или иных теорий. Подобного рода программы должны иметь внешние рецензии (от специалистов в данной области, педагогов, психологов, методистов). Такие программы в основном используются в преподавании курсов по выбору.
Существует два способа построения учебных программ: концентрический и линейный. Если одни и те же разделы, темы учебной программы изучаются на разных ступенях обучения либо происходит возвращение к уже пройденному учебному материалу на разных этапах изучения одной и той же дисциплины, имеет место концентрический способ развертывания содержания учебного материала. При линейном способе не происходит возвращения к изучавшимся разделам, темам дисциплины; учебный материал излагается последовательно, с постепенным усложнением, новое знание излагается на основе уже изученного материала. Эти два способа построения учебных программ взаимно дополняют друг друга.
Структура учебной программы содержит три элемента: 1) объяснительную записку, в которой определены основные задачи учебной дисциплины; 2) содержание дисциплины, т. е. тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, виды занятий; 3) некоторые методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
Содержание учебных программ находит свое отражение в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия.
Расписание учебных занятий – это документ, обеспечивающий организацию учебно-воспитательного процесса, определенный ре жим работы вуза. Его составляют на семестр. Задача разработки расписания состоит в том, чтобы обеспечить методически правильный порядок изучения дисциплин в семестре, их взаимную увязку, педагогически обоснованную последовательность и чередование всех видов занятий с учетом психологических возможностей обучающихся. Составление расписания – сложный процесс, требующий большой подготовительной работы, глубокого знания и понимания учебных планов и графиков, педагогических кадров и всей учебно-лабораторной базы вуза.
Исходными данными для планирования расписания являются: а) время, отводимое учебным планом на изучение предмета, и распределение часов по видам занятий; б) количество лекционных аудиторий (количество лекционных потоков); в) количество учебных групп в потоке; г) распределение преподавателей по формам учебной работы, перечень лекций и практических занятий, планируемых в специализированных классах (лабораториях); д) педагогические требования (чередование технических и гуманитарных предметов, необходимость соблюдения определенных интервалов между лекционными и практическими занятиями и т. д.).
Расписание занятий на семестр должно отвечать трем основным группам требований: методическим, организационным и требованиям, обеспечивающим самостоятельную и научно-исследовательскую работу студентов.
К методическим требованиям относятся соблюдение последовательности проведения занятий в соответствии с программой; равномерность учебной нагрузки студентов по неделям в семестре; планирование лекций только на первые два-четыре часа занятий (так как после четырех часов работоспособность студента падает на 30–35 % и лекционная форма обучения становится малоэффективной); чередование проведения двухчасовых лекций в одном и том же потоке для некоторой психофизиологической разрядки в работе студентов; планирование занятий, требующих большого нервного либо физического напряжения, вызывающих сильные эмоции (физкультура, работа в некоторых типах лабораторий), на последние часы; проведение практических занятий по каждой теме не раньше, чем на следующий день после теоретических (лекций); планирование занятий по одному и тому же предмету не более чем на два часа в день (за исключением лабораторных работ).
Организационные требования предусматривают четкое распределение часов занятий для каждого преподавателя, помещений для занятий, учет занятости преподавателей на смежных курсах или факультетах, разнесение по времени лекций по одному и тому же предмету для обеспечения взаимозаменяемости лекторов на случай болезни одного из них, отсутствие свободных часов в проведении занятий в течение дня.
Требования по обеспечению самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов имеют в виду разнесение лекций по одному и тому же предмету не менее чем на один-два дня, обеспечение между семинарами по одному и тому же предмету интервалов не менее чем в одну неделю (для равномерности нагрузки студентов), планирование на один день не более двух практических занятий с трудоемкой подготовкой.
При составлении расписания учебных занятий необходимо учитывать пожелания студентов. Стабильность расписания обеспечивается тем, что его утверждает ректор: без его ведома никто не имеет права вносить в расписание какие-либо изменения.


Тема 4. ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ


Эффективное образование возможно только на основе применения разнообразных форм и методов организации педагогического процесса. Метод обучения выступает в роли способа организации процесса освоения обучающимися новых знаний, формирования умений и навыков, развития их психических (психологических) функций и личных качеств. Понятие «метод» характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебного процесса. Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.
Понятие формы организации обучения отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Форма обучения связана с внутренней, содержательной стороной процесса обучения: одна и та же форма может применяться в различных методах обучения и наоборот. В дидактике выделяют следующие организационные формы обучения:
› способы обучения;
› формы организации всей системы обучения;
› формы (виды) учебной деятельности обучаемых;
› формы организации текущей работы обучаемых групп.
Форма как внешняя сторона организации учебного процесса зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников учебного процесса и других его элементов. Формы обучения подразделяются по количеству обучающихся времени и месту обучения.
В дидактике принято выделять формы обучения индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником В групповых формах работа осуществляется в группах, формируемых на различной основе Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя одновременно со всеми обучаемыми в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма рассматривается как работа целостного коллектива, обладающего своими особенностями взаимодействия. Парная форма обучения предполагает основное взаимодействие между двумя обучаемыми. Остальные формы обучения связаны с местом осуществления занятий.
По дидактическим целям формы организации обучения подразделяются на теоретические, практические, трудовые, комбинированные (В. А. Онищук). Выделяют также три группы организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия (А. В. Хуторский). Индивидуальные занятия включают репетиторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение. К коллективно-групповым занятиям относят урок, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры. Индивидуально-коллективные занятия – это проекты, научные, творческие недели, погружения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии. 8 класс
  • Васюк Н.В., Мартиросян М.А. и др. Алгебра. 7 класс. Дидактические материалы
  • Кремера Н.Ш. Высшая математика для экономистов. Практикум. Под редакцией
  • Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. Практикум
  • Брагин В.Г., Уединов А.Б., Чулков П.В. Математика. Дидактические материалы. 6 класс
  • Комаров В.Н. Пособие по физике. Для студентов заочного факультета ВМК. Сост.
  • Парфенова Наталия Анатольевна. Коллективная совместная и самостоятельная трудовая деятельность детей подготовительной к школе группы
  • Малыхин В.И. Математика в экономике
  • Дедюлина М.А., Папченко Е.В. и др. Культурология. УМП с квалиметрическим обеспечением
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Ромашкова Е.В. Функции и графики в 8-11 классах
  • Гончаренко Л.И. Практикум по федеральным налогам и сборам с организаций. Под редакцией
  • Железнова Л.М. Сборник задач по теории бухгалтерского учета
  • Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Решения задач
  • Марковина Е.В., Мухина И.А. Инвестиции
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 9 класс. Тетрадь-тренажер
  • Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум
  • Рябушко А.П. Индивидуальные задания по высшей математике
  • Полещук В.И. Задачник по электронике
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 7 класс. Тетрадь-тренажер
  • Обернихиной Г.А. Литература. Практикум. Под редакцией
  • Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel
  • Кардович И.К., Дубова О.Б. и др. Английский язык для студентов экономических специальностей
  • Вольхин В.В. Общая химия. Основы химии
  • Артеменков Д.А., Белага В.В. и др. Физика. 8 класс. Тетрадь-тренажер
  • Иванова Р.Г., Савич Т.З., Чертков И.Н. Самостоятельные работы по химии
  • Обернихиной Г.А. Литература. Под редакцией
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 6 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Тальминой П.В., Чернецовой Е.В. Практикум по экономике организации (предприятия). Под редакцией
  • Северина Е.С., Николаева А.Я. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. Под редакцией
  • Петерсон Л.Г. и др. Математика. 5 класс. Методические рекомендации к учебнику
  • Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 7 класс.
  • Виленкин И.В., Гробер В.М. Высшая математика для студентов экономических, технических, естественно-научных специальностей вузов
  • Лизогуб Г.В. Отечественная история
  • Потемкин В.К. Управление персоналом
  • Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 8 класс. К учебнику Макарычева Ю.Н. и др.
  • Покровская З.А., Кацман Н.Л. Латинский язык
  • Соболев А.Б., Вигура М.А., Рыбалко А.Ф., Рыбалко Н.М. Элементарная математика
  • Глазков Ю.А., Варшавский И.К., Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 9 класс. К учебнику Макарычева Ю.Н. и др.
  • Кацман М.М. Сборник задач по электрическим машинам
  • Орлова Т.М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности
  • Ольга Кочергина. Проектная деятельность как средство развития исследовательских и творческих способностей старших дошкольников
  • Левина Е.А, Покатович Е.В. Микроэкономика. Задачи и решения. (Глава I)
  • Курносова Галина Евгеньевна. Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы)
  • Колесникова Н.А., Томашевская Л.А. Английский язык для юристов
  • Пасечник В.В. и др. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь
  • Киркинский А.С. Математический анализ
  • Решетник Ю.Ф. Административное право
  • Саитова Алия Фаритовна. Использование многофункционального нестандартного оборудования в процессе организации самостоятельной двигательной активности дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь