Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста

Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста

Ирина Александровна Волкова, воспитатель МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», город Югорск

Аннотация. Рассматривается педагогический проект «Моя будущая безопасная профессия» как система работы по формированию культуры безопасности личности детей дошкольного возраста посредством ранней профессиональной ориентации.

Ключевые слова: культура безопасности личности, ранняя профессиональная ориентация, труд взрослых, предметно-пространственная развивающая среда, проектная деятельность.

 

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, необходимо содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально — значимой деятельности для осмысленного выбора профессии, а также воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Закладывать мотивацию к выбору профессии необходимо еще в детском саду. Из анализа состояния проблемы следует вывод, что правила безопасности, как правило, рассматриваются педагогами вне контекста соответствующей профессии. Таким образом, формирование культуры безопасности личности детей дошкольного возраста и ранняя профессиональная ориентация, как правило, идут параллельно друг другу, либо пересекаются от случая к случаю. [1]

Возникает проблема необходимости создания системы работы по формированию культуры безопасности личности детей дошкольного возраста посредством ранней профессиональной ориентации.

С этой целью разработан и реализован педагогический проект «Моя будущая безопасная профессия».

Основным видом детской деятельности является игра, которая выступает на первый план при ознакомлении с трудом взрослых. [4] Необходимо создать предметно – пространственную развивающую среду, позволяющую детям свободно реализовывать свои замыслы в играх о профессиях. Все групповое пространство было разделено на несколько крупных «Профориентационных центров», подобрано современное наименование и подобран перечень современных профессий к ним. Так в группе появились: библиотечно — информационный центр (библиотекарь, программист, дизайнер, специалист по рекламе), телевизионный центр (музыкант, артист, звукорежиссер, режиссер, костюмер, дирижер, кукловод, декоратор, дизайнер, хореограф, телеведущий), центр автотехосблуживания (автомеханик, автослесарь, работник заправки, кассир), центр спорта (тренер, инструктор по спорту, кассир, спортсмен, звукорежиссер), экологический центр (цветовод, кинолог, садовник, лаборант, зоотехник, ветеринар), арт — студия (дизайнер, художник, архитектор, скульптор, мультипликатор. [5]

Уголок дежурства также был преобразован. Вместо традиционных видов дежурств, были подобраны наименования профессий, трудовым действиям которых соответствуют виды дежурств. А также введены новые виды трудовых поручений, соответствующие профессиям.

Традиционный вид дежурства

Наименование профессии

Трудовые поручения

Дежурство по столовой

Официант

Накрывать столы к приему пищи

Дежурство по уголку природы

Цветовод

Метеоролог

Ухаживать за растениями

Наблюдать за погодой

Дежурный по занятиям

Учитель

Проверка готовности раздаточного материала

-

Доктор

Проверять чистоту рук после мытья

Одной из запоминающейся детям сюжетной игры, стал «День самоуправления». Дети заранее договорились, в роли какой профессии детского сада они бы хотели бы побывать: заведующий, заместитель по хозяйственной части, швея и конечно, педагоги. На почетной доске были размещены фотографии наших взрослых детей.

Широко использовалась технология проектной и исследовательской деятельности. [2] Были реализованы детские проекты: «Опасные предметы на кухне», в ходе которого с детьми был создан видеоролик. В создании ролика использовались детские рисунки и видеозаписи экскурсий и интервью самих детей. Видеоролик затем использовался как обучающий фильм в других группах детского сада.

В ходе реализации детского проекта «Мой приятель – светоотражатель», ребятами была изготовлена универсальная повязка, изготовленная из светоотражающей тканой полосы и регулируемой липкой основы, предназначенная для ношения на голове или поясе.

Продуктом детского проекта «Кем быть?» стал альбом с изображением профессий. Каждая семья подошла к этому творчески: рисунок, аппликация или фото с изображением того, как ребенок видит себя в будущей профессии; небольшой рассказ о ее значимости.

В образовательной деятельности с детьми широко использовались следующие алгоритмы:

  • составление загадок и рифмовок
  • игра «Да-нетка» классификационная и пространственная
  • формулировка вопросов
  • метод комбинаторики (морфотаблица и круги Луллия)
  • метод «системный оператор» [3]

Поскольку в данных алгоритмах в качестве наглядного материала используется большое количество моделей, схем, символов, знаков, они позволяют не только решить задачи проекта, но и сформировать знаково – символическую функцию.

Успешность и результативность формирования у детей культуры безопасности личности зависит от сотрудничества педагога со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому в рамках работы по теме осуществляется взаимодействие с родителями (законными представителями) и социальными партнерами.

Приоритетной формой взаимодействия с семьями по данному направлению стали «родительские десанты», благодаря которым количество семей воспитанников, непосредственно вовлечённых в образовательную деятельность составило 60%.

«Родительские десанты» охватили различные формы организации образовательной деятельности:

  • Рассказ о своей профессии
  • Организация экскурсии
  • Мастер – класс об увлечении семьи/члена семьи
  • Игры с детьми в помещении и на улице
  • Чтение детям
  • Подбор и показ презентаций по безопасности.

На протяжении многих лет детский сад сотрудничает с Югорским Управлением технологического транспорта и специальной техники. В шефской организации дети посещают музей специальной техники, в котором знакомятся с профессией водителя, автомеханика. Также на основании соглашения о сотрудничестве был смонтирован и обслуживается детский автогородок. Площадкой для апробации автогородка стал отряд юных инспекторов движения, который был создан на базе моей группы.

В рамках данного проекта в пилотном режиме в сотрудничестве с «Югорским политехническим колледжем» была апробирована инновационная акция по ранней профориентации «От садика до колледжа», цель которой — развитие представлений о мире рабочих профессий: каменщик, продавец, электрик, плиточник. Ознакомление с данными профессиями были проведены мастерами и студентами колледжа в форме практико – ориентированных мастер-классов.

В рамках социального партнерства на базе «Детского сада «Снегурочка» прошла городская квест-игра «Югорские профессии». Данное мероприятие было посвящено 55-летнему юбилею города Югорска. Профессии были выбраны именно те, которые имеются на территории города Югорска и понятные детям: пожарный, полицейский, газовик, учитель, строитель, повар, врач, художник. В роли профессий были не только педагоги, но и родители, и социальные партнеры.

Таким образом, реализация проекта «Моя будущая безопасная профессия» по формированию культуры безопасности личности через раннюю профессиональную позволило достигнуть следующих результатов:

  • Создать предметно – пространственную развивающую среду по данному направлению.
  • Расширить представления детей о труде взрослых.
  • Сформировать у детей культуру безопасного поведения.

Об эффективности проекта свидетельствуют также результаты опроса воспитанников по теме «Моя будущая профессия»: 100% воспитанников смогли назвать, какую они хотят выбрать профессию в будущем, т.е. смогли выразить четкое профессиональное самоопределение.

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста- СПб.: Детство-Пресс, 2016.
  2. Лыкова И.А., Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017г.
  3. Сидорчук Т.А. «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания, Ульяновск, 2015г.
  4. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно- методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
  5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.

Интернет — источники

  1. https: //www. navigatum. ru/
  2. http: //rodnaya-tropinka. ru/detyam-o-professii-pozharnogo/
  3. http: //bezopasnost-detej. ru/
Просмотров: 413
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Детский сад. «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в рамках введения ФГОС»
  • Сарапкина Ирина Николаевна. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Ковалёва Любовь Михайловна. Все профессии важны, все профессии нужны - Конспект игрового занятия по лексической теме «Профессии» - для детей подготовительной группы с ОНР
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Корхова Юлия Александровна, Занина Любовь Викторовна. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИГА — ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ.
  • Черникова Юлия Владимировна. Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
  • Наталья Николаевна Ратова. Презентация 'Предметно-развивающая среда по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста'
  • Астапенко Юлия Валерьевна, Вишнякова Ольга Михайловна. Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессиональная ориентационная зона «Кухня»»
  • Боженова Кристина Сергеевна. Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации как условие оздоровления и ранней профориентации детей дошкольного возраста: игровой комплекс «Медицина»
  • Ченцова Ольга Николаевна. Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Князева Надежда Андреевна. Статья «Как создать для детей младшего дошкольного возраста предметно-игровую среду в группе».
  • Костина Татьяна Андреевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста
  • Дивакова Лариса Геннадьевна. Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Черепенькина Екатерина Игоревна. Игра-квест по ПДД «Тропа безопасности» для детей дошкольного возраста.
  • Остапова Надежда Валентиновна. Методическая разработка по формированию основ безопасности для детей старшего дошкольного возраста
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Челядина Светлана Владимировна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. «Транспорт, профессии на транспорте».
  • Влейская Людмила Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Шапеева Светлана Вадимовна. Дидактические игры для старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности детей.
  • Элеменкина Арина Михайловна. Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасности жизни в игровой деятельности
  • Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
  • Рябцева Елена Викторовна. Сценарий творческой мастерской для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Книга безопасности»
  • Ляпина Елена Васильевна. Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей младшего и среднего возраста «Дошколёнок должен знать, как по улицам шагать»
  • Тимохина Юлия Васильевна, Савальвер Лариса Николаевна,Виданова Татьяна Алексеевна. Информационно – игровой проект: «Путешествие в мир профессий. Профессии наших родителей». для средней группы (4-5 лет).
  • Мещерякова Ольга Александровна. Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
  • Л.В. Скрипник О.В. Катаева. Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «группы риска» «Мир профессий»
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Ирина Зимина. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Труд в профессии взрослых»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь