Руа Даниэль. Требование и желание.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 9126

Формат:   HTML
Язык:   Русский


Радикальные эффекты требования
Весь этот пройденный нами путь показался мне необходимым, чтобы подойти, наконец, к рассмотрению разработанной Жаком Лаканом в этом семинаре конструкции, основанной на трех понятиях: потребность, требование и желание. В более концентрированной форме он представит эту конструкцию в своих статьях «Ведение лечения и принципы его возможностей» (текст, датированный июлем 1958г.*), и «Значение фаллоса» (датированный маем 1958г. ). В этих текстах, как и в семинаре, для Лакана каждый раз речь идет возвращении желанию значения, которым, по его мнению, пренебрегали аналитики после Фрейда. Кроме того, он видит свою цель в том, чтобы напомнить, что «способ ведения психоанализа» зависит от места психоаналитика как «человека, которому говорят, и которому говорят свободно», и что это имеет непосредственные следствия для анализируемого.
Приведем следующие строки Лакана: «уже потому, что он говорит, он от меня требует...: его требование ни с чем не связано, оно не привлекает никакой объект». «Это требование является радикальным», -скажет он на той же с.617 «Ведения лечения», в сборнике «Écrits».
«Через посредничество требования все прошлое вскрывается до самых основ раннего детства. Требовать, - субъект ничего больше и не делал, как это; он не мог и жить иначе, нежели посредством этого; и мы пожинаем вытекающие отсюда последствия».
Таким образом, мы можем критически подойти к тем исследователям, которые будут работать вне «лакановской психологии» и начнут определять фазу потребности, фазу требования и фазу желания, представляя собой угрозу, нависающую с тех самых пор, как теория влечений Фрейда была сведена к пошлой истории стадий развития ребенка.
Будем отталкиваться от двойственности требования (с.469).
С одной стороны, требование имеет целью удовлетворение потребности. Конечно, как таковая потребность, прежде всего, заключена в «символические скобки», как это формулирует Лакан (с.330), но, тем не менее, «есть и некий остаток» (с.441-442), и то, что оказывается потерянным, обнаруживает себя по ту сторону требования. Именно на этом «остатке потребности», прошедшем через фильтр означающего, и обосновывается желание. Итак, мы имеем здесь желание, которое несет в себе условия, связанные с этим особого рода гибридом, порожденным некой специфической потребностью ребенка, и конкретным ответом на данную потребность со стороны матери. Лакан в ряде мест семинара настаивает на том, что остатки, образовавшиеся после этой операции, продолжают существовать со стороны субъекта; и перед этим «объектом» «Другой утрачивает свое преимущество» (с.443).

J'La direction de la cure et les principes de son pouvoir», в Écrits. «La signification du phallus», в Écrits.

Но, с другой стороны, требование обладает собственными особенными характеристиками. Оно является требованием, направленным по ту сторону всякого удовлетворения, требованием получить ответ Другого вне удовлетворения, требованием, чтобы Другой дал не то, что у него есть и чем он может распоряжаться, а то, чего у него нет: то, что называют его любовью. В той мере, в какой требование является требованием любви, оно оказывается «безусловным». Это достаточно сильное слово во французском языке, оно содержит в себе измерение абсолютного, императив, безоговорочность, все то, что не предполагает никаких обсуждений. Будучи узником безусловного в любви, требование потеряло по дороге свои собственные специфические условия: любовь слепа. Желание находится, таким образом, по эту сторону требования как требования любви, поскольку оно удовлетворяется на некоторых условиях, а именно тех, что оно получает объекты удовлетворения потребности. Но эти условия желания наследуют безусловное требование любви, которое, в конце концов, становится, как говорит Лакан, «абсолютным условием» желания. Здесь мы уже улавливаем отзвуки постоянной латентной дисгармонии, существующей между любовью, которая держится в стороне от всякого возможного удовлетворения, и желанием, которое достигает удовлетворения лишь при исполнении его абсолютного условия. В сжатом виде Лакан выражает это противоречие одной лаконичной фразой, где он касается отношений между полами, «занимающих закрытое поле желания и там вершащих свою судьбу»: «субъект как Другой, применительно к каждому из партнеров отношения, не может ограничить себя существованием ни в качестве субъекта потребности, ни в качестве объекта любви, но оба они должны сохранять друг за другом место причины желания».
В этой фразе Лакан совершает важнейший концептуальный скачок, который, в конечном счете, займет свое место в ряду других его больших открытий: определение места объекта как «причины желания».

Écrits, р.691.

Но время этого скачка наступит чуть позже. В своем семинаре, в ходе конференции 7 мая 1958 года, он пока говорит о партнере как об «инструменте желания». Вот это место: «Достигая места желания, другой не становится при этом тотальным объектом - проблема, напротив, состоит в том, что он сам, в качестве инструмента желания, превращается всецело в объект. Все дело в том, как обе эти позиции совместить» (с.445).
Таким образом, мы оказываемся в той точке, где Лакан собирает свой «граф желания»: на самом деле, речь идет о конструировании маленького аппарата, позволяющего аналитику разместить «в направлении лечения» координаты этого единственно стоящего ориентира - бессознательного желания. Здесь необходимо понять одну важную вещь. В то время как желание записывается и размещается между значащими координатами требования, благодаря чему оно обретает свою реальность в речи анализанта, это же самое желание обнаруживает себя в качестве причины самых что ни на есть низменных, телесных обстоятельств, которые стараются в фантазме облачиться в различные крикливые наряды. Мы увидим, что невроз тогда характеризуется уловкой субъекта, цель которой - наполнить Другого требования всей загадкой желания, сохраняя в этом фантазме контрабандное наслаждение (см. с.472,510).
Перевод М. Страхова. Москва, декабрь 2003.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Объект; object
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Желание; wish
  • Притча «Другой»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Девушка и бродяга»
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Идентификация; identification
  • Торможение; inhibition
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Горных А. "Воображаемый другой (Ж. Лакан)"
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Дыбова Ирина. «Ловушка для спасателя». Обидная сторона заботы о наших близких
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Янковая Ирина Андреевна. Педагогическое эссе 'Почему я стала логопедом'
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Ревность; jealousy
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Притча «Поспорили»
  • Закономерности психических систем
  • Притча «О вопросах»
  • Тимофеев Д.С. Идея "другого" и сценарные решения
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Литвак Борис. Игры, в которые играют мамы
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.
  • Притча «Второй и второй»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь