Руа Даниэль. Требование и желание.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 9124

Формат:   HTML
Язык:   Русский


Координаты желания
Теперь я хотел бы ввести координаты, позволяющие корректно расположить эти «игры требования и желания», - источник всех прелестей жизни в обществе, но, вместе с тем, и серьезных проблем. Как многократно напоминает Лакан, то, что я требую, не обязательно является тем, чего я желаю, но все же необходимо, чтобы это желание проследовало за означающими требования, и только тогда оно может быть услышано. Как в Пятом, так и в других семинарах, он показывает, что координаты желания являются координатами означающими. Что это значит?
Прежде всего, это означает, что они не являются, например, координатами эмоциональными: в практике анализа мы не позволяем себе следовать за «переживаемым» пациента. Однако это условие не мешает нам оценить то, что его затронуло, не допуская выхода на авансцену «субъекта эмоций», поскольку единственное требование эмоций, что хорошо известно, - «выразить себя». Результатом бывает разрастание всех требований субъекта, но они при этом остаются для него в аварийном состоянии и сводятся, в конце концов, к воображаемым формам фрустрации-агрессивности и вознаграждения-удовлетворения. Практикующий специалист желал эмоций, но не получил ничего, кроме обильных речей, потеряв по пути означающее, едва появившееся в тот самый момент, когда субъект оказался «затронут».
С тем же успехом можно также стремиться руководствоваться не эмоциями, но координатами, в основе которых лежит «инстинкт». Кажется, вот оно, нечто более основательное, существующее в форме «фундаментальных потребностей». Правда, предстоит еще определить, какие же потребности являются «фундаментальными», и предубеждениям терапевта здесь обязательно найдется место. Заметим, что с самого начала потребности человека не естественны и всегда заключены в тот или иной дискурс. Представим себе некоего гениального терапевта, который в качестве фундаментальной потребности человеческого существа открывает потребность в тепле. Тогда нарушения, от которых страдают его ближние, связываются в первую очередь с недостатком тепла, или его избытком, или с какими-либо иными непредсказуемыми вариациями, касающимися все того же тепла и имевшими место в опыте нашего терапевта на протяжении его раннего детства. Он изобретет вполне солидный терапевтический метод, предлагая пациенту индивидуальные или групповые сеансы, во время которых будет происходить в установленном порядке последовательная смена холода и жары.
И, в конце концов, этот терапевт изобретет сауну! Человеческое существо нуждается в тепле, - но наш терапевт изобрел сауну, а не, скажем, логово. Цель здесь - не даровать тепло, а, в заботе о людях, подвергшихся серьезным «климатическим изменениям», придать этим изменениям сугубо социальную функцию, то есть рассматривать данных людей как нечто управляемое альтернативой «жара-холод» в качестве означающего.
В тех случаях, когда терапевт склоняется к мысли, что желание обязательно подчиняется более высоким инстанциям, он может также захотеть ориентироваться на «идеальные» координаты. И тогда он предлагает желанию занять свое место в речи согласно разрешению, используя хорошо испытанный во многих областях метод. Из этих других областей, религии и политики, к нам возвращаются опытные результаты данного метода: установление речи на месте указания и внедрение вины в ту область, где должно быть желание, и вместо него. Я отсылаю вас к блестящим страницам, где Лакан анализирует виновность как «требование, убивающее желание». Исходя из этого определения, он распространяет свою мысль и на такое измерение, как «запрет». Воспринимаемый субъектом запрет проявляется в таком случае как перевод процесса, имеющий своей целью исчезновение бессознательного желания во имя указания. Речь здесь идет пока об указании «идеального» типа, но эта формула обретет окончательную полноту, когда Лакан поставит на его место указание наслаждения, делая очевидным парадокс фрейдовского Сверх-Я: чем в большей степени субъект отказывается следовать указанию, тем свирепее Сверх-Я; чем громче звучит указание наслаждаться, тем более запретным представляется субъекту желание.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Объект; object
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Желание; wish
  • Притча «Другой»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Девушка и бродяга»
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Идентификация; identification
  • Торможение; inhibition
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Горных А. "Воображаемый другой (Ж. Лакан)"
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Дыбова Ирина. «Ловушка для спасателя». Обидная сторона заботы о наших близких
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Янковая Ирина Андреевна. Педагогическое эссе 'Почему я стала логопедом'
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Ревность; jealousy
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Притча «Поспорили»
  • Закономерности психических систем
  • Притча «О вопросах»
  • Тимофеев Д.С. Идея "другого" и сценарные решения
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Литвак Борис. Игры, в которые играют мамы
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.
  • Притча «Второй и второй»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь