Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 12123

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


По случаю семинаров, организованных в декабре 2002 и апреле 2003гг. в Москве Фондом Фрейдова Поля (la Fondation du Champ freudien), и в присутствии президента Фонда г-жи Жудит Миллер (Judith Miller), д-р Даниэль Руа представил два доклада, являющихся введением в чтение Семинара V Жака Лакана «Образования бессознательного» («Les formations de l'inconscient»). Доклады основаны на двух частях упомянутого семинара: «Логика кастрации» («La logique de la castration») и «Значение фаллоса» («La signifiance du phallus»). Они обсуждались с коллегами и студентами из Москвы и Санкт-Петербурга, представившими свои комментарии, а также клинические случаи.

Часть I. «Эдип в Москве».

Два лика Эдипа.

Есть два Эдипа. Один Эдип из трагедии Софокла - тиран, воцарившийся на троне в Фивах и на ложе королевы, искатель истины во имя всеобщего блага, надзирающий за происходящим в городе и наслаждающийся своим богатством. Вскоре он откроет, что является исполнителем главной роли пишущейся истории, но отнюдь не той роли, что мог себе помыслить, — он откроет другого Эдипа, бредущего по дорогам Греции, низвергнутого в мир могуществом богов. Это уже не Эдип-триумфатор, но Эдип-отброс, каким он и был от начала своего прихода в мир, будучи брошенным родителями в горах на съедение диким животным, и каким вновь стал с той минуты, как некий человек при дворе Царя и царицы Коринфа, считавшихся родителями Эдипа, признал в нем «незаконнорожденного». Этот Эдип покинет Дельфы как внушаю-Щий священный ужас объект, узнав о предсказанной ему оракулом.

Даниэль Руа (Daniel Roy) - д-р, психиатр, психоаналитик (Франция, Бордо), член ШКОЛЫ Фрейдова Дела (l'Ecole de la Cause freudienne) и Всемирной Психоанаалитической Ассоциации (l'Association Mondiale de Psychanalyse).

Аполлона зловещей участи: предначертано, что он убьет своего отца и разделит ложе собственной матери. И это тот самый Эдип, которого мы встретим слепым, по выражению Лакана - «неизлечимым», ведомым своей, рожденной от инцеста, дочерью Антигоной, до самого Колонна, что возле Афин, где он и исчезнет в чреве земли.

Каждая из этих двух столь не совместимых фигур имеет собственное лицо, сообразующееся с конечными «пунктами» психоаналитического опыта.

Эдип-царь - субъект, каким он предстает сам себе в ходе психоанализа: симптом возник, подобно чуме в Фивах, чтобы создать трудности в совершенном устройстве его личности, в устройстве его Я - человека, восседающего на троне и считающего себя вправе наслаждаться всеми данными ему благами. Конечно, хочется, чтобы все анализируемые были смелы, как Эдип, бросившийся, очертя голову, на поиски правды, однако не будем забывать, что Эдип представляет собой настоящий образчик успешного в жизни мужчины. Но он перестает быть таковым, хотя и смело противопоставляет себя людской толпе, преследующей (и, в конце концов, убивающей) его; противопоставляет себя сфинксу с его замысловатыми вопросами и женщине, королеве, а также берет на себя ответственность за свой город. И одновременно со всем перечисленным это образчик человека, который вскоре предстанет погрязшим в заблуждениях.

«Эдип-отброс» говорит правду об Эдипе-царе, - правду, которую анализируемому предстоит о себе открыть. Он говорит то, что, собственно, и провозгласил оракул, а именно, что анализируемый не властен над означающими, и речь - это вовсе не средство передачи мыслей и чувств, как он полагал прежде. Так что же на самом деле говорит оракул Эдипу? Что тот убьет своего отца и возляжет на ложе матери... Тем самым Аполлон, бог, с помощью оракула вводит в мир нечто такое, что находится вне закона, противно закону людей. Здесь боги, подобно сновидениям, призваны напоминать людям: мир не весь втиснут в рамки законов, в нем содержится еще и «внезаконье». Как скажет Лакан, «реальное существует без закона», и означающее, когда оно вторгается, отмечает это для нас. Посему следует хорошо подумать, прежде чем разрубать цепи и выпускать могущество какого-либо означающего в речи. Вовсе не очевидно, что всему следует давать слово. Лечение речью не безвредно, оно не всегда влияет благотворно, поскольку способствует появлению на сцене Эдипа проклятого, отверженного, всеми оставленного. И ни один субъект не захотел бы, да и вряд ли смог, узнать себя в таком Эдипе, - не только по причине нехватки смелости (удела каждого невротика), а потому, что многим уже и так, без всяких размышлений, довелось столкнуться в самом себе с сущностью «Эдипа-отброса». И для них речь идет, скорее, о воссоздании в жизни хотя бы маленького уголка, где еще таилась бы загадка, куда могут прийти иллюзии, прикрывая собой реальное.

Вполне возможно, что в начале построения своих учений и Фрейд, и Лакан думали об отце как фигуре, обладающей властью и способной привнести в мир закона гнусность внезаконья или, по крайней мере, устанавливать его границы. Это очень важно, поскольку подобным образом возникает фигура отца, создающего закон, во всяком случае, произносящего слово закона или закон провозглашающего. Данные позиции не эквивалентны, но обе утверждают отца на незаконно занимаемом месте. Не менее важны они и для ведения анализа. Лакан на основе сказанного придет к тому, чтобы переместить отца, дабы вернуть подобающее ему место «пограничного столба» между символическим и реальным, близкое позиции Дельфийского Оракула, который, как говорит Гераклит, «не разоблачает и не скрывает, но уведомляет».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бриттон Р. Эдип на депрессивной позиции
  • Притча «Любовь дочери»
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Притча «Законы религии»
  • Ананкастический; Аnаnkastic
  • Килборн Б. Нарцисс и Леди Годива. Смертоносные взгляды и эдипальный стыд
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Воображаемое; imaginary
  • Жак Лакан. Поэма, которая еще пишется.
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Мазин Виктор - Введение в Лакана
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Стасс Филипп. «Маленький Ганс» как основополагающий случай Фрейда.
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Борчиков Сергей. Мой Бог. Опыт трансимманентной философии (Петергоф - Озёрск, лето 1988 г.).
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Притча «Три сына»
  • Притча «У врат закона»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Язык любви»
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Руа Даниэль. Требование и желание.
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Притча «Похож на своего отца»
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Ковалец А.С. Комплекс Лая
  • Притча «Как заставить слушать себя»
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Притча «Послабление»
  • Закономерности психических систем
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Элэйн Пэйджельс. «Послание к Галатам»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Текст для тех кому одиноко или грустно. Поэма Desiderata, написанная Максом Эрманом.
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Притча «Где построить дом?»
  • Комплекс эдипов; Oedipus complex
  • Брат Атон. Основные принципы Телемы
  • Эго; Ego; Ich
  • Андреева Ольга. Умеете ли Вы заботиться о себе?
  • Притча «Господь улыбается в двух случаях»
  • Редактор. Что такое дисциплина?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь