Руа Даниэль. Требование и желание.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 9123

Формат:   HTML
Язык:   Русский


Введение
Удивительно, но Лакан редко говорит о желании самом по себе: желание и требование, желание и наслаждение, желание и закон... Он утверждает: «Желание человека - это желание Другого», называет свой семинар «Желание и его интерпретация». Быть может, это все для того, чтобы «поймать» желание, эту «небесную птицу» или неуловимого «хорька», наделив его чем-то вроде балласта?
Желание - это перо Жар-птицы, из-за которого Иван-царевич пускается в исполненное невзгод путешествие, где ему предстоит такая опасная встреча с Еленой Прекрасной или царевной Василисой. Как и Жар-птицу, желание не поймать: не знаешь таких изощренных приемов и не имеешь помощника. В сказках речь идет о Сером Волке или о Богатырском Коне Ивана, согласно версиям 168 и 169 Собрания русских сказок Александра Николаевича Афанасьева (издание 1957 года). По-моему, психоаналитик мог бы служить для анализируемого таким «серым волком», с той разницей, что он не обещает никакого захвата объектов желания, а, скорее, предлагает знание того, каким образом сам он был схвачен желанием, за какой краешек пойман, и эта разница не так уж мала.
В ходе наших последних двух встреч, в апреле и декабре 2003 года, мы уже проложили путь по этим заповедным землям, ступив, в том числе, и на землю Эдипа, что Фрейд предлагает всем, кто желает посвятить себя той особой форме социальной связи, какой является психоанализ. Подобно оракулу, Фрейд делает необычное заявление: тому, кто желает пройти по следам своего желания, он обещает встречу с матерью как чем-то запретным и отцом - как мертвецом. Но для этого необходимо еще и собственное участие субъекта. Для того чтобы отец стал мертвым, его необходимо убить, а чтобы мать оказалась запретной, необходимо прежде насладиться ею, заплатив за это куском своей плоти. Вот это да! Вот так история!
В течение 1957-1958гг. Жак Лакан продолжает преподавать в форме начатого им несколько лет назад еженедельного семинара, и на этот раз называет свой семинар «Образования бессознательного». «Образования бессознательного» - термин Фрейда, которым он обозначает феномены психоаналитического опыта - симптомы, сновидения, фантазмы, ошибочные действия, оговорки - как явления, имеющие отношение к структуре бессознательного. Психоанализ позволяет расшифровывать пути образования этих проявлений, погружаясь в работу бессознательного. Может показаться странным, что Лакан предпочел не рассматривать вопрос бессознательных образований строго в рамках психоаналитического опыта, но отдал предпочтение одной, оставшейся недооцененной аналитиками работе Фрейда - «Остроумие и его отношение к бессознательному», вышедшей в 1905 году. Теперь мы, оставив трагедию Эдипа, погружаемся в веселье, спровоцированное Witz - остротой, которая способна удивлять и которую передают из уст в уста. Не без помощи фрейдовского остроумия Лакан покажет, что разного рода веселые истории, обладающие способностью увлекать и мужчин, и женщин, гораздо важнее, чем об этом принято думать. Они не только служат средством коммуникации, но имеют также иное значение. Вместе с Фрейдом Лакан показывает, что эти истории служат человеку, помогая возникновению и одновременно сохранению того самого драгоценного, хотя и ускользающего из сферы полезного, что позволяет ему разделяться с «самыми тяжелыми значениями существования». Фактически, в этой способности преодолевать словом план воображаемого, в котором мы, собственно говоря, и двигаемся (социальная обстановка, достигнутое в речи согласие), заключен некий «выигрыш удовольствия», особенность которого заключается в том, что он выпадает лишь при условии признания и ратификации этого слова Другим. Иначе говоря, в качестве слова он полностью зависим от означающего. Как «слово» этот «выигрыш» имеет ценность в связи не со своим значением, с обозначаемым объектом, но со своей символической «свободой». И человек смеется... {Лакан, 2002, с.384-385*).
Именно опираясь на результаты изучения остроумия, Лакан получает возможность изменить точку зрения относительно места, которое желание занимает в аналитическом опыте и, в частности, того, какое отражение это находит в идеях аналитиков. Он покажет, что еще со времен Фрейда нечто, необходимым образом присущее аналитическому опыту и описываемое Фрейдом в терминах «бессознательного желания», оказалось потерянным. По мнению Лакана, этот термин в первоначальном своем значении был предан забвению. Он уступил место желанию воображаемому, то есть желанию, заданному объектом, предъявляющему себя в зависимости от его «вкуса», преломляясь и выступая теперь как желание оральное, анальное, скоптофилическое, садистическое и пр. и имея перспективу на горизонте аналитического лечения «интегрироваться» в качестве желания генитального.

Здесь и далее страницы указаны в соответствии с русским изданием: Жак Лакан, «Образования бессознательного» (Семинары: Книга V). М., ИТДГК «Гнозис», издательство «Логос», 2002.

Лакан скажет: нет, желание изначально не является желанием того или этого. Он скажет: вы, аналитики, глухи, вы не слышите, что желание того, кого вы слушаете, вовсе не вызвано к жизни «тем» или «этим», но по мере того, как нехватка «того» или «этого» могла бы иметь место, оно ориентировано этой самой нехваткой. Желание не инструмент, находящийся в ведении фантазмов, оно занимает свое особое место в человеческом сообществе, являясь самой большой ценностью, объединяющей людей между собой. И чтобы это отметить, Лакан совершает над желанием обряд крещения, нарекая его именем. Имя это -«фаллос», означающее нехватки и выстраиваемое на основе разницы полов. Конечно, желание носит множество различных имен, например «перо Жар-птицы», но в семинаре Лакан делает акцент на том, что именно благодаря своему имени желание становится действенным, а вовсе не благодаря объекту, на котором оно при случае оказывается фиксированным. Так и для царевича Ивана Жар-птица не была объектом его желания, объектом, которым он хотел бы обладать. Она - имя его желания, поскольку благодаря Жар-птиЦе ему явилось желание покинуть дом отца. Вот, собственно, почему, когда братья Ивана, в конце концов, похищают птицу, это ассоциируется с расчленением тела. В сказке именно старшие братья, Дмитрий и Василий, выступают носителями свойства «быть увлеченным желанием как чем-то воображаемым», что и станет для них фатальным.
Не будем, тем не менее, забывать, что оба они отправились в путь по приказу отца, царскому приказу, а также то, что на протяжении всей сказки требует именно Иван, и мы являемся свидетелями его трудностей с требованием, поскольку он похищает драгоценные объекты - Жар-птицу, коня с золотой гривой, наконец, Елену Прекрасную, - и всякий раз ему ставится в упрек, что он нарушает принятые в обществе формы требования. В конце концов, по прочтении этой сказки, как впрочем и других, у нас возникает идея, что все они разворачиваются в полном соответствии с тем, что мы можем назвать, вслед за Лаканом, «диалектикой требования и желания». Теперь мы поблагодарим Ивана за то, что он ввел нас в эту диалектику, но вынужденно оставим его, чтобы исследовать эту заповедную территорию при помощи иных средств.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Объект; object
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Желание; wish
  • Притча «Другой»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Девушка и бродяга»
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Идентификация; identification
  • Торможение; inhibition
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Горных А. "Воображаемый другой (Ж. Лакан)"
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Дыбова Ирина. «Ловушка для спасателя». Обидная сторона заботы о наших близких
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Янковая Ирина Андреевна. Педагогическое эссе 'Почему я стала логопедом'
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Ревность; jealousy
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Притча «Поспорили»
  • Закономерности психических систем
  • Притча «О вопросах»
  • Тимофеев Д.С. Идея "другого" и сценарные решения
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Литвак Борис. Игры, в которые играют мамы
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.
  • Притча «Второй и второй»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь