Руа Даниэль. Требование и желание.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 9122

Формат:   HTML
Язык:   Русский


Другой высказывания и Другой желания
Утверждение, согласно которому невозможно корректно подступиться к желанию иначе, чем, используя координаты означающих, не значит, что аффекты, потребности, идеалы не существуют, но лишь, что они всегда представлены в поле опыта в форме означающих, артикулированных в речи и в требовании. Когда мы говорим об «означающих требования», мы тем самым отмечаем, что субъект не обладает иными средствами представить себя, как только посредством прохождения вереницами речи, в то время как сама эта речь всегда является призывом, обращением, требованием. Требованием чего? Требованием «Другого, способного нам ответить» (там же, с.550).
Остановимся на этом месте, поскольку, благодаря измерению требования, появляются две фигуры Другого, которые необходимо различать. С одной стороны, это то, что Лакан выделяет как «Другого - место речи»; имеется в виду «Другой, устанавливающийся, вырисовывающийся благодаря уже одному лишь факту, что субъект говорит» (с.549); в другом месте Лакан называет его «предварительным Другим» - местом сокровищницы означающих; этого Другого субъект в акте речи находит и одновременно создает, - это «автоматический».
Другой, вступающий в действие автоматически, но дающий возможность выбора среди предоставленных услуг. Лакан называет данного Другого - Другим «без искажений».
Отсюда, исходя из самого места речи, происходит появление иной фигуры Другого, созданной требованием: «в этом месте речи мы даем жизнь Другому, способному нам отвечать». Это - Другой просьбы, мольбы, ожидания, «по поводу которого мы не знаем, как он воспринимает наше требование». Данный Другой больше не является «автоматическим» - это Другой в качестве говорящего, и он активно поддерживает именно этот дискурс и никакой другой, и выбирает именно эти означающие и никакие другие. Лакан нам говорит, что он «занимает парадоксальное место в речи», будучи артикулированным, но не артикулируемым, и здесь он еще раз определяет фрейдовское бессознательное как «дискурс Другого».
И тогда (с.550) Лакан совершает переворот, начиная рассматривать как логическим образом идентичных Другого бессознательного, наиболее интимного для субъекта, и «Другого в качестве существа из плоти и крови, с благословения которого мы находимся на пути удовлетворения наших требований», то есть одного из партнеров субъекта, находящегося в позиции отвечающего на требование или требование предъявляющего. Как понять, исходя из чего Лакан устанавливает такого рода эквивалентность? Мне кажется, что он исходил из некоторой черты, характеризующей каждого из этих двух Других: «в нем существует нечто, что мы не знаем, но что отделяет нас от его ответа на наше требование. И это ничто иное, как его желание».
Вот он - ключевой момент диалектики требования и желания! Это момент, когда желание неожиданно появляется в интервале между Другим как местом речи и тем Другим, «который сам отмечен условиями речи». Желание в основе своей является именем этой разницы, существующей в самой сердцевине речи, - разницы между высказанным и высказыванием, между тем, что сказано и самим фактом, что это высказано. Когда Другой больше не отвечает, желание возникает в форме загадки: чего он от меня хочет? Или даже: чего же я хочу? Это тот же самый вопрос, который разделяет субъекта в ходе психоаналитического сеанса в связи с чем-то им самим высказанным и того же самого субъекта, но уже возникающего в связи с тем или иным его партнером либо партнершей по игре жизни. Психоанализ эффективен и обладает своими так называемыми «терапевтическими» результатами по мере того, как субъект выводит на сцену различные модальности требований, в которых его желание оказалось зафиксировано.
Эту дифракцию Другого между Другим речи и Другим желания, происходящую под воздействием требования, мы должны держать в уме до завтрашнего дня, когда нам предстоит коснуться вопроса относительно позиции истерического и обсессивного пациента в связи с желанием.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Объект; object
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Желание; wish
  • Притча «Другой»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Девушка и бродяга»
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Идентификация; identification
  • Торможение; inhibition
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Горных А. "Воображаемый другой (Ж. Лакан)"
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Дыбова Ирина. «Ловушка для спасателя». Обидная сторона заботы о наших близких
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Янковая Ирина Андреевна. Педагогическое эссе 'Почему я стала логопедом'
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Ревность; jealousy
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Притча «Поспорили»
  • Закономерности психических систем
  • Притча «О вопросах»
  • Тимофеев Д.С. Идея "другого" и сценарные решения
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Литвак Борис. Игры, в которые играют мамы
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.
  • Притча «Второй и второй»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь