Руа Даниэль. Требование и желание.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 9128

Формат:   HTML
Язык:   Русский


Условия требования и закон желания
Изобретение Лакана заключается в формализации связи между требованием и желанием, то есть между полем, в котором разворачивается речь субъекта (а оно единственное, к чему психоаналитик имеет доступ), и фрейдовской «Другой сценой», открываемой им в Traumdeutung (Толкование сновидений), то есть бессознательным, которое ориентировано, направлено, организовано специфическими законами, названными Фрейдом «бессознательным желанием». Дабы не обесценить термин «диалектика», необходимо с самого начала задать оба поля - требования и желания - как радикально отличные друг от друга и, вместе с тем, связанные единственно «диалектическим» порядком. Другими словами, для того, чтобы существовало одно из них, необходимо другое, а то, другое, приобретает ценность исключительно в связи с существованием первого.
Эта «диалектическая» динамика является применением гегелевской диалектики господина и раба к аналитическому опыту, которое совершает Лакан. Таким образом, мы отталкиваемся от опыта ведения аналитического лечения как полностью разворачивающегося в поле речи, в поле требования. Далее мы увидим, почему допустимо отождествлять требование и поле речи. А сейчас рассмотрим самое требование как единственную для субъекта «входную дверь» в его желание. Для субъекта не существует иной возможности достигнуть территории, находящейся в ведении его желания, чтобы не пройти при этом через требование, - это, собственно, то, что Лакан определил как желание, находящиеся по ту сторону требования. Но требование станет входной дверью только при условии, что оно с самого начала рассматривалось в связи с желанием, то есть, строго говоря, как безусловное требование, а не как требование того или этого.
Из сказанного вытекает, что если в ходе аналитической практики вы рассматриваете требование анализанта как требование того или иного объекта и ориентируете его в направлении этого требования, то дверь откроется не на сцену бессознательного желания, а разве что в чулан воображаемых объектов, которые будут множиться, и в отношении которых невозможно усмотреть никаких правил. Самое же ужасное заключается в том, что вы рискуете перенаправить бессознательное желание в этом направлении, зафиксировав его на том или ином из объектов «первертным» образом. (В этот же период своего творчества Лакан будет изучать, в свете данной диалектической системы координат, некий случай из психоаналитической литературы, придавая особое значение логике того или иного отреагирования или «переходной перверсии».)
Итак, я резюмирую данную «диалектику»: бессознательное желание достигает своей цели исключительно по ту сторону требования, однако вы сможете открыть дверь требования только в случае, если будете учитывать его связь с желанием. Согласно введенным Лаканом понятиям, данная диалектика разворачивается следующим образом: с одной стороны - «условия» требования, с другой - «закон» желания. «Все то, что выстраивается в субъекте в какую-то структуру, обязательно проходит через механизм, под действием которого желание его с самого начала моделируется условиями требования. В истории субъекта в его структуру вписываются, таким образом, те перипетии и превращения, в которых складывается, повинуясь закону желания Другого, его собственное желание» (Лакан, 2002, с.375).
Я предлагаю вам читать это место следующим образом: различные модальности отношений субъекта с «партнерами по игре в жизнь», т.е. различные происшествия, имевшие место в его истории, записываются в бессознательном как законы его желания. Итак, с одной стороны, особые условия требования определяют для субъекта законы его желания; с другой - он оказывается в мире, где «желание Другого создает закон», и на этой основе артикулируется всякое требование.
Как вы можете заметить, речь идет о некой достаточно сложной диалектике. Она включает в себя операции шифровки и дешифровки - со своим аналитиком, новым партнером для требования, вы будете расшифровывать сообщения, закодированные согласно условиям ваших требований. Но в нее входит также и тот факт, что код, открываемый вами в этих операциях шифровки-дешифровки, является тем же самым, что создает рамку встречи с вашим аналитиком. Короче говоря, это значит, что ваш аналитик подчиняется вместе с вами жестким законам желания, являющимся законами языка, законами означающего, - в отличие от различных гуру, претендующих на право создания закона желания, не беспокоясь об особых условиях требования. Результатом этой безосновательной претензии окажется убийство всякого живого требования во имя сохранения кровожадного закона указания как такового.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Объект; object
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Желание; wish
  • Притча «Другой»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Девушка и бродяга»
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Идентификация; identification
  • Торможение; inhibition
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Горных А. "Воображаемый другой (Ж. Лакан)"
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Дыбова Ирина. «Ловушка для спасателя». Обидная сторона заботы о наших близких
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Янковая Ирина Андреевна. Педагогическое эссе 'Почему я стала логопедом'
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Ревность; jealousy
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Притча «Поспорили»
  • Закономерности психических систем
  • Притча «О вопросах»
  • Тимофеев Д.С. Идея "другого" и сценарные решения
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Литвак Борис. Игры, в которые играют мамы
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.
  • Притча «Второй и второй»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь