Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125922

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Можно ли найти «собственно эмоциональное напряжение»? Во многих случаях интенсивные переживания и ощущения напряжения вызываются внешними или внутренними (мотивационными, ролевы-ми...) конфликтами, повышенной нагрузкой, дефицитом времени, по-мехами и барьерами, монотонией или депривацией (информационной, социальной) и т. д. Именно эти факторы являются действительной при-чиной напряж"ения, а не вызванные ими переживания, являюшиеся закономерной реакцией на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения трудно полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена A. В. Запорожцем, писавшим: «Эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особую форму от-ражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осу-ществляется психическая регуляция общей направленности и динами-ки поведения» (Запорожец, 1986).
Эмоция, таким образом, — это процесс, соединяющий в себе две основные функции психики — функции отражения и регулирования. Эмоции выступают формой организации одновременно внутренней (психической) активности индивида и его внешней активности — по-ведения и деятельности.
Еще раз подчеркнем, что то или иное напряжение свойственно че-ловеку в различных психических состояниях, которые обычно не на-зывают состояниями напряжения по той причине, что в них доминиру-ют другие характеристики, иные феномены.

Изучение напряжения имеет долгую историю, которой мы здесь не будем касаться (основные этапы этой истории рассмотрены Т. А. Нем-чиным в монографии «Состояния нервно-психического напряжения»). Данный параметр состояний заслуживает пристального внимания. Здесь лишь напомним о точке зрения В. Вундта, который считал необ-ходимым в каждом психическом состоянии выделять две дихотомии: напряжение—расслабление, возбуждение—успокоение. Та или иная степень напряжения часто является фоном других психических состо-яний. Это и дает основание говорить о напряжении как стержневой характеристике состояния, имеющейся у доминирующих и актуальных состояний, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и т. д. Как одна из главных характеристик она тесно связана с основными пара-метрами текущего статуса индивида — с особенностями его адапта-ции (степенью адаптированности — дезадаптированности).
В. Д. Небылицын (1976) к экстремальным (чрезвычайным) услови-ям относил такие предельные, крайние значения элементов ситуации, которые в средних своих значениях создают оптимальный «фон» или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта. Он обра-щал внимание на то, что экстремальность может быть создана путем выхода за пределы диапазона оптимальных условий не только в сторо-ну их максимализации, но и в противоположную сторону. Неблаго-приятным фактором, повышающим напряжение, является как пере-грузка информацией, так и недогрузка информацией (Зинченко и др., 1974).
Добавим, что только по величине нагрузки невозможно предска-зать силу реакции, выраженность состояния напряжения. Последняя всегда представляет собой эффект взаимодействия нагрузки и потен-циала устойчивости психики и организма.
Вероятно, для некоторых факторов напряжения в определении силы нагрузки могут быть использованы статистические оценки (на-пример, средние величины), но для подавляющего большинства они или невозможны, или лишены смысла. Даже если сила действия фак-тора может быть измерена, значение имеет не его величина, а соотно-шение этой величины и общей толерантности личности к нагрузке, a также специфической толерантности (к конкретной характеристике данного вида нагрузки).
Напряжение и стресс. Понятие напряжения тесно связано с по-нятием стресс. Р. Кан (Kahn, 1970) различает стресс как объективно испытываемую трудность и напряженность как субъективное пережи-вание. В. А. Ганзен (1984) относит ощущение напряжения к общим субъективным характеристикам стресса.

В лингвистическом аспекте слова «стресс» и «напряжение» не яв-ляются синонимами, хотя и близки по значению. Значениями англий-ского слова «stress» являются: давление, нажим, напряжение, ударе-ние, а слово «tension» имеет другие значения: напряжение, напряжен-ность, напряженные раздумья или переживания, напряженные отношения, трения, натянутость, неловкость. В русском языке «напря-женность» толкуется весьма сходным образом: сосредоточение сил, внимания при осуществлении чего-нибудь («слушать с напряжением», «душевное напряжение»); слово «напряженный» означает: происходя-щий с усилием, принужденный, неестественный, неспокойный, гото-вый разразиться чем-нибудь неприятным (Ожегов, 1975). Вероятно, во многих случаях употребление терминов «стресс» и «напряжение» как синонимов вполне допустимо. Однако это возможно не всегда. На-пример, выражение «чувство стресса» некорректно, а выражения «чувство напряжения» или «ощущение напряженности» вполне допу-стимы, ясно передают смысл высказывания.
В психологических словарях (см., напр.: Коллектив..., 1987) поня-тия стресса и психического напряжения отождествляются. В Психо-логическом словаре (1983) понятие «стресс» определено как состоя-ние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседнев-ной жизни, так и при особых обстоятельствах. В словаре «Психоло-гия...» (1990) понятие «психической напряженности» определено как психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагопри-ятного для субъекта развития событий, сопровождаемое ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Указано также, что по-нятие «психическая напряженность» часто совпадает с понятием «пси-хологический стресс». Отмечено, что понятие «стресс» используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
О стрессе чаще всего говорят применительно к экстремальным си-туациям. В последнем издании отечественного словаря по психологии понятия стресса и напряжения объединены, стресс истолковывается как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» (Психол. сло-варь, 1996).
В предисловии к русскому изданию книги «Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции» В. Н. Мясищев пишет: «Всякая деятельность организма сопровождается напряжением, сте-пень активности в деятельности представляет степень напряжения»



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Никита Батурин. Спортивная гипнотерапия. Как прокачать психику спортсмена на победу
  • Григорий Чаусовский. Фелинотерапия для самокоррекции психоэмоционального состояния человека
  • Последствия отворота
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Кузнецова Елена Фёдоровна. Условия организации оптимального двигательного режима в ДОУ в летний период времени.
  • А. Стешов. Психология спора: виды и принципы полемического взаимодействия
  • Узнайте человека по походке
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Алексей Фонарев. Как бороться с депрессией?
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Олифирович Н.И. Анализ функциональных показателей семейной системы
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Зрачки как зеркало души: определение психологического состояния по расширению или сужению зрачков
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Приворот на кольцо
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Помогает ли воздержание достижению успехов в спорте?
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Заговоры и молитвы от испуга
  • Эверстова Оксана Николаевна. Сочинение – ЭССЕ воспитателя МБДОУ Нижне-Бестяхского детского сада «Сказка» Эверстова Оксаны Николаевны «Что значит быть воспитателем детского сада»
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Либидо; Libido
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Филипова Елена Владимировна. Проект «В гостях у сказов дедушки Бажова»
  • Заговор на ссору для устранения соперницы
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Последствия приворота
  • Главный Редактор. Консультация для педагогов по образовательной области «Физическая культура»: «Организация игр и игровых занятий по физической культуре».
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Энергетический приворот через вольт
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь