Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125916

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Детерминанты состояния. Основными детерминантами со-стояния являются: а) потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремле-ния и желания); б) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы); в) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации). Соотноше-ние этих факторов и определяет характеристики состояния. Говорить о балансе между ними, что нередко можно встретить, неверно, по-скольку все эти составляющие не являются какими-либо противодей-ствующими друг другу силами. Сила желания, не подкрепленная не-обходимыми способностями данного индивида, далеко не всегда про-тиводействует раскрытию способностей, напротив, часто оказывает решающее влияние на их развитие. Весьма односторонни представле-ния о среде как противодействующей силе, хранящей в себе прежде всего ограничения или путы для реализации желаний. Тем не менее в неявной форме такое понимание среды допускается в тех случаях, ко-гда говорят о «противодействии среде», «противостоянии средовым влияниям», «равновесии со средой» и т. п.
Непрерывность состояний. Состояние, как и все психические явления, изменчиво. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о специфике его изменчивости, динамичности. Каковы особенности пе-рехода одного состояния в другое?
Мы не встретили в обсуждениях природы состояний утверждений о такой черте динамики состояний, как «дискретность», то есть о су-ществовании достаточно выраженных, легко различаемых при каче-ственном анализе переходов одного состояния в другое. Действитель-но, редко удается однозначно, без уточнений и дополнений, отнести состояние конкретного человека к определенному виду состояний.
Согласно взглядам С. Л. Рубинштейна основным способом суще-ствования психического является его существование в качестве про-цесса — непрерывного, формирующегося. A. В. Брушлинский (1988), рассматривая психологические категории непрерывного и прерывно-го, качества и количества, обосновывает недизъюнктивный тип взаи-мосвязей между компонентами психического как непрерывного про-цесса. Состояниям присущи характеристики, свойственные всей пси-хике. Психические процессы и структуры неделимы и нерасторжимы, они проникают друг в друга, одна структура психики является необхо-димой частью другой (Брушлинский, 1978).
Можно считать, что в обсуждениях природы состояний достаточ-но утвердились представления о непрерывности состояний — отсут-ствии резко выраженных переходов из одного состояния в другое. «Чи

стых» состояний в деятельности практически не существует (Кашири-на, 1984). Непрерывность состояний связана с такими их сторонами, как интенсивность и устойчивость. О различиях психических состоя-ний по глубине свидетельствуют разнообразные эмпирические дан-ные.
Любое актуальное состояние берет свое начало в предшествующем состоянии. Даже беглый обзор описаний и интерпретаций психичес-ких состояний показывает частое желание исследователей найти по-нятия, которые возможно точнее выразили бы разные градации интен-сивности психических состояций. Так, например, В. Д. Небылицын (1976) наряду с термином «стрессовые состояния» употребляет и тер-мин «стрессоподобные состояния». Е. П. Ильин (1980) пишет о «латен-тном периоде развития состояний». Задержка в развитии состояний, исчисляемая иногда минутами, а иногда — месяцами, обусловлена несколькими причинами: а) преодолением инертности предыдущего состояния; б) периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих, например, в процессе работы, до «верхнего пре-дела», по достижении которого организм начинает включать зашит-ные, или компенсаторные, механизмы; в) временем, необходимым для формирования функциональной системы, реагирующей на возмушаю-щее воздействие. и др.
Структура состояния. Состояния имеют свою внутреннюю структуру. Она описана в работах В. А. Ганзена и В. Н. Юрченко (1976; 1981), Ю. Е. Сосновиковой (1975) и других ученых. Ганзен и Юрченко выделили четыре структурных уровня: социально-психоло-гический, психологический, психофизиологический и физиологиче-ский. Экспериментальные исследования подтверждают важную роль в структуре состояния социально-психологического и психологиче-ского уровнеи (Махнач, 1991). На каждом из этих уровней можно рас-смотреть субъективные и объективные характеристики. Субъек-тивные характеристики отражены в самосознании индивида, в них про-является самоотношение, результаты самопознания и саморегуляции. Объективные характеристики могут быть получены с помощью объек-тивных измерений параметров организма и психики, анализа внешне-го облика индивида, особенностей поведения и деятельности, продук-тов труда.
В состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. Силу влияния каждой из них трудно измерить в до-лях или процентах. Заметим, что здесь некорректно говорить о каком-либо статистическом балансе. Определенные события или условия текущей ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную со

ставляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие. Например, зак-лючение в концлагере, тюрьме, тяжелая болезнь, трагические собы-тия жизни являют собой ситуативное обусловливание, которое может охватить длительный период времени, определяя актуальное состоя-ние. Т. Йолов (1990) предложил описывать ситуативные особенности психики в виде дроби, в которой числителем является сила события, a знаменателем — трансситуативные особенности психики и способы деятельности.
От анализа природы состояния как психического явления и имею-щихся в психологии представлений об этом предмете перейдем к об-суждению его характеристик.

Характеристики состояния
Состав характеристик. Состояния имеют характеристики различ-ной степени обобщенности: общие, видовые, индивидуальные. Общим для всех состояний является то, что они имеют временные, эмоцио-нальные, активационные, тонические, тензионные параметры, вклю-чают в себя ситуативную и трансситуативную составляющие. У раз-ных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Это дает возможность разделять состояния на долговременные и кратков-ременные (по временному параметру), а также на эмоциональные, ак-тивационные, тонические или тензионные — в соответствии с тем ка-кой имённо параметр является ведущим, определяющим остальные параметры. Таким параметром или такой характеристикой может быть эмоциональная — доминирование той или иной эмоции. Может вы-ступать на передний план активационная характеристика — уровень мотивации, полное включение в ситуацию, поглощенность происходя-щим или, наоборот, отчужденность, отгораживание от жизненных со-бытий.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Ньянапоника-тхера. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ. О любви, сострадании, сорадовании и невозмутимости.
  • Алексей Фонарев. Как бороться с депрессией?
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Основные признаки депрессии
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Хмелева Анна Сергеевна. НОД в подготовительной группе по эмоциональному развитию «Путешествие в мир эмоций»
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Амбивалентность; Ambivalence; Ambivalenz
  • Бдительность; vigilance
  • Григорий Чаусовский. Киберёлка для расширения возможностей самореализации Новогодних пожеланий
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Зрачки как зеркало души: определение психологического состояния по расширению или сужению зрачков
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Главный Редактор. Психоневрологические заболевания у детей
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов
  • Транс; trance
  • Сукиасян С. Г. Государство мне отчим или отец?
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Состояние гипноидное; hypnoid state
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Занятие с элементами тренинга на снятие агрессии «Будь собой, но в лучшем виде».
  • Либидо; Libido
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Падун М.А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическое пособие по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Уголок уединения»»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • С.В. Уманский. Тяжелая утрата и горе. Психологические и клинические аспекты



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь