Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125915

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Предисловие

Один из парадоксов современной психологии: несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков значение, которое име-ет психология состояний, она до сих nop остается «золушкой» в семье психологических отраслей (правда не единственной). В учебниках пси-хологии и в учебных программах о психических состояниях не упоми-налось или упоминалось вскользь, чаще всего в разделе, посвященном эмоциям. He уделялось должного внимания разработке и изучению методов диагностики и регуляции психических состояний.
Термин «состояние» относится к числу метапонятий, а не собствен-но психологических категорий, наряду с терминами «функция», «сис-тема», «процесс», «свойство» и пр. В физике и других естественных науках «состояние» — есть мгновенная характеристика объекта, наи-более общее и неопределимое понятие. Множество изменений состоя-ния объекта во времени обозначается как «процесс», а внешнее прояв-ление состояния системы по отношению к другим системам как «функ-ция». «Свойством» называется внешнее проявление состояния сис-темы, неизменное во времени. В психологии «состоянием» называют некую внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную во времени составляющую психического процесса (как это ни парадоксально звучит). Состояние проходит вместе с породив-шим его процессом (например, эмоциональным), а психическое свой-ство — внешняя, константная характеристика системы, рассматрива-ется без учета времени. Возможны, разумеется, и другие трактовки отношений между этими понятиями. В любом случае «психическое состояние» не формально-теоретическая, а содержательная измери-мая характеристика психики человека.
Интерес к исследованию психических состояний в мировой и оте-чественной психологии возник в 40-50-х годах XX века. «Спрос» на экспериментальные исследования в области психологии состояний обусловлен в первую очередь клинической практикой, развитием спорта высших достижений, развитием техники, которое требует уче-та «человеческого фактора» для обеспечения безопасности и надеж-ности. Открытие «общего адаптационного синдрома» Г. Селье и рабо-ты его последователей обогатили психологию понятиями «стресс»,

Предисловие

«эмоциональный стресс», «тревога» («аларм-реакция»). Исследования депривации потребностен привели Розенцвейга к открытию такого со-стояния, как фрустрация. Во всех случаях речь шла о целостных пси-хофизиологических состояниях влияющих на адаптацию человека, ко-торые условно можно отнести к отклонениям от нормы.
Состояния монотонии, утомления, бодрствования стали предметом исследования психологов труда и инженерных психологов, спортив-ных психологов и специалистов в области эргономики, авиационной и космической медицины. Главным объектом этих исследований явился «человек-оператор» в особых, чаще всего экстремальных условиях де-ятельности (непрерывная деятельность без отдыха и сна, деятельность при дефиците времени и неопределенности, в условиях информацион-ной перегрузки или сенсорной депривации, при гравитоинерционных воздействиях и т. д. и т. п.). Следует назвать имена В. А. Пономарен-ко, В. А. Бодрова, Л. П. Гримака, Е. П. Ильина и многих других отече-ственных исследователей, внесших огромный вклад в решение про-блем описания, диагностики и регуляции состояний.
He no долгу службы, a no справедливости хочу заметить, что ис-следования, посвященные психологическим функциональным состоя-ниям, их диагностике и регуляции в экстремальных условиях индиви-дуальной и групповой деятельности проводились в Институте психо-логии РАН. Объектом этих исследований были операторы сложных технических систем (летчики, космонавты,подводники, врачи «скорой помощи» и т. д.). Главные проблемы, которые решались в этих иссле-дованиях: 1) прбгнозирование влияния состояний на динамику, эффек-тивность, надежность операторской деятельности; 2) разработка ме-тодов психологической и психофизиологической диагностики функци-ональных состояний; 3) проверка эффективности старых и разработка ковых приемов регуляции и саморегуляции функциональных состоя-ний; 4) выявление закономерностей совместной деятельности в экст-ремальных условиях.
Разумеется, любая книга, как ни была бы она велика по объему, не может охватить все результаты исследований психологических состо-яний. Однако хрестоматия восполняет огромный пробел в системати-зации наших знаний о психических состояниях и, несомненно, будет интересна не только преподавателям и студентам, но и всем интересу-ющимся научной психологией.
В. Н. Дружинин, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН

Предисловие составителя



Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Огромный объем этого класса психических явлений требует множе-ства плоскостей анализа и описания. Вместе с тем, рассмотрение при-роды состояний не нашло должного места как в специальной научной, так и в учебной литературе. До сих nop трудно найти учебник по пси-хологии, включающий в себя хотя бы небольшую главу о психических состояниях. Теория психических состояний далека до завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полно-той не изучены.
Недостаточная изученность психических состояний ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет учет влияния состояний на поведение, дея-тельность и межличностные отвошения. Остаются мало исследован-ными социальные и социально-психологические причины благоприят-ных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, по-зволяющие регулировать состояние. Для обучения и тренировки, лечения и реабилитации, организации трудового процесса и многих других сфер практики остро необходимы знания психологии состоя-ний. Поэтому практическую значимость исследования состояний труд-но переоценить.
В этой книге предпринята попытка представить накопленные пси-хологией знания, собрав работы разных авторов, касавшихся в своих публикациях тех или иных аспектов психологии состояний. Значитель-ное место в книге заняли описания отдельных видов состояний. Этот раздел, по-нашему мнению, вызовет особый интерес со стороны тех, кто обращается к психологической литературе, решая вполне конкрет-ные задачи диагностики, психологического воздействия на человека, психологической коррекции личности и многие другие.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Ньянапоника-тхера. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ. О любви, сострадании, сорадовании и невозмутимости.
  • Алексей Фонарев. Как бороться с депрессией?
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Основные признаки депрессии
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Хмелева Анна Сергеевна. НОД в подготовительной группе по эмоциональному развитию «Путешествие в мир эмоций»
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Амбивалентность; Ambivalence; Ambivalenz
  • Бдительность; vigilance
  • Григорий Чаусовский. Киберёлка для расширения возможностей самореализации Новогодних пожеланий
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Зрачки как зеркало души: определение психологического состояния по расширению или сужению зрачков
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Главный Редактор. Психоневрологические заболевания у детей
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов
  • Транс; trance
  • Сукиасян С. Г. Государство мне отчим или отец?
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Состояние гипноидное; hypnoid state
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Занятие с элементами тренинга на снятие агрессии «Будь собой, но в лучшем виде».
  • Либидо; Libido
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Падун М.А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическое пособие по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Уголок уединения»»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • С.В. Уманский. Тяжелая утрата и горе. Психологические и клинические аспекты



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь