Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.

Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребёнком эмоционального состояния других людей зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Психологи считают, что перевод конкретно-чувственного понимания эмоциональных состояний на уровень осмысления возможен лишь при условии точной и полной их вербализации. Для диагностики и коррекции эмоционального развития детей наряду с другими параметрам эмоциональной характеристики важным является уровень передачи эмоционального состояния (своего и чужого) в речевом плане.

 

Важно отметить, что к 6-7 годам дети способны оценить не только внешние, но и внутренние качества литературных героев и персонажей детских книг и сказок. Однако, выразить своё отношение к внутренним качествам ребёнку гораздо труднее, чем к внешним. Дошкольнику легко отметить аккуратность, послушание, вежливость или проказливость героя и трудно рассказать о том, что он чувствует, о чём думает и почему поступает, так или иначе. При согласованности в общении. В детских контактах умение согласовывать мысли, чувства, действия делает сотрудничество устойчивым и радостным. Оно позволяет научить ребёнка конструктивным способам поведения, сделать этом эмоциональное отношение, собственное самочувствие опережают способность понять чувства других людей.

В некоторых случаях у детей можно наблюдать алекситимию. Это специфическое нарушение, которое состоит в неспособности выразить словами, рассказать о собственных эмоциональных переживаниях, а также в неумении распознавать и учитывать чувства других людей. У таких детей внутренние ощущения не дифференцированы, они не могут сказать ни о своём настроении, ни о самочувствии, ни о тех мотивах, которыми руководствуются в действиях. Общение со сверстниками для таких детей — тяжёлое испытание, часто они, не умея постоять за себя, становятся жертвами агрессии.

Способность выразить словом тонкие и сложные чувства, понять другого, выразить своё отношение к происходящему- основа для развития компетентным в межличностных отношениях. Специальное коррекционное обучение в этой области может стать важным и необходимым условием для развития процесса коммуникации детей.

Определены следующие направления работы:

  • развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания;
  • активизация эмоциональной лексики и введение в диалогическую и монологическую речь;
  • обогащение событийной стороны игры путём анализа чувств и эмоциональных переживаний участников с использованием широкого спектра эмоциональной лексики.

Цель первого этапа – активизация эмоциональной лексики в процессе в формирования диалогической у детей с ОНР (3 уровень) старшего дошкольного возраста.

Работа по формированию диалогической речи у дошкольников с речевой патологией происходит на основе проведения индивидуальных и общих бесед по поводу прочитанных книг, просмотренных кинофильмов (мультфильмов), а также игр-драматизаций.

В процессе занятий дети учатся отвечать на вопросы и задавать их относительно предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими; поддерживать стремление рассказать о своих наблюдениях, переживаниях, используя эмоциональную лексику. Постепенно у дошкольников развиваются такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям.

Большое значение придаётся речевому общению по поводу прочитанных книг, просмотренных фильмов. В процессе работы дети ОНР учатся: различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений; давать оценку поступкам, привычкам и поведению людей в разнообразных жизненных ситуациях; определять и сравнивать основные черты характера героев рассказов, сказок; находить у себя как положительные, так и отрицательные качества, поступки и привычки; выражать своё отношение делам и поступкам литературных персонажей. При этом дошкольники активно употребляют лексику, обозначающую эмоции и оценки. Особая роль отводится сказке, поскольку через неё ребёнок может узнать о добре и зле, силе и храбрости, трусости и предательстве. В сказках и историях повествуется об эмоциональных внутренних переживаниях, чувствах героев. Дети через восприятие и последующее обсуждение сказок учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретать уверенность в них и в себе, при этом дошкольники как положительную, так и отрицательную эмоциональную лексику. С помощью сказки осуществляется механизм развития формирующейся личности. Они способствуют преодолению агрессии, грубости, тревоги, страха, неуверенности, робости у детей с речевой патологией. С их помощью формируются такие качества личности, как доброта, отзывчивость, уверенность, смелость, мужество, а также развивается умение справляться и преодолевать трудности, не унывать в сложных ситуациях.

На данном этом этапе большое значение уделяется играм – драматизациям. Руководство этой игрой начинается с подбора речевого материала, который соотносится с лексическим материалом по развитию речи в дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями. В играх — драматизациях используются костюмы, шапочки — маски, игрушки, фигурки различных видов театров. При повторении игры исполнители меняются, переставляются для того, чтобы дети изменяли направление движений, ориентировались в пространстве. Смена исполнителей необходима, и этим преследуется двоякая цель: потренировать каждого ребёнка в связной речи. В противном случае дошкольники могут привыкнуть к исполнению исключительно главных или только второстепенных ролей. В том случае, если ведущая роль даётся слабому ребёнку, которому трудно самому с ней справиться, ему помогает логопед. Это очень важно и для самого ребёнка, который сможет поверить в свои силы, а также и для других таких детей в группе.

До проведения игр-драматизаций детям читается или демонстрируется произведение и разучиваются роли. Затем с дошкольниками проводятся беседы, которые помогают им лучше разобраться в характерах героев произведения, оценить их действия и выразить своё отношение к происходящим событиям с применением эмоционального пласта лексики. С помощью игр – драматизаций можно воспитывать у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую деятельность. Готовят детей к общению в сложных ситуациях, связному и последовательному изложению мыслей, развивают внимание, зрительную ориентировку на собеседника. Данные методические приёмы позволяют не только количественно, но и качественно изменить уровень речевого общения дошкольников с речевой патологией; благотворно влиять на формирование эмотивности — отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей; способствует развитию компетентности в межличностных отношениях между детьми с речевыми нарушениями.

Просмотров: 530
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Кулиш Надежда Николаевна. «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Шамова Александра. Создание условий в группе для повышения качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Завадская Светлана Николаевна. Конспект открытого занятия на развитие связной речи для детей с ОНР (ІІІ уровень) (старшая группа) Тема: «Животные на ферме»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Кунаковская Екатерина Владимировна. Роль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам
  • Орлова Марина Вячеславовна. Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Фандюшина Алёна. Изотерапия в психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
  • Ловцова Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Парфенова Наталья Викторовна. Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом как средство формирования чувства патриотизма и гражданственности с использованием ИКТ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь