Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125914

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Важная роль надситуативной активности в психической регуляции и в поведении признана давно. Потребности и мотивы различаются по длительности своего существования и влияния на поведение и дея-тельность. И в структуре мотивов личности, и в структуре ее целей есть ситуативные, или текущие, но есть и долговременные (жизнен-ные, сквозные...).
Текущее состояние всегда зависит от факторов конкретной ситуа-ции, но если бы оно было полностью обусловлено только этим, то его динамику можно было бы сравнить с игрой бликов на водной поверх-ности в солнечный день или с чем-то подобным — постоянно колеблю-щимся и неустойчивым. Тогда ни в психодиагностике, оснащенной на-учными методами, ни в обыденной жизни было бы невозможно прогно-зировать поведение и переживания человека, результативность его деятельности и многое другое.
В контексте обсуждения личностной регуляции психических со-стояний термин «трансситуативное» имеет недостаток: в нем излишне

выражено звучание независимости от ситуации. От всех ситуаций никакое состояние (кроме некоторых патологических) не может быть независимым. Более точным, на наш взгляд, является термин доминирующее состояние. Доминирующее мы понимаем как преобладающее во времени, занимающее большую часть времени.
Доминирующие состояния характерны для личности в протяженном диапазоне ее настоящего, то есть в более широком масштабе времени, чем актуальный момент, определенный особенностями данной ситуации. Они в меньшей степени обусловливаются обстоятельствами актуальной, текущей ситуации с достаточно определенно очерченными временными рамками и в большей степени — факторами социально-психологического уровня личности. Разумеется, при таком ракурсе рассмотрения в структуре психического состояния необходимо выделять не только «доминирующую», но и «ситуативную» («текущую») составляющую. Доминирующие состояния являются фоном, на котором формируются и существуют актуальные (текущие) состояния.
Так, например, на фоне доминирующего состояния страха за жизнь близкого человека, длительное время находящего в условиях, угрожающих его жизни, могут возникать актуальные состояния иного плана: состояние радости, вызванное приятными новостями или успехами других близких людей. Человек на фоне доминирующего состояния тревоги или страха может не терять способности переходить в состояние сосредоточенности или переживать состояния трудового подъема, вдохновения.
Для обозначения относительно устойчивых эмоциональных фоновых состояний в психологии утвердилось понятие настроение. Детальный анализ этого понятия мы проведем в последующих разделах. Здесь лишь заметим, что, на наш взгляд, настроения также целесообразно разделять на доминирующие и актуальные (текущие). Необходимость такого различения признается рядом специалистов. Так, например, в опроснике «Шкала настроения» Ундервуда и Фроминга есть две подшкалы: «постоянное настроение» и «реактивное настроение» (Bohner, Hormuth, Schwarz, 1991). Многие клинические психологи разделяют нарушения настроения на хронические и текущие.
Говоря о тесной связанности устойчивых состояний с социально-психологическим уровнем личности, необходимо обратиться и к другому аспекту — рассмотрению настроений как состояний личности на верхнем уровне ее регуляции. В самом деле, состояние невозможно представить как простое психическое явление — оно имеет многокомпонентный состав. В нем могут быть обнаружены различные феноме

ны, для каждого из которых характерны свои закономерности, относящиеся к различным сферам и уровням психики. Это относится и к его важнейшей составляющей — настроению.
Эмоциональные характеристики психического состояния.
Можно считать весьма распространенной точку зрения, что психическое состояние представляет собой сложное единство противоположных переживаний. Смех может быть смехом сквозь слезы, радость — сопровождаться печалью, а гневу — сопутствовать радость. Для обозначения двойственности переживаний существует специальный термин, предложенный Э. Блейером, — «амбивалентность чувств». Он интерпретируется как внутренне противоречивые эмоциональные состояния и переживания, связанные с двойственным отношением к человеку или явлению. Например — принятием и отвержением, удовольствием и неудовольствием, симпатией и антипатией. В этих случаях лишь выявление ведущей, доминирующей эмоции позволяет отнести их к группе положительных или отрицательных психических состояний.
Изучение структуры аффективной сферы с использованием факторного анализа и других математико-статистических методов обработки эмпирических данных привело исследователей к выводу об определенной независимости приятных и неприятных эмоций. Фактор позитивной эффективности, включающий в себя шкалы социальной доминантности, мотивации достижения, связан с позитивными психическими состояниями, в то время как фактор негативной эффективности, объединяющий шкалы агрессии и отчужденности, связан с негативными психическими состояниями. Получены эмпирические данные, подтвердившие тесную связь между двумерным пространством состояния и двумерным пространством личности в измерениях экстраверсии и нейротизма (Costa, McCrae, 1980).
Эмоциональные характеристики психических состояний тесно связаны с таким параметром состояния, как его полярность (знак). Во многих случаях нетрудно отнести эмоциональные состояния к «приятным» или «неприятным», включающим переживание удовольствия или неудовольствия, однако так бывает не всегда. Возможность однозначно оценить полярность состояния является спорным вопросом с более чем вековой историей. Еще в конце прошлого века Т. Рибо (1897), сопоставляя различные точки зрения на существование «средних, безразличных, свободных от всякой примеси приятного или неприятного» состояний, пришел к выводу, что, вероятно, вопрос о том, существуют ли таковые, неразрешим. Однако существование средних, нейтральных состояний не может являться препятствием к тому, что

бы использовать такую характеристику, как полярность, то есть преобладание приятных (положительных) или неприятных (отрицательных) эмоций. Она необходима в теоретическом обсуждении и весьма полезна для решения практических вопросов (диагноза, прогноза, экспертизы...).
Весьма существенное значение для описания психического состояния имеет интенсивность переживаемых эмоций — их сила, яркость. Количественные различия эмоций в значительной мере определяют качественную специфичность психического состояния.
Таким образом, описание психического состояния не может быть полным без указания его эмоциональных характеристик, к основным можно отнести широту спектра переживаемых индивидом эмоций, доминирующую эмоцию, интенсивность эмоций, полярность — преобладание приятных (положительных) или неприятных (отрицательных) эмоций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Ньянапоника-тхера. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ. О любви, сострадании, сорадовании и невозмутимости.
  • Алексей Фонарев. Как бороться с депрессией?
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Основные признаки депрессии
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Хмелева Анна Сергеевна. НОД в подготовительной группе по эмоциональному развитию «Путешествие в мир эмоций»
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Амбивалентность; Ambivalence; Ambivalenz
  • Бдительность; vigilance
  • Григорий Чаусовский. Киберёлка для расширения возможностей самореализации Новогодних пожеланий
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Зрачки как зеркало души: определение психологического состояния по расширению или сужению зрачков
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Главный Редактор. Психоневрологические заболевания у детей
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов
  • Транс; trance
  • Сукиасян С. Г. Государство мне отчим или отец?
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Состояние гипноидное; hypnoid state
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Занятие с элементами тренинга на снятие агрессии «Будь собой, но в лучшем виде».
  • Либидо; Libido
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Падун М.А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическое пособие по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Уголок уединения»»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • С.В. Уманский. Тяжелая утрата и горе. Психологические и клинические аспекты



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь