|
Лосева В.К. Рисуем семью Диагностика семейных отношений.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 26090
Автор: Лосева В.К.
Название: Рисуем семью Диагностика семейных отношений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Правило 22
С точки зрения ребенка, опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению ребенка, самостоятельной опоры в жизни не имеют. Например, на рис. 24 «твердо стоит на ногах» только бабушка. Правило 23 На рисунках семьи часто встречаются разрывы контура и недоведение линий друг до друга. Разрывы контура бывают при изображении головы и туловища, а недоведение линий обычно бывает в местах «прицепливания» конечностей к туловищу, головы к телу, кистей и стоп к предплечью и голени и т.д. Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва. Особенно часто этот разрыв наблюдается на голове. Учитывая значения правого и левого, верха и низа, изложенные выше, эти разрывы» в голове интерпретируются следующим образом: разрыв с правой стороны головы — восприимчивость и податливость к мнению и нормам социального, внесемейного окружения; разрыв с левой стороны головы — восприимчивость и податливость к мнению, давлению и оценкам интимного, семейного окружения; разрыв сверху головы, на макушке — податливость влиянию абстрактных норм и авторитетов; разрыв снизу головы, со стороны шеи – податливость влиянию своих может быть плохо осознанных страстей, влечений, физических ощущений и телесного самочувствия. Правило 24 «Отрыв» конечностей и головы от тела или частей конечностей друг от друга символически выражает страх утраты той функции, которая символизируется данной конечностью. Например, отрыв правой ноги на рис. 26 связан со страхом утратить опору в социальной реальности, потерять работу, статус в своей организации. А отрыв правой руки на том же рисунке означает страх утратить влияние па ту же сферу жизни, потерять контроль над ней. Буквально, «мое положение на работе пошатнулось, новая должность, уплывает из рук, и я никак не могу на это повлиять". Далее мы обсудим скрытый смысл неодушевленных предметов на рисунке семьи. Правило 25 Неодушевленные предметы, являющиеся объектом привязанности кого-то из взрослых членов семьи, на рисунке представляют и иногда замещают этого члена семьи. Иными словами, изображение машины вместо папы отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с отцом, а лишь выражает острую любовь папы к этой "игрушке". Так, на рис. 27 машина, изображенная сверху, отражает лидерство отца в семье, подчеркнутое тем, что папа обладает такой игрушкой, которой ни у кого в семье нет. Правило 26 Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на мир предметов. Предмет, наиболее близко расположенный к персонажу, в восприятии ребенка означает объект самой сильной привязанности персонажа. Например, на рис. 28 самый «близкий» для мамы — телефон. Правило 27 Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов. Итак, что на рисунке изображено выше всего, то и является самым главным в эмоциональном мире ребенка, символом власти и авторитета. Отметим сразу, что большинство детей в углу или вверху листа рисуют солнце. Солнце на рисунке ребенка является символом верховной власти и защиты, высшего авторитета (рис. 29). Бывает, что на рисунке, изображающем сцену в квартире, а не па свежем воздухе, нарисована люстра или лампа, замещающая в данном случае то же в качестве источника света и тепла (рис. 30). Пpaвило 28 Люди и предметы, изображенные на рисунке между автором и солнцем или другим источником света, воспринимаются как конкуренты, мешающие пользоваться в полной мере защитой и опекой. Например, изображенная с гимнастическим обручем старшая сестра воспринимается младшей как препятствие на пути получения достаточного внимания со стороны родителей. В этой семье старшая сестра в данный момент готовится к ответственным соревнованиям, и на нее направлено все внимание родителей (рис. 31). Правило 29 Изображение большого количества мелких деталей предметов свидетельствует о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим «взрывом». Рис. 25 Рис. 26 Рис. 27 Рис. 28 Рис. 29 Правило 30 Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи. Например, изображение холодильника, накрытою обеденною стола, плиты, кухонных принадлежностей недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи. Обратите внимание, что у плиты и холодидьника даже есть имена (рис. 32). Правило 31 Обилие мягкой мебели и нахождение на ней взрослых персонажей означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления, но в таких ею формах, которые не характерны для ребенка — ведь дети доподросткового возраста не любят лежать. Одновременно это может означать для ребенка законность ею отвержения другими взрослыми, если они «устали». Правило 32 Изображение большого количества закрытых шкафов (иногда даже с замочными скважинами) символизирует для ребенка наличие в семье тайны, к которой он не допущен. Рис. 30 Правило 33 Большое внимание к прорисовке одежды персонажей может интерпретироваться различными способами в зависимости от других деталей рисунка. В рисунке ребенка это, как правило, говорите важности для него психосексуальной роли своего и другого пола. На рисунке взрослого это может означать совершенно разные вещи: закрытость, конформизм, демонстративность, (украшательство), проблемное отношение к телесности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|