Лосева В.К. Рисуем семью Диагностика семейных отношений.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 26089

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

А теперь вспомним, зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? Не только. Еще и для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, говорить обидные вещи. Поэтому рот — это еще и «орган» нападения.
Например, на рисунке 12 ребенок опасается агрессии со стороны мамы (у нее самый большой и заштрихованный рот). Остальные члены семьи вообще не имеют права высказать собственное мнение, ртов у них почти нет, но зато есть большие уши (чтобы «маму слушаться»).
Рис. 14

Рис. 15

Правило 16
Персонаж с большим и/или заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием (не обязательно на повышенных тонах). Персонаж вообще безо рта или со ртом-«точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей (рис. 16).
А теперь остановимся на истолковании скрытого смысла частей тела (шея, руки, ноги).
Как известно, голова присоединяется к туловищу при помощи шеи. Но шея появляется на рисунке ребенка не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу (рис. 17).
Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому, что ее особенно трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая символизируется на рисунке шеей. Что же эта за функция?
Это — способность к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Именно появление этой способности символизируется «обнаружением» ребенком шеи как посредника между рассудком и чувствами.
Правило 17
Тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами в восприятии автора рисунка, у кого же шеи нет – не способен. Например, на рис. 18 ребенку — автору рисунка — кажется, что взрослые требуют от него большей способности управления своими эмоциями, чем в состоянии это сделать сами. Иными словами, ребенок разделяет распространенное заблуждение, что ограничения существуют только для маленьких, и «когда я вырасту, то буду делать все, что захочу, как мои мама и папа», которым уже не надо стараться быть сдержанными и воспитанными. И такой ребенок может «внезапно» стать необузданным именно тогда, когда он решит, что уже стал взрослым.
Правило 18
Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании автора рисунка конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Наоборот, если шея короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий противоречий в этой сфере Например, на рис. 19 изображен персонаж, который видится настолько «духовным» и возвышенным, что сильные и грубые страсти просто не достигают его «утонченного» ума.
На рис. 20 папа воспринимается ребенком как человек, который ни при каких обстоятельствах не даст сбить себя с толку какими-то «глупыми» эмоциями. Он же воспринимается и как самый умный (у нет самая большая голова). Правда, иногда «толстая и короткая» шея может свидетельствовать об отсутствии контроля и «свободном доступе» страстей к голове. «Захотел и сразу сделал» (как у «крутых» киноагрессоров).

Рис.16

Рис. 17

Теперь зададимся вопросом — а что означают руки?
Руки и ноги появляются на рисунке ребенка достаточно рано, пускай и в виде палочек или «сосисок». Давайте вспомним, какова первоначальная функция руки у человека? Если вы думаете, что руки даны для того, чтобы ими что-то делать (играть или трудиться), то вы, конечно, правы, но очень маленький ребенок вас бы не понял. Ведь первоначальная, от природы данная функция руки — эта функция «прицепливания» к телу матери, т.е. функция установления контакта с близким человеком.
Вспомним, что новорожденный ребенок способен вцепляться в руку взрослого так сильно, что его можно поднять и переносить в висячем состоянии.
И лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки — функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир.
Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным, обнаружить на его рисунке очень просто: у человечка появляется кисть руки — «варежка» или «с пальчиками» (рис. 21). Причем пальцев может быть не обязательно пять.

Рис. 18

Рис. 19
Правило 19
Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или соответствующего персонажа) более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке — то в сфере семейных отношений, если на правой руке — то и мире за пределами семьи — школа, сад, двор и др.), если меньше — то более слабым, чем окружающие.
Например, на рис. 22 сточки зрения ребенка мама больше способна влиять на внесемейную реальность, чем на отношения в своем собственном доме.
Кроме того, оснащенность выражается и в размере руки.
Правило 20
Чем более могущественным воспринимается данный персонаж, тем больше у него руки.

Рис. 20

Рис. 21

А теперь подумаем о ногах. Новорожденный ребенок еще не знает, что у рук и ног— разные задачи, ведь ногами, как и руками, он тоже может прицепляться к телу матери. Впоследствии этот врожденный рефлекс угашается за ненадобностью. Ногам же предстоит освоить специфически человеческую задачу ходьбы.
Когда ребенок начинает ходить сам, то мир для нею удивительным образом расширяется, ведь некоторые свои потребности он уже может удовлетворить без помощи взрослого. Так ноги обретают новые функции: опора в реальности и свобода передвижения.

Правило 21
Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.
И здесь стоит помнить о различии правой и левой ноги: правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая — в мире близких эмоциональных контактов.
Например, на рис. 23 ребенок воспринимает папу как человека, который, в отличие от других членов семьи, в большей степени чувствует опору в работе, чем в семейных отношениях, ведь площадь опоры правой ноги намного больше.
Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, то проведите мысленно горизонтальную линию по самой нижней точке ног. И тогда примените



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Дятлова Марина Георгиевна. Жестокое обращение с детьми
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Позиция «захват коленей»
  • Повышение роли отца в семье
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Движение стоп вопреки силе тяжести.
  • Тест «Автопортрет»
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Использование кинетического рисунка семьи, для профилактики психологического насилия над ребенком в семье
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 5-е
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Моргунова Валентина Владимировна. Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе по теме: «Семейные традиции».
  • Главный Редактор. Соединительный  узел в Макраме
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Прист С. Теории сознания.
  • Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект НОД во 2 младшей группе «Моя семья»
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Закономерности психических систем
  • Шембель А.Ф. Основы рисунка
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Морозова Марина. Сценарий алкогольной семьи. Алкогольная зависимость
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Формирование самоиронии у ребенка. ЗАНЯТИЕ 5
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 9-е
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Педагогическая статья на тему: Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Богданова Людмила Анатольевна. Методическая разработка: 'Дошкольникам о правилах дорожного движения'.
  • Козлова Марина Григорьевна. Подготовка и проведение родительских собраний
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Шушлебина Елена Валерьевна. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
  • Как уйти от бед?
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь