Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 56962

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 1
ПОНЯТИЕ О ПРОБЛЕМАХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Психическое развитие представляет собой формирование функциональных систем и изменение качества отдельных психических функций, процессов, состояний, свойств. Понятие же «возрастного развития», проблемам которого посвящено данное учебное пособие, не является случайным — в первую очередь потому, что психическое развитие можно рассматривать не только в связи с возрастными изменениями. Речь, например, может идти о психическом развитии человека в различные исторические эпохи, о развитии психических процессов как динамических характеристик психической жизни человека в рамках одного и того же возраста и т. д.
Под проблемами развития в психологии, как правило, рассматриваются те случаи, которые приводят к отклонениям от нормы в развитии и предполагают коррекцию развития с участием соответствующих специалистов. Эти варианты отклонений в психическом развитии получили название дизонтоге-неза. В соответствии с классификацией В. В. Лебединского, существует шесть видов дизонтогенеза: 1) психическое недоразвитие; 2) задержанное психическое развитие; 3) поврежденное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5) искаженное развитие; 6) дисгармоничное развитие1. Эти случаи отклоне-
Подробно см.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
9
ния в развитии изучает специальная отрасль — психопатология развития.
В настоящей работе рассматриваются проблемы психического развития, которые существуют в пределах нормы возрастного (или онтогенетического) развития. Они возникают при наличии противоречия между сформированным (актуальным) уровнем развития тех или иных психических функций, процессов, свойств и теми вызовами, которые делает жизнь, требуя появления новых психических качеств. При этом актуальный уровень развития не позволяет эффективно ответить на эти вызовы, что и порождает проблему. Ее решение соетоит в развитии тех качеств, которые давали бы возможность успешно адаптироваться к новым условиям. Если этого не происходит, то проблема начинает мешать развивающемуся человеку, вызывая новые проблемы либо у него самого, либо у тех, кто вступает во взаимодействие с ним. Лишь при появлении соответствующих новообразований психики такая проблема может быть успешно разрешена или устранена. «Весь процесс становления Вселенной (а значит, и человека) идет не от по-вторимого к повторимому, а от сотворенного к новому» (Мариэтта Шагинян Человек и время. М., 1980. С. 676).
Таким образом, процесс развития характеризуется разрешением противоречий, где проблема и есть содержательная сторона этих противоречий. В- отсутствие спонтанного разрешения противоречий, возникшая проблема выступает уже в роли препятствия, что часто переводит ее из зоны неосознаваемого в доступную осознанию проблему. Проблемы — как живые существа: они зарождаются, перерождаются, изменяя того, в ком они живут. Можно утверждать, что проблема, появившись в конкретной ситуации, в определенный момент времени может стать толчком к развитию тех или иных качеств. Если же она повторяется или продолжает жить во времени, сопровождать человека, то становится причиной развития совершенно в ином направлении, определяя поступки, поведение, стратегию жизни.
10
Иногда конкретная ситуация, маленькая проблема, если она связана с зарождением психических новообразований, через некоторое время может стать большой, выступая в качестве основы для тех или иных изменений в человеке.
Пример
Летом восьмилетний Даня ходил в детский городской лагерь. Спустя неделю с начала его посещения с ним состоялся следующий разговор.
Д.: Бабушка, там есть мальчик, он все с улыбочкой и по голове стукает. А если мы играем с другим мальчиком в игру, он приходит и садится на нее (настольная игра). Он все время так делает. Б.: Дай ему сдачи.
Д.: Тогда он начнет кричать или плакать, и воспитатели меня наказывают. Говорят: вон, в угол! Что мне делать? Я хочу быть добрым.
Ответ на вопрос, который решает маленький мальчик, даст направление развитию либо хитрости, в том случае, если он будет давать сдачу, но так, чтобы избежать наказания взрослых, либо озлобленности и негативизму, если он, невзирая на реакции взрослых, будет давать сдачу и переживать несправедливые наказания. Вопрос, который он задает, по сути, отражает поиск путей разрешения проблемы, которая в данной конкретной ситуации может дать зачатки развития совершенно новых и противоположных психических качеств.
Представим ситуацию, когда такие взаимоотношения между мальчиками и курирующими их взрослыми сохраняются месяцы или год. За это время можно говорить уже не о зарождении тех или иных качеств, а об их активном становлении и включении в структуру жизнедеятельности. При последующем развитии подобного жизненного сценария эти качества будут иметь все более и более широкий перенос на различные
11
стороны поведения, оказывать влияние на решение других проблем.
Важно подчеркнуть, что в жизни человека есть не только психологические, но и экономические, социальные проблемы, проблемы физического здоровья. Естественно, они неизбежно оказывают влияние на психическое состояние людей, однако в настоящем пособии будут рассматриваться только психические проблемы развития, которые не сводятся ни к экономическим, . ни к проблемам здоровья.
1.1.1. Факторы, обусловливающие проблемы психического развития
Любая проблема в психическом развитии связана с преодолением того, что мешает появлению нового психического качества. К внешним факторам могут быть отнесены все те, которые лежат в окружающей человека жизни, в социуме. Если следовать теории У. Бронфенбреннера2 — в микро-, мезо- и макросреде. К числу таких факторов, обусловливающих развитие человека, как правило, относят семью, институты образования (дошкольные, школьные, вузы и т. п.), сферу досуга, ценности, традиции, нравы и обычаи, принятые в той или иной культуре в определенный исторический отрезок времени.
Внутренние причины, приводящие к проблемам в психическом развитии, кроются в физиологических особенностях человека, его генотипе, здоровье, в уже сформировавшемся к настоящему времени психическому строю. Среди последних могут быть выделены: нежелание расставаться с тем, что есть в настоящем, чтобы избежать неизвестного нового, то есть «застревание» на определенной стадии развития (инфантилизм, вечная молодость и т. п.), страх нового, неразрешенные проблемы предыдущих стадий развития и пр.
2 Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge: Harvard University Press, 1979.
12
В. В. Ковалев применительно к нарушениям психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства и созревания структур и функций головного мозга употребляет понятие «психологический дизонтогенез». И. И. Ма-майчук отмечает: «Психологический дизонтогенез может быть обусловлен биологическими (генетическими, экзогенно-орга-ническими и др.) патогенными факторами, неблагоприятными социально-психологическими средствами воздействия, а также разнообразными сочетаниями биологических и социальных факторов. Выделяют два типа психического дизонто-генеза: ретардация — запаздывание или приостановка психического развития; асинхрония — выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпов и сроков созревания других» (Мамайчук И. И., 2001, с. 32-33).
Вопрос о факторах, порождающих проблемы развития, не может быть рассмотрен линейно: сложные семейные условия, плохое здоровье — следствие проблемы развития. Многочисленные наблюдения психологов за различными сценариями развития показывают, что одни люди в сложнейших социальных условиях, преодолевая проблемы, успешно, позитивно развиваются, совершенствуются. Другие — имея объективно прекрасные условия для развития (хорошее здоровье, материальный достаток и т. п.) — переживают психологические проблемы, не могут с ними справиться и развиваются деструктивно. В связи с этими наблюдениями в психологии стали разрабатываться категории жизнестойкости и уязвимости (Д. Чиккетти, С. Лютар, М. Раттер и др.3).
Жизнестойкость — система психических качеств (ресурс человека), способствующих позитивному психическому развитию, несмотря на краткосрочные или хронические, внешние или внутренние препятствия.
3 Resilience and vulnerability: adaptation in the context of childhood adversities/ Ed. by S. Luthar. Cambridge Universiti Press, 2003.
13



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • С.Э. Поляков. Кризис современной психологии
  • Анна Сухова. Кризис
  • Надежда Хомянина. Кризисы женского развития
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психологические особенности детей трехлетнего возраста.
  • Кутейникова Е.А., Рыжих Т.В.. «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста»
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Фоменко Оксана Александровна. Консультация для родителей 'КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ'
  • Кирина О.Н. Курочкина Г.В.. Возрастные особенности и возможности детей 3-5 лет
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ольга Торощина. Консультация для воспитателей по теме «Кризис трех лет»
  • Тимиреева Марина Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет. Как быть?»
  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Редькина Наталья Вячеславовна. Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развития
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте
  • Болотова Наталья Викторовна. Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.
  • Риттер Анна Игоревна. Особенности развития детей 3-х летнего возраста «Полезные привычки»
  • Колташов В. Кризис глобальной экономики
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Григорий Чаусовский. Психотехнологии нейтрализации негативного влияния информационного стресса на телезрителя в условиях социально-экономического кризиса
  • Баракова Эльвира Назировна. Особенности развития мелкой моторики у детей с ЗПР
  • Сафронова Кристина Владимировна. Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
  • Шилова Татьяна. «Дорога перемен». Трансактно-аналитическое исследование фильма
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Матвеева Оксана Сергеевна. Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития
  • Менщикова Марина Александровна. Роль театрализованной игры в развитии коммуникативной компетенции дошкольников
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Малыковская Татьяна Владимировна. Коррекционно-развивающее занятие с детьми (личностная сфера) «Путешествие в сказку».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь