Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 56956

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Описываются три варианта проявления жизнестойкости:
• восстановление психического развития до нормального, прежнего уровня после воздействия травмирующих факторов (например, задержка в психическом развитии после недлительной болезни и последующее полное восстановление);
• возвращение к прежнему состоянию с признаками роста в ситуации пережитого горя, деформировавшего обычный строй психической жизни;
• адаптация в условиях длительно существующей неблагоприятной ситуации, способствующая позитивному развитию (например, проживание в семье алкоголика, в условиях нарушенных взаимоотношений с сослуживцами или администрацией, тяжелые хронические заболевания).
Уязвимость — искажение, деформация развития под действием неблагоприятных факторов.
Современные исследователи психического развития пытаются найти ответ на вопрос: что является психическим ресурсом жизнестойкости, какие факторы могут противостоять тем, которые провоцируют проблемы развития?
Пока еще немногочисленные поиски ответов на эти вопросы позволили установить, что существуют так называемые «поддерживающие факторы». В каждом конкретном случае, когда мы сталкиваемся с проявлениями жизнестойкости, могут быть свои поддерживающие факторы. Например, в случае, когда родительская семья является фактором риска, расширенная семья или творческий коллектив могут выступать в роли поддерживающего фактора. Или другая ситуация: для ребенка, который не может посещать школу по состоянию здоровья и вынужден учиться дома, в основном самостоятельно, поддерживающим фактором могут стать и домашняя библиотека, и Интернет.
Поддерживающие факторы — это те люди, социальные институты, события и пр., которые способствуют нормальному психическому развитию вопреки факторам риска.
14
Понять проблемы психического развития каждого конкретного человека можно анализируя в комплексе все факторы, взаимодействующие и влияющие на процесс его развития.
В качестве одного из факторов развития может рассматриваться активность самого человека. Ориентировочный рефлекс младенца — свидетельство его врожденной активности, удовлетворение которой способствует развитию. Проблемы в развитии часто связаны с тем, что потребность в активности на ранних этапах подавляется («Не трогай!», «Небегай!», «Нелезь!», «Не греми!» и т. п.). Часто позднее, когда на более старших возрастных этапах нужно опираться на активное освоение, например, учебного материала, профессиональной деятельности, активность уже подавлена в значительной степени, начинаются проблемы в развитии познавательной деятельности.
Зарисовки из жизни
Активность и психическое развитие
Дети умные, с воображением всегда находят себе хорошее занятие по душе, развлекают сами себя. Хотя бы мечтают о чем-то необыкновенном. Живут в сказочном мире, придуманном ими самими, и никому от них нет помех.
Глупый ребенок нуждается в ежеминутной опеке. За ним нужно следить на каждом шагу, держать за ворот, забавлять. Оставшись один, он оказывается в глухой пустоте и начинает, от пустоты, все ломать и сокрушать.
Ильясов Я. Заклинатель змей. Повесть о трудной судьбе, удачах и неудачах беспутного шейха, поэта, ученого, несравненного Омара Хайяма. Ташкент, 1979. С. 393.
1.1.2. Проблемы развития и возраст
Экспериментальные и эмпирические данные позволили описать наиболее часто встречающиеся проблемы психического раз-
15
вития в тот или иной возрастной период. Определенные, часто устойчивые проявления во взаимодействии биологических и социальных факторов развития чаще всего определяют зарождение различного рода проблем. При наличии очень индивидуализированного пути развития, его уникальности и неповторимости перечень проблем в жизни людей одного возрастного периода, как правило, является относительно универсальным. Другое дело, что проблемы, по содержанию типичные для того или иного возраста, индивидуальны в характере, глубине переживания и способах разрешения. Таким образом, закономерное появление определенных проблем на разных этапах развития позволяет не только прогнозировать их возникновение в каждом конкретном случае, но и упреждать их, создавая условия, при которых они не становились бы травмирующими факторами развития.
Понятие возраста, как известно, включает в себя характеристики биологического, психологического и социального возраста, представленные ниже.
Биологический возраст:
• ограниченный биологическими рамками период жизни;
• необратимость фаз биологического возраста (установка на проживание жизни, характерной для потребностей и возможностей того или иного возрастного периода);
• продолжительность жизни: обусловленность наследственностью (средняя продолжительность в роду, наследственные заболевания), средней продолжительностью жизни в этот период в данном сообществе (в данной культуре);
• формирование определенного отношения к собственному возрасту, ко времени жизни.
Психологический возраст:
• переживание и отношение ко времени собственной жизни;
• событие как единица измерения психологического времени. Событие — нечто, внесшее существенные изменения в психическую жизнь человека. Событийность психологического времени и хронологических изменений
16
могут не совпадать. Психологическая автобиография может характеризоваться наиболее значимыми для человека событиями, внесшими существенные изменения в его психическую жизнь;
• временные децентрации — ориентированность человека на то или иное время; проявление в децентрациях влияния возраста и индивидуальных особенностей переживания времени;
• возраст умственного развития — соответствие умственных способностей стандартизированной возрастной норме; относительность нормы в разные исторические периоды, в разных культурах.
Социальный возраст — соответствие возраста выполняемым социальным ролям:
• социально-экономические условия (войны, кризисы);
• нравы, обычаи, социальные установки, ценности;
• когорта — сообщество людей, рожденных и проживающих свою жизнь в определенное историческое время и в определенных социальных условиях; появление общих черт у когорты под влиянием относительно одинаковых условий социализации.
Все эти характеристики возраста отражают единство биологического, психологического и социального контекстов развития человека, а возраст только фокусирует их в определенный момент времени жизни.
Возрастные характеристики человека далеко не всегда находятся в состоянии гармонии. Их дисгармония может часто порождать проблемы развития.
Пример
Женщина, для которой всегда значимым являлся ее внешний вид, которая жила тем, что создавала свой облик так, как она это хотела, к 50-ти годам начала не справляться с ситуацией. Не принимая тех биологических изменений,
17



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Бетко Юлия Валерьевна. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста
  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Куашева Татьяна Александровна. Риторика как технология развития речи дошкольников.
  • Редькина Наталья Вячеславовна. Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развития
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Никандрова Катерина. Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук»
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Лена Васильева. ЖИПТО как стимулятор умственного развития детей дошкольного возраста
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Петрович Татьяна Юрьевна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Пученина Людмила Юрьевна Мухарева Кристина Константиновна. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь