Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52974

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пример первый
На уроке географии в V классе вводится понятие «водораз-
дел». Объяснение учителя опирается на рисунок в учебнике, изоб-
ражающий модель водораздела в виде небольшой возвышеннос-
ти, по противоположным сторонам которой текут реки. На вопрос:
«Является ли водоразделом Главный Кавказский хребет?» — не-
* Задачи составлены по материалам Е. Н. Кабанозой-Меллер, Э. А. Флеш-
нер, А. И. Никерова, С. Ф. Жуйкова, В. И. Зыковой.
192
которые учащиеся отвечают неверно, считая, что водораздел —
это просто возвышенность, в то время как Кавказский хребет —
это большие, высокие горы.
Пример второй
На уроке математики вводится понятие «коэффициент». Да-
вая его определение, учитель говорит, что под ним следует пони-
мать число, которое показывает, сколько раз стоящее после него
выражение повторяется в качестве слагаемого. Сказанное иллю-
стрируется следующим примером.
(а+Ь)+(а+Ь}+{а+Ь)+(а+Ь)^4(а+Ь}
В дальнейшем проводится закрепление материала с помощью
специальных упражнений. Контрольные вопросы показывают, что
почти все учащиеся успешно справляются с заданием.
Некоторое время спустя вводится понятие «показатель степе-
ни», который определяется как число, показывающее, сколько раз
данное выражение выступает в качестве сомножителя. Сказан-
ное иллюстрируется примером:
а • а • а == а3
Учащиеся выполняют упражнения по отработке умения использо-
вать данное понятие в своей учебной работе. При решении такого
типа задач школьники не испытывают серьезных затруднений.
Однако, когда они переходят к выполнению заданий, в которых
упражнения на коэффициент чередуются с упражнениями на по-
казатель степени, начинают встречаться ошибки типа:
a-a-b-b='2a-2b
Пример третий
Одним из основных понятий в курсе физики является «вес».
По своей физической сущности вес является силой, с которой тело
притягивается к земле. В связи с этим в ходе изучения данного
учебного материала обращается внимание на то, что вес являет-
ся свойством всех тел, что существует связь между земным при-
тяжением и свободным падением тела, что понятие «вес» и по-
нятие «сила» связаны между собой. После усвоения этого поня-
тия, учащиеся раскрывают его содержание в следующих опреде-
лениях:
Анатолий Г.: «Возьмем что-нибудь и взвесим на весах.
Подберем гири, чтобы равновесие было. Единица веса — граммы,
килограммы, тонны. Сколько граммов, килограммов или тонн ве-
сит тело, это и будет вес».
Николай А.: «Вес—это сила, с которой тело, притягивае-
мое Землей, давит на чашку весов. Мы смотрим, какую гирю на-
до положить на другую чашку, и узнаем вес тела. Когда берем
какое-нибудь тело в руки, также чувствуем, что оно давит на ру-
ку, потому что оно тяжелое».
13 Закал 2268
193

Тамара Е.: «Вес тела—это сила, с которой его притягивает
Земля. Мы знаем, что у каждого тела определенный вес. Это мы
видим, когда кладем его на весы. При решении задач, чтобы уз-
нать вес, нужно удельный вес умножить на объем. Помню еще,
что нам показывали, что каждое тело имеет тяжесть и эта тя-
жесть тянет его вниз».
Пример четвертый
На уроке русского языка большинство учащихся сравнительно
быстро усваивает суть пунктуационного правила о выделении за-
пятыми придаточного предложения, находящегося внутри главно-
го. Однако количество ошибок, допускаемых учащимися, меняет-
ся в зависимости от того положения, которое занимает придаточ-
ная часть внутри главной. Так, в предложении «Мы остановились
там, (место ошибки) где сливаются два потока, развели костер
и приготовили ужин», учащиеся ошибаются реже, чем в предло-
жении «Там, (место ошибки) где сливаются два потока, мы оста-
новились, развели костер и приготовили ужин».
Пример пятый
Овладение учащимися младших классов понятиями «существи-
тельное», «глагол» и «прилагательное» основывается на понима-
нии ими грамматического смысла слов «предмет», «действие»,
«признак». Часто учащиеся правильно относят к существительным
такие слова, как «кровать», «дом», но не относят к этой части ре-
чи слова «счастье», «богатство» и т. п. В другом случае слово
«стоять», по мнению некоторых ребят, обозначает предмет («пар-
та стоит»), а слово «столяр»—действие («живой, ходит»).
Пример шестой
На уроке геометрии учитель вводит понятие прямоугольного
треугольника, раскрывая его существенный признак—наличие
прямого угла, и в то же время чертит (а за ним и учащиеся) пря-
моугольный треугольник в определенном положении: прямой угол
находится внизу—у основания. Впоследствии выясняется, что не-
которые учащиеся, давая правильное определение понятия прямо-
угольного треугольника, не узнают его в том случае, если он дан
в другом положении.
Вопросы
1. Объясните психологические особенности умственной дея-
тельности школьника в каждом конкретном случае и объясните
затруднения в ответах на вопросы учителя.
2. Определите причины неправильного решения учебных задач
школьниками.
Темы курсовых исследований
1. Мотивы учебной деятельности учащегося на разных этапах
обучения и их влияние на усвоение знаний.
194
2. Влияние предшествующего содержания учебного материала
на структуру учебной деятельности школьника.
3. Возрастная динамика восприятия и понимания школьником
социальных явлений в мире людей.
4. Взаимосвязь знаний и мышления в процессе решения школь-
никами учебных задач.
5. Взаимосвязь когнитивных эмоциональных и волевых прояв-
лений личности в процессе учебной деятельности на разных эта-
пах возрастного развития школьника.
Тема 10. Психология обучения и условия его
оптимизации в общеобразовательной
и профессиональной школе
Методические указания
Е
V" В педагогической психологии принято рассматривать обучение
как процесс «активного взаимодействия между обучающим и об-
учаемым»*, направленный на вооружение учащихся основами наук,
умениями и навыками, формирование научного мировоззрения и
развитие психических процессов и самостоятельности в учении, об-
щении и трудовой деятельности.
Важнейшим принципом научной организации учебной деятель-
юности учащихся в общеобразовательной и профессиональной шко-
ле является оптимизация процесса обучения. Реформа школы и
постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по конкрет-
ным вопросам реформы указывают на необходимость поднять ра-
боту школы на новый качественный уровень, «расширить возмож-
ности учителей в выборе оптимальных методов, форм и средств
обучения, смелее внедрять в практику достижения педагогичес- <
кой науки»2. Для успешного решения этих задач будущие учите- '"••
ля еще в процессе профессиональной подготовки к работе в шко-
ле должны овладеть знаниями методов и средств обучения, на-
учиться использовать прежде всего активные формы обучения;
приобщать учащихся к активной самостоятельной работе над
учебным материалом, к культуре трудовой деятельности и пове-
дения.
На семинарских и практических занятиях студенты должны
рассмотреть различные формы обучения в зависимости от их пред-
метного содержания и требований, предъявляемых к знаниям,
умениям и навыкам учителя как организатора учебно-воспита-
тельного процесса. Для более глубокого понимания сущности об-
учения как целенаправленного педагогического процесса студен-
там необходимо усвоить содержание предмета, знать цели, задачи,
' Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. —
М., 1979.—С, 174.
2 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник
документов и материалов.—М., 1984.—С. 70.
13* 195

организационные формы обучения, учитывать следующие его осо-
бенности. -••-
Обучение предметно. Это первая особенность, которую необ-
ходимо знать для правильной организации обучения в любом учеб-
ном заведении. Учитель (преподаватель) должен хорошо знать
предмет, методику его преподавания, программу, цели и задачи
обучения в каждом классе. Знание предмета и методики его пре-
подавания — необходимая предпосылка успешной работы педаго-
га. Но этого еще недостаточно. Учитель должен знать психологи-
ческие закономерности усвоения знаний предметного содержания,
а также возрастные особенности школьников, мотивы их учебной
деятельности, факторы и условия, стимулирующие развитие их ин-
тересов и способностей.
(^Основной формой обучения является урок. Можно выделить
урок без применения средств наглядности, урок с применением
средств наглядности, урок с использованием аудиовизуальных
средств, машинное обучение. Однако, как бы ни был организован
урок, он невозможен без учителя. Живое непосредственное об-
,(/ щение учителя с учащимися стимулирует их познавательную ак-
К' тивность и самостоятельность в учебной деятельности, формирует
чувства и характер. Но современное обучение немыслимо также
и без использования в нем аудиовизуальной техники, наглядности,
элементов машинного ввода материала и контроля, обучения
школьников общению с машиной. Эти средства общество передает
в руки учителя, и он должен умело использовать их в целях об-
учения и воспитания,^
Обучение — всегда общение, в котором происходит смена ро-
лей. В обучении всегда присутствует обратная связь. Выделяют
в обучении пошаговую обратную связь (материал делится на не-
большие смысловые единицы и проверяется правильность пони-
мания учеником каждой), отсроченную обратную связь (излагается
( большая, законченная по смыслу часть материала, и прово-
дится контроль за ее усвоением), прогностическую, упреждаю-
щую, или антиципирующую, обратную связь (в учебное сообще-
ние закладывается дополнительный материал, предупреждающий
неправильное понимание основного), когнитивную обратную связь
(ученик, опираясь на логику и факты учебного материала само-
стоятельно проверяет правильность своего понимания).
Выделенные типы обратных связей часто сосуществуют и до-
полняют одна другую в работе учителя с классом. Так, опытный
учитель предвидит и реакцию учеников, и возможные наиболее
типичные ошибки в понимании материала. В его работе прогно-""
стическая обратная связь объединена с другими. При изложении
более сложного вопроса осуществляется переход от отсроченной
к пошаговой обратной связи. Обсуждая домашнее задание, учи-
тель дает советы, как ученику самому организовать когнитивную
обратную связь.
Использование той или иной обратной связи зависит от воз-
растных особенностей учеников. Для начальной школы необхо-
196
дима пошаговая обратная связь с постепенным переходом на
отсроченную, в юношеском возрасте важно развивать и опирать-
ся на когнитивную обратную связь. При создании аудиовизуаль-
ных материалов (учебные телепередачи, кинофильмы) прогности-
ческая обратная связь является ведущей и тесно связанной с
когнитивной.
При фронтальной работе с классом обратная связь (корректи-
ровка ответов учащихся) замыкается на отвечающем ученике.
Остальные ученики в ответе товарища и его корректировке учи-
телем получают эталон правильного понимания материала. По-
этому важно учить школьников активно работать во время опро-
са. Организация разных типов обратной связи на уроке в соответ-
ствии с особенностями материала и класса — один из резервов оп-
тимизации обучения.
Обучение может быть индивидуальным и групповым. При ин-
дивидуальном обучении учитель работает с одним учеником,при
групповом — с группой, объединенной в класс, академическую
группу, поток. Работая фронтально, со всем классом или с груп-
пой (при лабораторных занятиях), учитель должен продумывать
индивидуальный подход к каждому ученику. Это невозможно без
знания психологии учащихся.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Вес комара»
  • Притча «Хоть немного помог»
  • Притча «Вес ЭГО»
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Главный Редактор. Гном и команда - сценарий дня рождения
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Проверочные работы. 5 класс. К учебнику Верещагиной И.Н. и др. - Барашкова Е.А
  • Рабинович Е.М. Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы
  • Главный Редактор. Как правильно заниматься спортом
  • Притча «Чудесный миллиграмм»
  • Главный Редактор. Как грамотно набирать вес
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Проверочные работы. 2 класс. В 2 частях. К учебнику Верещагиной И.Н. и др.
  • Редактор. День Именинника - сценарии дня рождения
  • Редактор. День Именинника — сценарий дня рождения
  • Биболетовой., Барашкова Е.А. Грамматика английского языка: проверочные работы. 7 класс. К учебнику
  • Быковой "Spotlight". Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Проверочные работы. 4 класс. К учебнику - Быковой "Spotlight". Барашкова Е.А.
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Заговор воды на похудение - только позитивные последствия
  • Быковой "Spotlight". Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Проверочные работы. 3 класс. В 2 ч. К учебнику - Быковой "Spotlight". Барашкова Е.А.
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Социометрический статус и самооценка
  • Тело; Body
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь
  • Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 7 класс. Рабочая тетрадь - Атанасян Л.С. и др.
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Проверочные работы. 4 класс. К учебнику Верещагиной И.Н. и др.
  • Верещагиной И.Н. и др., Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Проверочные работы. 3 класс. К учебнику
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Биболетовой М.З., Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Проверочные работы. 8 класс. К учебнику
  • Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 2 класс. Рабочая тетрадь . 2 Часть
  • Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 2 класс. Рабочая тетрадь . 1 Часть
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Оно; «it, the»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Александрова О.М., Добротина И.Н. и др. Работа с текстом на уроке русского языка. 5-11 класс
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Проверочные работы. 3 класс. К уч. Биболетовой М.З.
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Мильчев В.А., Ковалева З.С. Типовые расчетные задачи по химии для учащихся 8 классов
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях
  • Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика. 6 класс. В 2 частях
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология биоуправляемой самокоррекции пищевого поведения для профилактики излишней массы тела и ожирения
  • Логвинова О.Н. Технология. 5 класс. Технологии ведения дома. Рабочая тетрадь
  • Севостьянова Наталья Сергеевна. Психология учебной деятельности младшего школьника
  • Кораблева Виктория Валерьевна. Буклет для родителей 'Автокресло-детям!'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь