Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54480

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Действенн о-о перационный компонент учебной
деятельности образуют действия и операции, в ходе которых реа-
лизуется ранее сформированная программа. В структуре учебной
деятельности можно выделить перцептивные, мнемические, пред-
метные, речевые и умственные действия. Состав учебных действий
определяется прежде всего особенностями содержания учебного
материала, целью учебной деятельности, мерой владения учащи-
мися приемами учебной работы, позицией ученика в соответству-
ющей педагогической ситуации. Способом осуществления учебных
действий являются операции. Как отмечает Н. Ф. Талызина, по-
следовательное выполнение операций образует процесс выполне-
ния действия. Рассматривая способы осуществления учебной дея-
тельности, целесообразно ознакомиться с понятием приема учеб-
ной работы, введенного Е. Н. Кабановой-Меллер. Прием учебной
работы—это совокупность учебных действий, объединенных в
183

систему, функционирование которой обеспечивает достижение це-
лей учения.
Специфические действия оценивания, контроля и саморегуля-
ции учебной деятельности являются составляющими контроль-
но-регулирующего компонента. В процессе учения с по-
мощью этих действий обеспечиваются контроль и оценивание
получаемых результатов. На основе сопоставления полученных ре-
зультатов с целями и текущими задачами деятельности происхо-
дит, в случае необходимости, коррекция системы учебных дей-
ствий. На начальных этапах учебная деятельность оценивается и
контролируется учителем. Но по мере овладения личностью учеб-
ной деятельностью действия оценивания и контроля заменяются
самооцениванием и самоконтролем. В качестве ориентиров дея-
тельности в этом случае выступают сформированные у учащихся
в процессе обучения обобщенные способы учебной работы. По ме-
ре становления механизмов саморегуляции учебной деятельнос-
ти оценка ее эффективности, строящаяся вначале только на
основе анализа итогов выполнения задания, постепенно трансфор-
мируется в текущую оценку соответствия или несоответствия це-
лям деятельности выбранных способов ее осуществления. Эта тен-
денция ведет к развитию прогнозирующего самоконтроля и
свидетельствует о превращении учения в самостоятельно органи-
зуемую и направляемую деятельность человека.
Психологический анализ учебной деятельности индивида вклю-
чает в себя и рассмотрение ее результатов, в качестве которых вы-
ступают те или иные изменения как в сознании, так и в поведении
личности. В педагогической психологии сущность результатов
учебной деятельности раскрывается понятием «научение».
Л. Б. Ительсон определяет научение как «устойчивое целесообраз-
ное изменение физической и психической деятельности (поведе-
ния), которое возникает благодаря предшествующей деятельнос-
ти (или поведению), а не вызывается непосредственно врожден-
ными физиологическими реакциями организма»'. Следовательно,
учение можно рассматривать как деятельность, целью которой яв-
ляется научение.
Говоря о результатах учения, нельзя ограничиться рассмотре-
нием только тех знаний, умений и навыков, которые приобретает
человек в условиях конкретной учебной ситуации. Объясняется это
тем, что субъектом учебной деятельности выступает целостная
личность учащегося, система, имеющая определенные психические
особенности. А как известно, любое воздействие на тот или иной
элемент системы влечет за собой изменения в состоянии всей сис-
темы. Вот почему возникающие в результате учения дополнения
к имеющимся у человека знаниям, способам отражения окружа-
ющей действительности, программам действий, как и любые дру-
гие факты научения, влекут за собой перестройку как содержания
сознания личности, так и ее психических свойств.
' Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обуче-
ния.—Владимир, 1972.—С. 5.
184
Именно это обстоятельство дает основание рассматривать не-
прерывное учение индивида как важнейший фактор становления
коммунистической личности, ее нравственного облика и идейной
убежденности.
При изучении материала темы следует рассмотреть вопрос о
влиянии учения на процесс формирования личности школьника на
разных этапах его обученя. Существенными здесь являются два
момента: первый заключается в определении специфики влияния
присваиваемых в результате учения знаний на последующую дея-
тельность и поведение личности; второй — в рассмотрении усло-
вий возникновения в ходе учения новых и совершенствования
имеющихся механизмов психического отражения и регуляции по-
ведения.
В настоящее время установлено, что степень влияния усвоен-
ных знаний на личность зависит от уровня усвоения знаний. Зна-
ния могут быть усвоены на уровнях, позволяющих: а) идентифи-
цировать вновь поступающую информацию о явлении с уже имею-
щейся; б) описывать явления, опираясь на воспроизведение ранее
усвоенной информации; в) объяснять происходящее, используя
воссозданный в сознании (а если необходимо, в практических дей-
ствиях) образ (или модель) соответствующего явления, в кото-
ром зафиксированы важнейшие свойства, связи и отношения, оп-
ределяющие его сущность; г) осуществлять преобразование пред-
метов и явлений в соответствии с задачами деятельности, разви-
вая для этих, целей уже сформированные знания. Например, зна-
ния о явлении пластичности материалов, будучи усвоенными на
первом уровне, позволят отличить пластичный материал от не-
пластичного, на втором — дать описание пластичных материалов,
на третьем — объяснить причины пластичности, на четвертом —
добиться пластичности материала на основе необходимого преоб-
разования его внутреннего строения. Знания, усвоенные на первом
уровне, называют знаниями-знакомствами, на втором — знания-
ми-копиями, на третьем — знаниями-умениями, на четвертом —
знаниями-трансформациями. Различия функциональных возмож-
ностей усвоенных знании определяются особенностями материала,
позицией ученика в учебной ситуации, сформированностью у уча-
щегося приемов описания, объяснения и преобразования явлений
действительности.
Помимо накопленных в процессе учения знаний, на формиро-
вание личности учащегося оказывает влияние и сама учебная дея-
тельность, усвоение и осуществление которой требует определен-
ного уровня развития психики. В процессе учебной деятельности
школьник под руководством учителя овладевает всеми ее компо-
нентами, что создает условия для становления его как субъекта
учения. При этом формируются и получают необходимое развитие
психические механизмы произвольной регуляции поведения, пред-
варительного планирования и текущего контроля деятельности,
отражения отношений, в которые вступают ее участники, а также
регулирующих их норм и правил. При благоприятных обстоятель-
185

ствах к окончанию младшего школьного возраста механизмы пла-
нирования, осуществления и контроля учебной деятельности до-
стигают уровня, необходимого для успешного ее становления в
подростковом возрасте. В этот период учение начинает высту-
пать для школьника прежде всего, как средство организации со-
циальной активности. На первый план выдвигается социальный
аспект учения. Объектом рефлексии становятся учебные и оце-
ночно-товарищеские отношения со сверстниками. Проникновение
в их сущность влияет на становление самооценки личности, меха-
низмов контроля и саморегуляции. Эти новые для всихики ребен-
ка свойства и процессы стабилизируются в юношеском возрасте,
когда учебная деятельность не сводится только к усвоению об-
щественно-исторического опыта, а выполняет наряду с этим функ-
ции преобразования, расширения и обогащения. Учение становит-
ся для человека средством, обеспечивающим эффективность его
продуктивной деятельности, превращаясь в условиях научно-тех-
нической революции в процессе непрерывного- самообразования и
самоусовершенствования.
Раскрытию специфики учебной деятельности как фактора фор-
мирования личности школьника следует посвятить практическое
занятие, на котором студенты, используя материал наблюдения за
работой учащихся на уроке, могут проследить развитие их умст-
венной самостоятельности в процессе учебной деятельности. Для
этого студентам необходимо до проведения занятия посетить шко-
лу и выполнить задания преподавателя по изучению учебной дея-
тельности школьника на уроке.
Ход выполнения задания. В процессе подготовки к нему сту-
денты знакомятся с классом, выбирают ученика, учебная деятель-
ность которого станет объектом изучения на уроке. С учителем,
работающим в классе, согласовывается дата посещения урока,
выясняются тема урока, его место в системе занятий по' данному
разделу, цель и учебно-воспитательные задачи урока; содержание
и объем знаний, которые учащиеся должны были усвоить на пре-
дыдущем уроке и в процессе подготовки домашнего задания; ме-
тоды, процедура и особенности планируемой проверки качества
усвоения ранее изученного учебного материала; содержание и
объем знаний, подлежащих усвоению во время урока; методы ор-
ганизации и своеобразие учебных ситуаций, в которых предпола-
гается осуществлять, изложение, закрепление, систематизацию, об-
общение нового материала, формирование у учащихся умений са-
мостоятельного его использования в их последующей умственной
и практической деятельности; особенности планируемого подведе-
ния итогов уро.ка и домашнего задания.
На основе полученных данных анализируется содержание
учебного материала, подготавливается протокол наблюдений, ука-
зываются элементы знаний, используемые в ходе учебной дея-
тельности, определяется характер учебных действий и формы ак-
тивности ученика, необходимые для достижения как конечной це-
ли урока, так и текущих задач каждого из его' этапов.
186
Во время посещения урока ведется протокол наблюдений, з
котором фиксируются основные этапы урока и их содержание;
деятельность учителя на уроке; действия и поступки учащегося,
его лозиция в пределах возникающих на уроке учебных ситуаций
и отношение ко всему происходящему вокруг него.
После урока с учеником проводится беседа .с целью выясне-
ния ег0 отношения к учебному предмету, к учителю и его требо-
ваниям, к учащимся; определения доминирующих мотивов учеб-
ной деятельности школьника, уровня понимания им целей .всего
урока и отдельных его фрагментов; умений самостоятельно пла-
нировать свою учебную работу, выделять в содержании усваива-
емых знаний главное и второстепенное, определять характер
структурной организации усваиваемого учебного материала; уста-
навливать место того или иного элемента знаний в структуре как
данного урока, так и системы уроков по изучаемой теме; оценки
учеником трудностей в изучении материала урока; наличия или от-
сутствия у учащегося интереса как к самому материалу, так и к
работе над ним. В ходе беседы задаются также вопросы, направ-
ленные на выявление тех учебных действий, которые составили
основу восприятия, осознания, осмысления и понимания учеником
учебного материала, закрепления усвоенных знании, их обобще-
ния и систематизации; наличия или отсутствия цели самостоятель-
ного применения усвоенных знаний, представлений о приемах при-
менения, а также о тех сферах деятельности, где это применение
возможно; общей оценки учеником своей работы на уроке и до-
стигнутых результатов. Для объективной оценки достигнутых в хо-
де учения результатов необходимо подготовить вопросы, ответы
на которые позволят судить об овладении учеником необходимым
объемом знаний и уровне их усвоения. Для 'оценки прочности
усвоенных на уроке знаний и тенденций их последующего разви-
тия целесообразно провести через некоторое время повторный оп-
рос ученика, сравнив иолучениые результаты. Беседуя ,с учеником
и наблюдая за ним во время урока, необходимо предусмотреть
возможность получения данных, характеризующих уровень раз-
вития культуры умственного труда школьника, проявляющиеся в
его учебной деятельности на уроке нравственные и волевые каче-
ства: организованность, дисциплинированмость и самостоятель-
ность.
Оформление результатов работы осуществляется в виде отче-
та, в котором указываются: факультет, курс, группа, фамилия и
имя студента, выполнявшего работу; название практической ра-
боты; фамилия и имя учащегося, учебная деятельность которого
изучалась с указанием возраста и краткой оценкой учителем осо-
бенностей его учебной деятельности и ее результатов; число, ме-
сяц, и год проведения урока, на котором велось наблюдение;
учебный предмет, тема урока, его тип, материал, содержащийся в
учебнике и литературе, который должны освоить ученики; фами-
лия, имя, отчество учителя, проводившего урок; город, район,
школа и класс, где проводились наблюдения. Содержание отчета
1&7



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право
  • Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. Практикум
  • Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. Экономическая теория
  • Шадрунова Алена Александровна. Методические рекомендации по организации и проведению занятий в тренажерном зале ДОУ
  • Железнова Л.М. Сборник задач по теории бухгалтерского учета
  • Тальминой П.В., Чернецовой Е.В. Практикум по экономике организации (предприятия). Под редакцией
  • Клюевой Н.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Гончаренко Л.И. Практикум по федеральным налогам и сборам с организаций. Под редакцией
  • Исаков А.Я. Методические указания по выполнению индивидуальных заданий по физике
  • Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии
  • Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Практикум
  • Копылова О.П. Прокурорский надзор
  • Кушникова Г.К. Краткий справочник по грамматике английского языка: Методические указания
  • Ефимкина Р. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)
  • Кроль В.М. Психофизиология человека
  • Шиманович И.Л. Общая и неорганическая химия. Методические указания, программа, элементы теории, вопросы для самопроверки и контрольные задания
  • Шиманович И.Л. Химия. Методические указания, программа, решение типовых задач, программированные вопросы для самопроверки и контрольные задания
  • неизвестно Обществознание. 8 класс. Поурочные планы.
  • Боголюбова Л.Н. Обществознание. 7 класс. Поурочные планы к учебнику
  • Волков Б.С. Психология юности и молодости
  • Вигасина А.А. и др. Всеобщая история. 5 класс. Поурочные планы к учебнику
  • Дедюлина М.А., Папченко Е.В. и др. Культурология. УМП с квалиметрическим обеспечением
  • Автономову и Липсицу. Экономика. 10-11 классы. Поурочные планы к
  • Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум
  • Копылова О.П. Уголовный процесс. Общая часть уголовного процесса и досудебные стадии
  • Семакина И.Г., Угриновича Н.Д. и др. Базовый уровень. Информатика. 10-11 классы. Поурочные планы по учебникам
  • неизвестно Методические указания для подготовки к вступительным экзаменам по Информатике в МГИУ.
  • Кравченко А.И., Певцовой Е.А. Обществознание. 6 класс. Поурочные планы к учебнику
  • Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский Язык. Учебник-практикум для старших классов
  • Тихомирова Е.М. Окружающий мир. 1 класс. Тетрадь для практических работ с дневником наблюдений в 2 частях к учебнику А.А. Плешакова
  • Энкельман Николаус Б. Преуспевать с радостью.
  • Баранова П.А. и др. История России. 6 класс. Поурочные планы к учебнику
  • Юдовской А.Я. и др. История Нового времени. 8 класс. Поурочные планы к учебнику
  • Доржиев Ж.Б. Теория государства и права
  • Макарычева Ю.Н. 7 класс. Поурочные планы к учебнику
  • Юдовской А.Я. и др. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. Поурочные планы к учебнику
  • не известно. Алгебра. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Мордковича А.Г. и др.
  • Макарычева Ю.Н. Поурочные планы к учебнику
  • А.А. Плешакова., Тихомирова Е.М. Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для практических работ с дневником наблюдений в 2 ч. к учебнику
  • А.А. Плешакова., Тихомирова Е.М. Окружающий мир. 4 класс. Тетрадь для практических работ в 2 ч. с дневником наблюдений. К учебнику
  • Макарычева Ю.Н. и др. Алгебра. 9 класс. Поурочные планы по учебнику
  • А.А. Плешакова., Тихомирова Е.М. Окружающий мир. 1 класс. Тетрадь для практических работ с дневником наблюдений в 2 ч. к учебнику
  • Ященко И.В., Шестаков С.А. Подготовка к ОГЭ по математике в 2017 году. Методические указания
  • Гальчина О.Н., Пожидаева Т.А. Теория экономического анализа
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • А.А. Плешакова., Тихомирова Е.М. Окружающий мир. 3 класс. Тетрадь для практических работ с дневником наблюдений в 2 ч. к учебнику -А.А. Плешакова., Тихомирова Е.М.
  • Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы в 2 частях
  • Быкова Людмила Анатольевна. Методические материалы 'Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста'
  • Мордковича А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс. Поурочные планы по учебнику
  • Мордковича А.Г. Алгебра и начала анализа. 11 класс. Поурочные планы по учебнику



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь