|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54480
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Действенн о-о перационный компонент учебной
деятельности образуют действия и операции, в ходе которых реа- лизуется ранее сформированная программа. В структуре учебной деятельности можно выделить перцептивные, мнемические, пред- метные, речевые и умственные действия. Состав учебных действий определяется прежде всего особенностями содержания учебного материала, целью учебной деятельности, мерой владения учащи- мися приемами учебной работы, позицией ученика в соответству- ющей педагогической ситуации. Способом осуществления учебных действий являются операции. Как отмечает Н. Ф. Талызина, по- следовательное выполнение операций образует процесс выполне- ния действия. Рассматривая способы осуществления учебной дея- тельности, целесообразно ознакомиться с понятием приема учеб- ной работы, введенного Е. Н. Кабановой-Меллер. Прием учебной работы—это совокупность учебных действий, объединенных в 183 систему, функционирование которой обеспечивает достижение це- лей учения. Специфические действия оценивания, контроля и саморегуля- ции учебной деятельности являются составляющими контроль- но-регулирующего компонента. В процессе учения с по- мощью этих действий обеспечиваются контроль и оценивание получаемых результатов. На основе сопоставления полученных ре- зультатов с целями и текущими задачами деятельности происхо- дит, в случае необходимости, коррекция системы учебных дей- ствий. На начальных этапах учебная деятельность оценивается и контролируется учителем. Но по мере овладения личностью учеб- ной деятельностью действия оценивания и контроля заменяются самооцениванием и самоконтролем. В качестве ориентиров дея- тельности в этом случае выступают сформированные у учащихся в процессе обучения обобщенные способы учебной работы. По ме- ре становления механизмов саморегуляции учебной деятельнос- ти оценка ее эффективности, строящаяся вначале только на основе анализа итогов выполнения задания, постепенно трансфор- мируется в текущую оценку соответствия или несоответствия це- лям деятельности выбранных способов ее осуществления. Эта тен- денция ведет к развитию прогнозирующего самоконтроля и свидетельствует о превращении учения в самостоятельно органи- зуемую и направляемую деятельность человека. Психологический анализ учебной деятельности индивида вклю- чает в себя и рассмотрение ее результатов, в качестве которых вы- ступают те или иные изменения как в сознании, так и в поведении личности. В педагогической психологии сущность результатов учебной деятельности раскрывается понятием «научение». Л. Б. Ительсон определяет научение как «устойчивое целесообраз- ное изменение физической и психической деятельности (поведе- ния), которое возникает благодаря предшествующей деятельнос- ти (или поведению), а не вызывается непосредственно врожден- ными физиологическими реакциями организма»'. Следовательно, учение можно рассматривать как деятельность, целью которой яв- ляется научение. Говоря о результатах учения, нельзя ограничиться рассмотре- нием только тех знаний, умений и навыков, которые приобретает человек в условиях конкретной учебной ситуации. Объясняется это тем, что субъектом учебной деятельности выступает целостная личность учащегося, система, имеющая определенные психические особенности. А как известно, любое воздействие на тот или иной элемент системы влечет за собой изменения в состоянии всей сис- темы. Вот почему возникающие в результате учения дополнения к имеющимся у человека знаниям, способам отражения окружа- ющей действительности, программам действий, как и любые дру- гие факты научения, влекут за собой перестройку как содержания сознания личности, так и ее психических свойств. ' Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обуче- ния.—Владимир, 1972.—С. 5. 184 Именно это обстоятельство дает основание рассматривать не- прерывное учение индивида как важнейший фактор становления коммунистической личности, ее нравственного облика и идейной убежденности. При изучении материала темы следует рассмотреть вопрос о влиянии учения на процесс формирования личности школьника на разных этапах его обученя. Существенными здесь являются два момента: первый заключается в определении специфики влияния присваиваемых в результате учения знаний на последующую дея- тельность и поведение личности; второй — в рассмотрении усло- вий возникновения в ходе учения новых и совершенствования имеющихся механизмов психического отражения и регуляции по- ведения. В настоящее время установлено, что степень влияния усвоен- ных знаний на личность зависит от уровня усвоения знаний. Зна- ния могут быть усвоены на уровнях, позволяющих: а) идентифи- цировать вновь поступающую информацию о явлении с уже имею- щейся; б) описывать явления, опираясь на воспроизведение ранее усвоенной информации; в) объяснять происходящее, используя воссозданный в сознании (а если необходимо, в практических дей- ствиях) образ (или модель) соответствующего явления, в кото- ром зафиксированы важнейшие свойства, связи и отношения, оп- ределяющие его сущность; г) осуществлять преобразование пред- метов и явлений в соответствии с задачами деятельности, разви- вая для этих, целей уже сформированные знания. Например, зна- ния о явлении пластичности материалов, будучи усвоенными на первом уровне, позволят отличить пластичный материал от не- пластичного, на втором — дать описание пластичных материалов, на третьем — объяснить причины пластичности, на четвертом — добиться пластичности материала на основе необходимого преоб- разования его внутреннего строения. Знания, усвоенные на первом уровне, называют знаниями-знакомствами, на втором — знания- ми-копиями, на третьем — знаниями-умениями, на четвертом — знаниями-трансформациями. Различия функциональных возмож- ностей усвоенных знании определяются особенностями материала, позицией ученика в учебной ситуации, сформированностью у уча- щегося приемов описания, объяснения и преобразования явлений действительности. Помимо накопленных в процессе учения знаний, на формиро- вание личности учащегося оказывает влияние и сама учебная дея- тельность, усвоение и осуществление которой требует определен- ного уровня развития психики. В процессе учебной деятельности школьник под руководством учителя овладевает всеми ее компо- нентами, что создает условия для становления его как субъекта учения. При этом формируются и получают необходимое развитие психические механизмы произвольной регуляции поведения, пред- варительного планирования и текущего контроля деятельности, отражения отношений, в которые вступают ее участники, а также регулирующих их норм и правил. При благоприятных обстоятель- 185 ствах к окончанию младшего школьного возраста механизмы пла- нирования, осуществления и контроля учебной деятельности до- стигают уровня, необходимого для успешного ее становления в подростковом возрасте. В этот период учение начинает высту- пать для школьника прежде всего, как средство организации со- циальной активности. На первый план выдвигается социальный аспект учения. Объектом рефлексии становятся учебные и оце- ночно-товарищеские отношения со сверстниками. Проникновение в их сущность влияет на становление самооценки личности, меха- низмов контроля и саморегуляции. Эти новые для всихики ребен- ка свойства и процессы стабилизируются в юношеском возрасте, когда учебная деятельность не сводится только к усвоению об- щественно-исторического опыта, а выполняет наряду с этим функ- ции преобразования, расширения и обогащения. Учение становит- ся для человека средством, обеспечивающим эффективность его продуктивной деятельности, превращаясь в условиях научно-тех- нической революции в процессе непрерывного- самообразования и самоусовершенствования. Раскрытию специфики учебной деятельности как фактора фор- мирования личности школьника следует посвятить практическое занятие, на котором студенты, используя материал наблюдения за работой учащихся на уроке, могут проследить развитие их умст- венной самостоятельности в процессе учебной деятельности. Для этого студентам необходимо до проведения занятия посетить шко- лу и выполнить задания преподавателя по изучению учебной дея- тельности школьника на уроке. Ход выполнения задания. В процессе подготовки к нему сту- денты знакомятся с классом, выбирают ученика, учебная деятель- ность которого станет объектом изучения на уроке. С учителем, работающим в классе, согласовывается дата посещения урока, выясняются тема урока, его место в системе занятий по' данному разделу, цель и учебно-воспитательные задачи урока; содержание и объем знаний, которые учащиеся должны были усвоить на пре- дыдущем уроке и в процессе подготовки домашнего задания; ме- тоды, процедура и особенности планируемой проверки качества усвоения ранее изученного учебного материала; содержание и объем знаний, подлежащих усвоению во время урока; методы ор- ганизации и своеобразие учебных ситуаций, в которых предпола- гается осуществлять, изложение, закрепление, систематизацию, об- общение нового материала, формирование у учащихся умений са- мостоятельного его использования в их последующей умственной и практической деятельности; особенности планируемого подведе- ния итогов уро.ка и домашнего задания. На основе полученных данных анализируется содержание учебного материала, подготавливается протокол наблюдений, ука- зываются элементы знаний, используемые в ходе учебной дея- тельности, определяется характер учебных действий и формы ак- тивности ученика, необходимые для достижения как конечной це- ли урока, так и текущих задач каждого из его' этапов. 186 Во время посещения урока ведется протокол наблюдений, з котором фиксируются основные этапы урока и их содержание; деятельность учителя на уроке; действия и поступки учащегося, его лозиция в пределах возникающих на уроке учебных ситуаций и отношение ко всему происходящему вокруг него. После урока с учеником проводится беседа .с целью выясне- ния ег0 отношения к учебному предмету, к учителю и его требо- ваниям, к учащимся; определения доминирующих мотивов учеб- ной деятельности школьника, уровня понимания им целей .всего урока и отдельных его фрагментов; умений самостоятельно пла- нировать свою учебную работу, выделять в содержании усваива- емых знаний главное и второстепенное, определять характер структурной организации усваиваемого учебного материала; уста- навливать место того или иного элемента знаний в структуре как данного урока, так и системы уроков по изучаемой теме; оценки учеником трудностей в изучении материала урока; наличия или от- сутствия у учащегося интереса как к самому материалу, так и к работе над ним. В ходе беседы задаются также вопросы, направ- ленные на выявление тех учебных действий, которые составили основу восприятия, осознания, осмысления и понимания учеником учебного материала, закрепления усвоенных знании, их обобще- ния и систематизации; наличия или отсутствия цели самостоятель- ного применения усвоенных знаний, представлений о приемах при- менения, а также о тех сферах деятельности, где это применение возможно; общей оценки учеником своей работы на уроке и до- стигнутых результатов. Для объективной оценки достигнутых в хо- де учения результатов необходимо подготовить вопросы, ответы на которые позволят судить об овладении учеником необходимым объемом знаний и уровне их усвоения. Для 'оценки прочности усвоенных на уроке знаний и тенденций их последующего разви- тия целесообразно провести через некоторое время повторный оп- рос ученика, сравнив иолучениые результаты. Беседуя ,с учеником и наблюдая за ним во время урока, необходимо предусмотреть возможность получения данных, характеризующих уровень раз- вития культуры умственного труда школьника, проявляющиеся в его учебной деятельности на уроке нравственные и волевые каче- ства: организованность, дисциплинированмость и самостоятель- ность. Оформление результатов работы осуществляется в виде отче- та, в котором указываются: факультет, курс, группа, фамилия и имя студента, выполнявшего работу; название практической ра- боты; фамилия и имя учащегося, учебная деятельность которого изучалась с указанием возраста и краткой оценкой учителем осо- бенностей его учебной деятельности и ее результатов; число, ме- сяц, и год проведения урока, на котором велось наблюдение; учебный предмет, тема урока, его тип, материал, содержащийся в учебнике и литературе, который должны освоить ученики; фами- лия, имя, отчество учителя, проводившего урок; город, район, школа и класс, где проводились наблюдения. Содержание отчета 1&7 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|