Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52836

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

«Посещенные мною уроки были проведены по одной схеме:
проверка домашнего задания, новая тема, вопросы и задачи по
новому материалу и задания на дом. Хотя у нас в школе на уро-
ках математики было почти так же, но было интересно. После
объяснения материала учительница писала на одной стороне дос-
ки 7—8 номеров задач и говорила: «Кто первый решит задачи—
первым трем — я ставлю 5, следующим трем — 4, следующим —
3»). Времени было мало, и мало кто верил, что успеет решить
хотя бы половину номеров. Но начинали решать и часто решали
все эти номера и еще дополнительно задачи повышенной слож-
ности, которые у учительницы были на карточках. С этим справ-
лялись, конечно, сильные ученики. У нас в классе было несколько
сильных учеников, и тут большую роль играло стремление быть
впереди, тщеславие. Учительница ходила по классу, проверяла от-
веты, помогала отстающим. Затем сильных учеников она опреде-
ляла к слабым. Они подсаживались к ним и начинали помогать.
На уроках было оживленно, но это был шум работающих ребят.
Весь класс сидел и решал».
Вопросы
1. Какие методы активизации обучения использовала учитель-
ница?
2. Оцените организацию обучения.
Задача 7
Примером когнитивной обратной связи может служить понима-
ние текста при чтении. В контексте уточняется смысл слов, кото-
рые не понимаются адекватно при первом прочтении.
Прочтите отрывок фразы из книги «Культура Древнего Рима»:
«Героиня романа Ахилла Татия Левкиппа, в которую влюблен
Клитофонт, убегает с ним из родительского дома»1,
Культура Древнего Рима.-М., 1985.-Т. 2.-С. 83,
14*
211

Ситуация, описанная во фразе, понятна, однако трудно устано-
вить, кто автор романа, а кто героиня. Двусмысленность возника-
ет из-за непонимания, какое имя принадлежит автору романа, ка-
кое героине. Уточнение этого обстоятельства становится возмож-
ным, когда будет прочитан конец фразы: «...по пути они попадают
к разбойникам, освобождаются из плена, однако в Александрии
Левкиппу похищает влюбившийся в нее разбойник Херей».
На основе обратной когнитивной связи читатель устанавлива-
ет, что героиня, очевидно, Левкиппа, а автор —Ахилл Татий. Пред-
положение, что Татия Левкиппа—имя и фамилия героини отбра-
сывается, так как другие герои имеют одно имя, хотя из пост-
роения фразы вывод этот остается вероятным.
Вопрос
Как построить фразу так, чтобы избежать двусмысленного
прочтения?
Темы курсовых исследований
1. Достоинства и недостатки традиционной формы обучения
в общеобразовательной и профессиональной школе.
2. Возможности психического развития учащихся при проблем-
ном изложении знаний в процессе обучения.
3. Психологические особенности усвоения знаний при про-
граммированном обучении.
4. Особенности формирования предметных понятий и представ-
лений в условиях применения разных форм обучения.
5. Развитие мотивов учебной деятельности школьников в про-
цессе обучения.
6. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплини-
рованным школьникам как условие оптимизации процесса обуче-
ния.
7. Психологические особенности усвоения знаний учащимися
в условиях соединения обучения с производительным трудом.
8. Самостоятельная работа учащихся по учебному предмету
как средство развития познавательной активности и творческого
мышления.
9. Внутрипредметные и межпредметные связи в преподавании
учебного предмета как средство формирования у учащихся сис-
темных знаний.
10. Внедрение достижений науки в практику преподавания
учебного предмета как средство повышения эффективности учеб-
но-воспитательного процесса.
11. Психологические условия обеспечения единства нравствен-
ного, трудового и эстетического воспитания учащихся в процессе
их обучения.
12. Психологические предпосылки оптимизации трудового обу-
чения и профориентации учащихся в условиях соединения обуче-
ния с производительным трудом.
212

Тема 11. Психологические основы использования
технических средств в учебной деятельности
Методические указания
При изучении темы полезно кратко охарактеризовать этапы ис-
торического возникновения технических средств в обучении и тео-
ретическое понимание их возможностей. Передача опыта, зна-
ний—основа существования и поступательного развития челове-
ческого общества. Поэтому с первых шагов развития человечества
возникает целенаправленная передача общественного опыта от
поколения к поколению, обучение и воспитание. Оно осуществля-
ется в игровом подражании действиям и поступкам взрослых,
практическом овладении орудием под руководством мастера, в ре-
чевом общении, несущем инструктивные указания, выражающем
эмоциональные отношения и передающем знания. Устная речь,
действия с реальным предметом, демонстрация движений—все это
естественные средства обучения.
Первое техническое опосредование обучения — письменная
речь—знания, воспринимаемые в визуально представленном зна-
ке. Использование письменной речи позволило ученику фиксиро-
вать ход своих мыслей, промежуточные, побочные и конечные ре-
зультаты в рассуждении и упражнении. Письменная речь, рукопис-
ная книга стали хранителем информации наряду с памятью учи-
теля. Техника рукописного размножения книги охватывает более
чем тысячелетний период истории. Однако лишь книгопечатание
создало условия, при которых письменная речь оказала значи-
тельное влияние на процесс обучения. «Порох, компас, книгопе-
чатание—три великих изобретения, предваряющих буржуазную
эпоху»1.
После изобретения книгопечатания возросший интерес к обу-
чению объяснялся установлением все более непосредственной свя-
зи научных, «книжных» знаний с практической, ремесленной дея-
тельностью людей. Позднее начинает вырабатываться принцип на-
глядности обучения, наиболее четко сформулированный в педаго-
гике Коменским. Говоря упрощенно, суть этого принципа в том,
что слово должно вызывать в сознании ученика адекватный образ.
Печатная картинка—средство наглядности—важное техниче-
ское опосредование процесса обучения. Изображение предметов
или явлений, сделанное в целях обучения, получило название ди-
дактической картинки. Рассказывая, преподаватель показывает,
и эта связь слова с образом выступает как один из основопола-
гающих механизмов развития мышления. Не следует путать дидак-
тическую картинку с картиной как произведением искусства. Пос-
леднее представляет собой объект эстетического потребления и не
является средством обучения. Дидактическая картина — носитель
учебной информации и интересна лишь как средство обучения.
' Маркс К; Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд. — Т. 47.—С. 418.
213

Принципиально новое в техническом опосредовании обучения
связано с появлением кино, грамзаписи, телевидения, радио. Фик-
сация событий, процессов, образов людей на киноленту, видео-
пленку, грампластинку, магнитофонную ленту—это принципиаль-
но новые способы хранения общественно и лично-значимой инфор-
мации.
На семинарских занятиях необходимо рассмотреть вопрос о
том, какое влияние на развитие личности оказывает распростране-
ние в обществе средств массовой информации, прежде всего теле-
видения. До массового распространения телевидения окружающая
среда (природная и предметная, общественная) была единствен-
ным источником представлений ребенка. Кое-что к образам добав-
лялось из чтения (вторичные представления на словесной основе),
но до овладения чтением ребенок был в полной зависимости от
взрослого. Телевидение расширило воспринимаемый ребенком мир,
выведя его далеко за пределы непосредственного окружения. К
моменту поступления в школу ребята много знают о человеке и
природе из фильмов, учебных передач. Происходит так называе-
мое латентное (скрытое) научение.
Одной из особенностей латентного научения является отсутст-
вие осознания имеющихся знаний во время приобретения и про-
явление их через некоторый период времени. Можно предполо-
жить, что латентное научение является одним из необходимых ус-
ловий умственной акселерации. Это воздействие телевидения на
психическое развитие детей является средовым и не входит не-
посредственно в круг забот учителя, но в то же время учитель не
может остаться в стороне от потребления телевидения в семье,
шире — вне школы. Полезно беседовать с родителями и с учени-
ками старшего возраста на темы, что и как смотреть по телеви-
дению, обсуждать внеурочные передачи на соответствующих уро-
ках в классе.
На занятиях по теме студенты должны правильно понять мес-
то учителя в системе современных средств обучения. Диафильмы,
слайды, транспаранты кодоскопа—словом, вся статическая проек-
ция и звукозапись — являются в руках учителя средством нагляд-
ности. Готовя урок, учитель продумывает, какое средство он ис-
пользует, какие мысли своей устной речи он подтвердит нагляд-
ностью. Кинофильм, демонстрируемый по фрагментам, также сред-
ство наглядности. Телепередача или часть звукового фильма —
аудиовизуальное средство изложения знаний. Отношение к этим
техническим помощникам может быть сформулировано так: на
определенной части урока учитель уступает свою информацион-
ную функцию техническому средству. При включении в обучение
компьютерной техники учитель передает этому средству функции
обобщения, контроля и упражнения.
Предъявление учебного материала при использовании экранных
средств создает ряд преимуществ по сравнению с непосредствен-
ным общением учителя и ученика в классе . В киносъемке объект
может быть показан общим, средним, крупным планом, может
2!4
быть выделена его деталь, а также сверхкрупный план. Обект на
экране может быть рассмотрен с разных сторон—с выделением
и подчеркиванием главного в нем на уровне восприятия. Одновре-
менно или сразу за демонстрацией объекта на его изображение
может быть наложен схематический рисунок, мультипликация,
раскрывающие особенности невидимых процессов, взаимодействий
объектов или их частей.
Кроме перестройки пространственного видения с помощью ки-
носъемки перестраивается восприятие времени. Во-первых, су-
ществует в отличие от реального так называемое «экранное» или
«киновремя». Опыт, демонстрация, которые занимают длительное
время, снимаются на пленку в момент их организации, в начале
и конце. Это значительно сокращает время демонстрации явления.
Во-вторых, возможен замедленный и ускоренный показ (съемка),
что позволяет наблюдать явления, недоступные глазу человека.
На экране на глазах зрителя распускается и закрывается бутон
цветка. Фиксировать эти движения глаз человека в обычных усло-
виях не может: мы видим в реальных условиях лишь результаты
этих медленных движений. Технику движений бега, толчка и дру-
гих быстрых движений человек не замечает. Заснятые на пленку,
они могут быть показаны замедленно и восприняты во всех под-
робностях.
Общение людей с кинопространством и киновременем привело
к тому, что человечество научилось до известной степени видеть
реальный мир в разных планах и подмечать быстро и медленно
текущие движения. Механизм этого обучения аналогичен тому,
как человек, рассмотрев предмет через увеличительное стекло, на-
чинает видеть в нем такие детали, которые он до этого не замечал
невооруженным глазом.
Запись речи ученика на магнитофон дополняет возможности
воздействия техники на ученика в процессе обучения. Ученик ред-
ко слышит свой голос записанным на пленку. Произношение на
уроках русского и иностранного языка, логическая структура от-
вета, выразительность речи на всех других предметах становят-
ся доступными для анализа и учителя и ученика. К сожалению,
учителя редко прибегают к использованию звукозаписи.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Севостьянова Наталья Сергеевна. Психология учебной деятельности младшего школьника
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Марина Владимировна Ермолаева. Экспериментирование как средство формирование познавательного интереса у детей младшего возраста
  • Гусарова Марина Сергеевна. Особенности игры современных дошкольников
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Корсикова Лилия Сергеевна. Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Менщикова Марина Александровна. Роль театрализованной игры в развитии коммуникативной компетенции дошкольников
  • Володькина Марина Викторовна. Сценарий семейной гостиной «Право имею»
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Баданина Елена Леонидовна. Развитие внимания посредством конструктивной деятельности у старших дошкольников
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елена Валериевна Гриднева. Влияние взаимоотношений детей дошкольного возраста на особенности их общения
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Психологическая сказка про Колючку-Злючку. Для работы с агрессивными проявлениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Козлова Марина Васильевна. Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте.
  • Шляпина С.С., Болдина Е.А.. Развиваемся, играя!
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Сарбулатова Лилия Чулпановна. Лидерские качества младшего школьника
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Макарова Нина Владимировна. Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Лукина Марина Викторовна. Организация игровой деятельности детей
  • Пашкова Анастасия Ивановна Котляр Олеся Викторовна. Статья на тему «Влияние дидактических игр на развитие речевой деятельности старших дошкольников»
  • Наумова Марина Валерьевна Барсукова Ольга Александровна. Статья Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Закутняя Т.Н., Шаболдина Н. А.. «Организация практической деятельности дошкольников в природе»
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Рычагова Елена Сергеевна. Синтез искусств в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») и синкретизм деятельности дошкольника
  • Белкина Елена. Консультация для родителей 'Обучение дошкольника правилам семейного этикета'
  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Наумова Марина Валерьевна, Барсукова Ольга Александровна. Статья «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь