Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52954

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

включает в себя результаты анализа и обобщения данных, полу-
ченных в процессе изучения учебной деятельности школьника.
В конце отчета даются выводы и психолого-педагогические реко-
мендации по дальнейшему совершенствованию эффективности
учебной деятельности конкретного учащегося, за которым велось
наблюдение. К отчету прилагаются материалы бесед с учителем,
учащимся и протокол наблюдений за действиями и поступками
ученика во время урока.
Полученные студентами материалы наблюдения за работой
учащихся на уроке следует использовать на занятии на тему:
«Учебная деятельность как фактор формирования личности
школьника».
Планы семинарских и практических занятий
Литература
Первое занятие (семинарское)
Методологические проблемы психологии учения
1. Социально-психологическая сущность учения как самостоя-
тельной познавательной деятельности в системе непрерывного об-
разования.
2. Марксистско-ленинская теория познания как методологичес-
кая основа психологии учения.
3. Взаимодействие эндогенных и экзогенных факторов разви-
тия личности школьника в процессе учебной деятельности.
4. Усвоение знаний как фактор умственного развития и саморе-
гуляции поведения и социального действия.
5. Развитие в процессе учения механизма социально-перцеп-
тивной организации личности, интеграции и генерализации нрав-
ственного опыта.
Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения.—М.:
Прогресс, 1970.—С. 13—70.
Матюшкин" А. М. Психологическая структура, динамика и раз-
витие познавательной активности//Вопросы психологии.—1982.—
№4.—С. 5—17.
Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы тео-
рии.—М.: Педагогика, 1975.—С. 30—42, 55—59, 60—68, 86—92.
Онищук В. А. Урок в современной школе. — М.: Просвещение,
1981.—С. 3—17.
Психологические основы формирования личности в педагоги-
ческом процессе/Под ред. А. Коссаковски и др.; Пер. с нем.—
М.: Педагогика, 1981.—С. 28—33, 49—53, 79—86.
Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний.—М.:
Изд-воМГУ,1975.—С.32—39.
188
Второе занятие (семинарское)
Психологическая структура учебной деятельности школьника
1. Структура учебной деятельности школьника и психологи-
ческие особенности основных ее элементов.
2. Психологическая характеристика внутренних побуждений
учения.
3. Особенности психологических механизмов целеобразования
и планирования учебной деятельности.
4. Умственные действия, операции и приемы учебной работы
как средства достижения целей учебной деятельности.
5. Развитие механизмов самооценки, самоконтроля и само-
регуляции учения как проявления процесса превращения школь-
ника в субъекта собственной учебной деятельности.
Богоявленский Д. Н. Некоторые теоретические вопросы психо-
логии учения// Вопросы психологии. — 1976. — № 2.
: Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельнос-
ти' школьников// Вопросы психологии. — 1981. — №6.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной
дидактики/Под ред. М. Н. Скаткина.—2-е изд., перераб. и доп.—
М.: Просвещение, 1982.—С. 139—151, 153—155, 167—174.
Дорохина В. Т. Формирование целеполагания как компонента
учебной деятельности в зависимости от типа обучения//Вопросы
психологии. — 1980. — № 6.
Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школь-
ника. — М.: Знание, 1982. — С. 8—73.
Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обуча-
емости.—М.: Педагогика, 1981.—С. 176—188.
Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учеб-
ной деятельности.—М.: Просвещение, 1968.—С. 41—105.
Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконт-
роля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся.—М.:
Высшая школа, 1979. — С. 3—68.
Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном
возрасте.—М.: Просвещение, 1983.—С. 5—29.
Якиманская И. С. Развивающее обучение.—М.: Педагогика,
1979. — С. 19—30, 43—71, 99—104.
Третье занятие (практическое)
Учебная деятельность как фактор формирования личности
школьника
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы личности в
процессе учения.
2. Формирование системы умственных действий в процессе
учебной деятельности как условие умственного развития.
3. Совершенствование механизма взаимодействия знаний и
189
мышления в процессе учения.

4. Формирование умения самостоятельно применять усвоенные
знания в практической деятельности.
5. Развитие функциональной системы сознательной деятель-
ности школьника как субъекта.
Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения
знаний в школе.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.—С. 109—126
137—149, 163—170, 316—324.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагоги-
ка, 1972.—С. 316—324.
Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии
обучения. — Владимир, 1972. — С. 231—252.
Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее
обучение.—М.: Знание, 1981.—С. 6—42.
Калмыкова 3. И. Проблема преодоления неуспеваемости глаза-
ми психолога.—М.: Знание, 1982.—С. 10—40.
Полонский В. М. Оценка знаний школьников.—М.: Знание,
1981.—С. 27—40.
Психологические основы формирования личности в педагоги-
ческом процессе/Под ред. А. Коссаковски и др.; Пер. с нем.—М.:
Педагогика, 1981.—С. 15—16, 48—53, 66—91, 102—105, 146—148.
Ронзин Д. В. Возрастной аспект взаимоотношений мышления
и знанпй//Проблемы возрастной психологии/Под ред. проф.
А. И. Щербакова.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.—С. 19—26.
Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.:
Изд-во МГУ, 1975. — С. 41—42, 218—221.
Задания для самостоятельной работы
Аннотирование или конспектирование. Литература
Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятель-
ности.—М.: Знание, 1981.—С. 3—76.
Буткин Г. А., Ильясов И. И., Сохина В. П. Спецпрактикум по
педагогической психологии.—М.: Изд-во МГУ, 1979.—С. 7—46.
Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психолоши
обучения. — Владимир, 1972. — С. 3—61.
Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятель-
ность школьников в обучении.—М.: Педагогика, 1980.—С. 46—
162.
Формирование учебной деятельности школьников/Под ред.
В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой.—М.: Педагоги-
ка, 1982.—С. 10—14, 47—59, 107—122, 163—169, 197—201,
Темы рефератов или докладов. Литература
/. Психологическая характеристика мотивации учебной дея-
тельности школьника
Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. — М.:
Просвещение, 1981.—С. 5—26.
190
Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии
обучения. — Владимир, 1972.—С. 77—83.
Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном
возрасте.—М.: Просвещение, 1983.
Онищук В. А. Урок в современной школе. — М.: Просвещение,
1981.-С. 27-37.
Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педаго-
ге,—М.: Педагогика, 1971.—С. 33—54.
2. Сравнительный анализ теорий овладения школьниками на-
учными понятиями в процессе учения
Богоявленский Д. Н., Мепчинская Н. А. Психология усвоения
зианил в школе.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.—С. 3—24,
55—154.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.—М.: Педагогика,
1972.—С. 248—331.
Зинченко П. И. 05 одной концепции в психологии обучения//
Вопросы психологии. — 1961. — № 6.
Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний.—
М.: Изд-во МГУ, 1975.—С. 54—143, 222—249.
3. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвое-
ния знаний и формирования личности школьника
Бдгояьленский Д. Н., Менчннская Н. А. Психология усвоения
знаний в школе.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.—С. 3—24.
Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной
дидактики/Под ред. М. Н. Скаткина.—2-е изд., перераб. и доп.—
М.: Просвещение, 1982.—С. 139—151.
Кульпу В. А., Е-^ехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся
умений учиться: Пособие для учителей.—М.: Просвещение,
1983.—С. 8—21.
Онищук В. А. Урок в современной школе. — М.: Просвещение,
1981.—С. 100—110.
Психологические основы формирования личности в педагоги-
ческом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др.; Пер. с нем.—М.:
Педагогика, 1981.—С. 91—105.
Решение психологических задач
Задача 1
Психологическая наука утверждает, что для всестороннего
развития личности школьника решающее значение имеет его са-
мостоятельность в учении, стремление к знаниям и общественно
полезному труду. Усвоение школьником социального опыта, соз-
нательное отношение к окружающей действителности и к себе как
субъекту учения и труда наиболее полно отражают общественную
природу направленности его личности.
Внимательно прочитайте высказывания авторов в периоди-
ческой печати и дайте ответы на сформулированные ниже воп-
росу.
191

Михаил Иванович Кондаков, президент Академии педагогичес-
ких наук СССР в статье, опубликованной в «Пионерской правде»
обращенной к ребятам в День знаний (1 сентября 1981 г.), пи-'
шет: «Учение—большой труд, который высоко ценится! Он нужен
стране».
Рабочий Л. Быков в своем отзыве на статью Ч. Айтмат<
«Дефицит... человечности?» в «Литературной газете» (2 сент
ря 1981 г., № 36) пишет: «Несколько лет назад мне пришл
жить в доме, где не было печей, а отапливаться приходил
электричеством. Нужда заставила меня изготовить электрооС
реватель. Когда я мотал спирали для этого устройства, ко мне |
глянул соседский восьмилетний мальчик <...) Ему, как и любе
мальчишке его лет, процесс намотки очень понравился, особо
после того, как он попробовал и дело пошло на лад. Но меня
разило, что, научившись, он сказал: «Дядя Лева, я вам намог
все спирали, а вы мне за каждую дадите две копейки» <. ..) L
куда это в нем? Кем он станет, когда вырастет?»
Вопросы
1. Укажите, почему президент АПН СССР рассматривает уче-
ние как большой труд, нужный стране.
2. Объясните, почему у мальчика возникло потребительское •
отношение к учению. •
3. Докажите, какие качества необходимо воспитывать у школь-
ника, чтобы он хорошо учился.
Задача 2*
Советские психологи в своих исследованиях доказывают, что
самостоятельная познавательная деятельность школьника имее':
свою специфику. Эта специфика проявляется прежде всего в за-
висимости восприятия новой информации от уровня (глубины и
полноты) ранее усвоенной системы понятий (знаний), и развития
мышления, и умелого использования ранее усвоенных знаний при
решении учебной задачи.
Внимательно ознакомьтесь с приведенными ниже примерами
учебной деятельности школьников, их ошибками при решении
учебных задач и дайте ответы на сформулированные ниже во-
просы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Редактор. Развитие математических способностей у дошкольника
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Редактор. Развитие математических способностей у дошкольника. Часть 1
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Редактор. Природоохранительная акция в ДОУ
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Сунцова Елена Артёмовна. Практика формирования развивающего взаимодействия педагогов ДОУ и семьи
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Панова Галина Иосифовна. Адаптация детей к условиям детского сада
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Притча «Он и Она»
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Лаврова С. Г.. «Развитие речи детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности».
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Федотова Наталья Ивановна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
  • Бухарова Марина Васильевна. Практикум для родителей Тема: Как знакомить ребенка с математикой дома
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Жаркова Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь