Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125724

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Внешнеэмоциональные проявления (включающие и некоторые вегетативные реакции):
' Фрагменты из статьи в сборнике «Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда». Ч. l./Ред. А.А.Крылов. Л., 1974. С. 87-95.
— характерные особенности мимики и пантомимики;
— наличие особого непроизвольного напряжения мышц — скованности;

— наличие общего понижения мышечного тонуса, проявляющегося в позе;
— наличие особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изучаемого субъекта;
— изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение, «серый цвет»);
— тремор;
— пиломоторные реакции;
— непроизвольные движения глаз;
— выраженные изменения в артикуляции, в интонациях голоса. Физиологические реакции:
— частота и ритм сердечных сокращений и другие показатели ЭКГ;
— величина артериального давления (выявление реакций по гипертоническому,гипотоническому типу и др.);
— показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношения фаз вдоха и выдоха);
— показатели температуры тела, температуры кожи, ректальной температуры;
— зрачковый рефлекс (изменение диаметра зрачка);
— кожно-гальваническая реакция и величина потоотделения;
— показатели основного обмена и теплопродукции;
— изменения перистальтики кишок и желудка;
— показатели силы и выносливости;
— показатели оксигемометрии;
— показатели электроэнцефалограммы, электроокулограммы, электромиограммы, реограммы и других характеристик. Биохимические данные:
— показатели общего анализа крови (с целью выявления, например, эозинопении и лимфопении, характерных для стрессовых состояний);
— показатели экскреции стероидных гормонов с целью выявления состояния стресса;
— содержание сахара и липоидов в крови;
— исследование рН слюны. Неврологические показатели:
— форма и диаметр зрачков, реакция на свет, аккомодация и конвергенция, оценка нистагма;

— дрожание век при закрытых глазах;
— симметричность иннервации лица и языка;
— координация движений, «пальценосовые пробы»;
— сухожильные рефлексы;
— рефлексы орального автоматизма. Психологические и психофизиологические показатели:
— время и ошибки сенсомоторных реакций, реакции на движущийся объект и т. п.;
— острота зрения, контрастная чувствительность, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цветовой чувствительности;
— устойчивость ясного видения;
— критическая частота слияния мельканий, фосфены;
— длительность последовательных образов;
— хронаксия и реобаза мышц;
— показатели долговременной, кратковременной и оперативной памяти на звуковые и зрительные стимулы;
— точность усилий и показатели двигательной памяти;
— устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания, объем внимания;
— координация и точность движений (при использовании различных аппаратных методик);
— данные пространственного восприятия и глазомера;
— данные ассоциативного эксперимента;
— показатели помехоустойчивости.
На уровне поведения и деятельности могут оцениваться (по возможности, при сопоставлении с исходными данными):
— настроение (путем интервью и с помощью специальных опросников и проективных тестов);
— субъективное мнение о комфорте и собственном состоянии, утомление, работоспособность (путем специальных опросников);
— субъективное восприятие стресса (с помощью специального опросника);
— эмоциональное состояние, установка, направленность личности (путем различных проективных тестов, например, «тестом на установку»);
— общие поведенческие реакции (путем наблюдения и оценки по определенной схеме, например, с учетом адекватности

поступков и ответов на вопросы, критичности в самооценке, четкости выражения мысли, способности к волевой задержке, активности или растерянности и пассивности, перепадом настроения и т. д.); — поведение на работе и в коллективе (путем оценки испытуемого его товарищами, начальниками, например, методом независимых характеристик по К. К. Платонову).

Некоторые инструментальные приемы оценки работоспособности
В условиях лабораторного эксперимента о фактической работоспособности испытуемого удобнее всего судить при моделировании для него какой-либо целостной деятельности, например, на аппарате или тренажере с регистрацией производительности и ошибок. При этом ошибки целесообразно подвергать не только количественному, но и качественному анализу (например, выделяя сенсорный и моторный их компонент, запаздывание и импульсивность, неадекватность решений и «действия наоборот», пропуски действий и т.д.). В ряде случаев может быть применен метод дополнительных заданий, суть которого в оценке количества информации, перерабатываемой помимо какой-либо основной деятельности, а также прием «эмоциогенно-го инструктирования», когда при выполнении психологического теста ставится задание «попытаться улучшить результаты» (оценка наличия резервных возможностей).
В лабораторных условиях может оцениваться также качество выполнения различных тестовых заданий. Они должны быть достаточно длительными, выполняться после того как сформирован прочный навык работы с ними, с учетом мотиваци-онного фактора и при осуществлении наблюдения за общими поведенческими реакциями (появление раздражительности, сбои в работе, колебания установки на продолжение теста и др.).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Чернобровкин В. Н. Черпобровкина В. А. - Диагностика фрустрационных реакций педагогов. Проективная методика СФОП.
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Гуревич П.С. Культурология
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Реан А.А. - Психология детства. Учебник.
  • Козлов В.В. Математика 7 класс
  • Крысько В.Г. Этническая психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Мильнер Б.З. Теория организации
  • Овсянников С.А., Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое руководство.
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии).
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Захаров Д.М., Сивков Ю.Б. Сборник задач по физике повышенной сложности с решениями. Механика
  • Хекхаузен.Х. Мотивация и деятельность
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Практикум по практической психологии.
  • Баранов ЕГЭ 2017. Обществознание. 10 тренировочных вариантов
  • Главный Редактор. Радужная оболочка глаза определяет характер
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Чуканова Анна Андреевна. Эссе — Чуканова Анна Андреевна
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь