|
Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125724
Автор: Куликов Л.В. (сост.)
Название: Психические состояния. Хрестоматия. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Внешнеэмоциональные проявления (включающие и некоторые вегетативные реакции):
' Фрагменты из статьи в сборнике «Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда». Ч. l./Ред. А.А.Крылов. Л., 1974. С. 87-95. — характерные особенности мимики и пантомимики; — наличие особого непроизвольного напряжения мышц — скованности; — наличие общего понижения мышечного тонуса, проявляющегося в позе; — наличие особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изучаемого субъекта; — изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение, «серый цвет»); — тремор; — пиломоторные реакции; — непроизвольные движения глаз; — выраженные изменения в артикуляции, в интонациях голоса. Физиологические реакции: — частота и ритм сердечных сокращений и другие показатели ЭКГ; — величина артериального давления (выявление реакций по гипертоническому,гипотоническому типу и др.); — показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношения фаз вдоха и выдоха); — показатели температуры тела, температуры кожи, ректальной температуры; — зрачковый рефлекс (изменение диаметра зрачка); — кожно-гальваническая реакция и величина потоотделения; — показатели основного обмена и теплопродукции; — изменения перистальтики кишок и желудка; — показатели силы и выносливости; — показатели оксигемометрии; — показатели электроэнцефалограммы, электроокулограммы, электромиограммы, реограммы и других характеристик. Биохимические данные: — показатели общего анализа крови (с целью выявления, например, эозинопении и лимфопении, характерных для стрессовых состояний); — показатели экскреции стероидных гормонов с целью выявления состояния стресса; — содержание сахара и липоидов в крови; — исследование рН слюны. Неврологические показатели: — форма и диаметр зрачков, реакция на свет, аккомодация и конвергенция, оценка нистагма; — дрожание век при закрытых глазах; — симметричность иннервации лица и языка; — координация движений, «пальценосовые пробы»; — сухожильные рефлексы; — рефлексы орального автоматизма. Психологические и психофизиологические показатели: — время и ошибки сенсомоторных реакций, реакции на движущийся объект и т. п.; — острота зрения, контрастная чувствительность, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цветовой чувствительности; — устойчивость ясного видения; — критическая частота слияния мельканий, фосфены; — длительность последовательных образов; — хронаксия и реобаза мышц; — показатели долговременной, кратковременной и оперативной памяти на звуковые и зрительные стимулы; — точность усилий и показатели двигательной памяти; — устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания, объем внимания; — координация и точность движений (при использовании различных аппаратных методик); — данные пространственного восприятия и глазомера; — данные ассоциативного эксперимента; — показатели помехоустойчивости. На уровне поведения и деятельности могут оцениваться (по возможности, при сопоставлении с исходными данными): — настроение (путем интервью и с помощью специальных опросников и проективных тестов); — субъективное мнение о комфорте и собственном состоянии, утомление, работоспособность (путем специальных опросников); — субъективное восприятие стресса (с помощью специального опросника); — эмоциональное состояние, установка, направленность личности (путем различных проективных тестов, например, «тестом на установку»); — общие поведенческие реакции (путем наблюдения и оценки по определенной схеме, например, с учетом адекватности поступков и ответов на вопросы, критичности в самооценке, четкости выражения мысли, способности к волевой задержке, активности или растерянности и пассивности, перепадом настроения и т. д.); — поведение на работе и в коллективе (путем оценки испытуемого его товарищами, начальниками, например, методом независимых характеристик по К. К. Платонову). Некоторые инструментальные приемы оценки работоспособности В условиях лабораторного эксперимента о фактической работоспособности испытуемого удобнее всего судить при моделировании для него какой-либо целостной деятельности, например, на аппарате или тренажере с регистрацией производительности и ошибок. При этом ошибки целесообразно подвергать не только количественному, но и качественному анализу (например, выделяя сенсорный и моторный их компонент, запаздывание и импульсивность, неадекватность решений и «действия наоборот», пропуски действий и т.д.). В ряде случаев может быть применен метод дополнительных заданий, суть которого в оценке количества информации, перерабатываемой помимо какой-либо основной деятельности, а также прием «эмоциогенно-го инструктирования», когда при выполнении психологического теста ставится задание «попытаться улучшить результаты» (оценка наличия резервных возможностей). В лабораторных условиях может оцениваться также качество выполнения различных тестовых заданий. Они должны быть достаточно длительными, выполняться после того как сформирован прочный навык работы с ними, с учетом мотиваци-онного фактора и при осуществлении наблюдения за общими поведенческими реакциями (появление раздражительности, сбои в работе, колебания установки на продолжение теста и др.). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|