Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125729

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

При исследовании физической работоспособности применяются различные эргографические методики и специальные физические упражнения, также в сочетании с наблюдением. Од-

ним из наиболее эффективных методов оценки фактической работоспособности является естественный эксперимент, когда показатели времени и точности выполнения отдельных действий и операций, а также показатели состояния регистрируются при выполнении реальной деятельности.
В ряде случаев следует особо учитывать преимущество так называемого полеэффекторного метода, когда одновременно в одни и те же моменты времени, чаще всего при записи на одной ленте самописца, оценивается целый комплекс показателей. Впервые он был применен Б. Н. Мясищевым, который в своих исследованиях столкнулся с расхождением вегетативного и двигательного компонентов реакций и решил записать их на одной ленте одновременно. В зависимости от возможностей записи регистрируются одновременно, например, ЭКГ, дыхание, ЭЭГ, ЭМГ, КГР, характеристики движений и т. п.
Сопоставление полученных разносторонних данных и выведение единой оценки в исследовании функционального состояния представляетнаибольшую трудность.


Г. М. Зараковский, Б. А. Королев, В. И. Медведев, П. Я. Шлаен
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА1
Функциональное состояние оператора — это комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение трудовой деятельности. Это определение проводит грань между состоянием человека и состоянием его отдельных физиологических и психофизиологических функций. Получив сведения об этих функциях, мы еще не можем судить о состоянии оператора, не зная условий взаимодействия и взаимовлияния этих функций в процессе деятельности.
' Фрагменты из книги «Введение в эргономику»/Ред. В. П. Зинченко. М., 1974. С. 94-102.

Вторая сторона этого определения заключается в его практической направленности — важно то изменение, которое сказывается на рабочей деятельности. В связи с этим вводятся еще два понятия: сдвиг состояния и изменения состояния.
Под сдвигом понимается любое отклонение изучаемых интегральных или частных характеристик от состояния, принятого за начало отсчета. Эти изменения могут быть количественно различны и обусловливаться как внутренними (флюктуация, биологический ритм), так и внешними причинами. В тех случаях, когда независимо от количественных характеристик сдвиг состояния ведет к изменению качества деятельности, говорят об изменении состояния.
Определение термина «функциональное состояние» позволяет дать и классификацию состояний, основанную на указанном выше критерии важности для выполнения рабочих реакций.
Исходным в такой классификации является состояние оперативного покоя, под которым понимается такой комплекс характеристик оператора, который обеспечивает его включение в непосредственный рабочий процесс. При включении оператора в трудовую деятельность состояние оперативного покоя сменяется рядом других состояний, зависящих как от самой деятельности и внешних'факторов среды, так и от исходных физиологических и психологических характеристик человека.

Динамика изменений функционального состояния во время работы и развитие утомления
Изменения функционального состояния оператора в процессе выполнения им рабочей деятельности проходит несколько фаз, или этапов, которые обозначаются как фазы изменения работоспособности: 1) мобилизации, 2) первичной реакции, 3) гиперкомпенсации, 4) компенсации, 5)субкомпенсации, 6)декомпенсации, 7) срыва, или перенапряжения. Кроме этих фаз можно выделить стоящую несколько особняком фазу конечного порыва.
Такое разделение на фазы обусловлено тем, что каждая из них характеризуется закономерными изменениями физиологи

ческих функций и различием в оценке этих фаз в зависимости от успешности выполнения работ.
Фаза мобилизации называется предстартовой. Организм мобилизуется еще до начала работы, когда условнорефлектор-ным путем происходит повышение тонуса центральной нервной системы и усиление функциональной активности ряда органов и систем. Как было установлено Л. А. Орбели, это усиление осуществляется благодаря адаптационно-трофическим влияниям центральной нервной системы как на сами исполнительные органы, так и на их регулирующие центры. Такое повышение тонуса связано как с неспецифическим усилением активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ряда эндокринных органов и усилением процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, так и со специфическими сдвигами, облегчающими функционирование тех систем, которые будут непосредственно участвовать в работе.
Характер специфических сдвигов определяется ранее выработанными навыками в работе и степенью тренированности организма, теми временными связями, которые существуют у человека. Непосредственным выражением фазы мобилизации является некоторое возрастание силы сердечных сокращений, подъем максимального артериального давления, усиление и углубление дыхания. Субъективно эта фаза выражается в некотором отвлечении от внешних посторонних раздражителей, во внутренней собранности, обдумывании особенностей предстоящей работы и т. п.
Фаза первичной реакции характеризуется небольшим снижением почти всех показателей функционального состояния. Физиологический механизм этой фазы связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера раздражителей, поступающих в центральную нервную систему. Эта фаза кратковременна и длится всего несколько минут. Ее длительность зависит в первую очередь от степени тренированности специалиста, его опыта и знания характера выполняемой работы. Существует определенное соотношение между фазой мобилизации и фазой первичной реакции. Если специфическая сторона фазы мобилизации выражена достаточно отчетливо, то фаза первичной реакции может вообще не наблюдаться и сразу же наступает третья фаза.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Чернобровкин В. Н. Черпобровкина В. А. - Диагностика фрустрационных реакций педагогов. Проективная методика СФОП.
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Гуревич П.С. Культурология
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Реан А.А. - Психология детства. Учебник.
  • Козлов В.В. Математика 7 класс
  • Крысько В.Г. Этническая психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Мильнер Б.З. Теория организации
  • Овсянников С.А., Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое руководство.
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии).
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Захаров Д.М., Сивков Ю.Б. Сборник задач по физике повышенной сложности с решениями. Механика
  • Хекхаузен.Х. Мотивация и деятельность
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Практикум по практической психологии.
  • Баранов ЕГЭ 2017. Обществознание. 10 тренировочных вариантов
  • Главный Редактор. Радужная оболочка глаза определяет характер
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Чуканова Анна Андреевна. Эссе — Чуканова Анна Андреевна
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь