Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125719

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Классифицировать состояния общественного сознания можно не только по доминирующим в них идеям и взглядам, но и по их функционированию, эмоциональной окраске, устойчивости, интенсивности.
Понимание «общественного настроения» (Парыгин Б. Д., 1966) позволяет считать это явление одним из важнейших мас-совидных состояний. Оно рассматривается как сложное социально-психологическое образование, включающее направленность всех проявлений психики. Вид настроения зависит от преобладания какой-либо функции, например, преобладание интеллекта определяет его как «умонастроение».
Определения психических состояний индивида и масс в своей общепсихологической части совпадают: понятием состояние охватываются все психические компоненты и их определенное взаимоотношение (структура), относительная устойчивость и динамичность, определенная общая напряженность (сила), наличие доминирующих компонентов, определяющих «видовое многообразие» состояний, выполнение функции, смысл которой заключается в установлении определенных взаимоотношений субъекта (индивида, групп, масс) со средой. Эти общие черты определяют и общее в принципах классификации состояний.
Однако тождества между понятиями психического состояния индивида и масс, конечно, нет. Рассмотрим, в чем заключается различие между этими понятиями.
Состояния масс не являются простой суммой психических состояний отдельных индивидов, но тем не менее они включают

все же состояния многих индивидов, групп людей, классов, народов, обществ. Общественное мнение не замкнуто рамками класса. Общественное настроение охватывает народы и эпохи. Эта количественная характеристика сознания определяется широтой или степенью распространенности идей, взглядов, чувств, настроений, составляющих доминанту в общественном сознании. При этом такая количественная характеристика должна принимать во внимание не только распространенность доминирующих психических проявлений среди всей массы, но и доминирующие состояния «лидирующих» групп, которые являются наиболее яркими выразителями состояния, переживаемого большой массой людей.
Сложность этой количественной характеристики состояний становится еще более очевидной при рассмотрении вопроса о выразителе общественного мнения. Не всякое мнение отдельного человека может считаться общественным. Отдельный индивид может не быть выразителем общественного мнения, имеющего коллективную природу. Более того, в обществе есть индивиды, которые в силу своих качеств никак не могут быть выразителями общественного мнения. Однако индивид-лидер может выражать общественное мнение, если его мнение совпадает с мнением-общественности. Таким образом, индивид по параметру выражения общественного мнения может быть как предельно оптимальным, так и совершенно не показательным.
Общественная сущность состояния индивида может быть понята лишь после выяснения того, насколько широкой массе людей оно родственно.
Естественно думать, что чем многочисленней группа людей, охваченных единым состоянием, тем больше возможности специфики в психических состояниях отдельных индивидов этой группы. Поэтому не все компоненты состояния отдельных индивидов будут существенными для характеристики состояния всей группы. По-видимому, существенными будут компоненты, общие для всех индивидов данной группы, тогда как все другие компоненты окажутся несущественными, даже если у отдельных личностей они будут доминировать. Понятно, что чем меньше социальная группа, тем большее количество общих суще

ственных черт может характеризовать ее психическое состояние. С увеличением группы характеристика психического состояния становится все более общей, но вместе с тем более узкой, основывающейся лишь на ограниченном количестве существенных компонентах.
Еще более узкой будет характеристика состояния, охватывающего разные группы. Специфика психического состояния индивидов, входящих в группу, будет все более нивелироваться с увеличением массы, охваченной единым состоянием, хотя наибольшая массовидность предполагает вместе с тем и наибольшую возможность многообразия индивидуальных состояний.
Сравнительная характеристика психических состояний индивида и масс невозможна без сравнения качественных особенностей этих состояний. Только сравнение их в качественном аспекте позволяет понять, какие именно доминантные компоненты могут быть общими для психических состояний индивидов, составляющих данное объединение, и более конкретно подойти к вопросу о социальной обусловленности психических состояний индивида.
Качественное отличие психического состояния масс от состояния индивида порождается прежде всего их массовидной структурой и более важным социальным значением их функции. Ранее мы показали, что для характеристики состояния отдельного индивида может быть важным преобладание любого индивидуального компонента: темперамента, настроения, черты характера и др. В состоянии массы на первый план выделяются другие показатели более важного социального и политического значения: уровень сознания и сознательности масс, круг интересов, идеалы, убежденность, потребности, социальная направленность индивидов. Эмоциональный тон, настроение приобретают значение лишь в том случае, если они входят в комплекс с другими общественными компонентами.
Таким образом, качественная характеристика структуры массовидных состояний сдвигается в сторону того комплекса компонентов, который в большей мере затрагивает общественную идейную сторону деятельности людей. При этом следует отметить, что состояние массы может характеризоваться высоким уровнем сознания, идейности, однако у отдельных индиви

дов, входящих в данную группу, уровень осознанности и идейности может оказаться недостаточно высоким. Возможно и обратное соотношение.
Сравнение психических состояний индивида и масс в качественном аспекте позволяет понять возможность выражения общего состояния масс одним человеком. Обычно лидером оказывается тот член группы, который, получая и перерабатывая массу информации, выделяет в ней наиболее важное для жизни общества, создавая тем самым определенную ориентацию для других ее членов. Именно благодаря этому он наилучшим образом выражает общественный «спектр» состояния людей.
Социологами выделен ряд признаков, характеризующих психические состояния масс и не свойственных (вообще или в той же мере) состояниям индивида. К этим признакам относятся: 1) массовидность, 2) ярко выраженный социальный характер, 3) большая политическая значимость в жизни общества, 4) индикация определенной тенденции общественного развития, 5) способность к быстрой иррадиации — «заразительность» этих состояний и 6) увеличение их силы и значения с увеличением масс — «эффект группы». Но можно выделить еще два признака массовидных состояний: их информативность и тенденцию к закреплению.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Чернобровкин В. Н. Черпобровкина В. А. - Диагностика фрустрационных реакций педагогов. Проективная методика СФОП.
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Гуревич П.С. Культурология
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Реан А.А. - Психология детства. Учебник.
  • Козлов В.В. Математика 7 класс
  • Крысько В.Г. Этническая психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Мильнер Б.З. Теория организации
  • Овсянников С.А., Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое руководство.
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии).
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Захаров Д.М., Сивков Ю.Б. Сборник задач по физике повышенной сложности с решениями. Механика
  • Хекхаузен.Х. Мотивация и деятельность
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Практикум по практической психологии.
  • Баранов ЕГЭ 2017. Обществознание. 10 тренировочных вариантов
  • Главный Редактор. Радужная оболочка глаза определяет характер
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Чуканова Анна Андреевна. Эссе — Чуканова Анна Андреевна
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь