|
Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125718
Автор: Куликов Л.В. (сост.)
Название: Психические состояния. Хрестоматия. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Состояния эти чаще возникают во второй половине дня, в конце учебной недели, при развитии утомления, усталости, снижающих волю и самообладание у подростка. У учащихся с твердыми установками на хорошую учебу и корректное поведение эти состояния протекают в сглаженном виде. Конец учебной четверти или года нивелирует их у всех подростков, т. е. тонизирует, повышает ответственность.
Однако выделение такой группы отрицательных эмоциональных состояний вовсе не означает, что подросткам только они и свойственны. Для подростков не менее характерны положительные эмоциональные и другие виды психических состояний. Укажем некоторые из них: 1. Состояния повышенного хорошего радостного настроения, приподнятости, расположения, эмоциональной активности, общительности, располагающие к общению с ними. 2. Бурной радости, восторга при достижении желаемого, при успехе в учебе и спорте, при восприятии сообщений об успехах друзей, одноклассников, школы, при просмотре любимых кинофильмов, слушании музыки и т. п. 3. Подросткам свойственны состояния стремления к активной физической работоспособности, активной физической деятельности. Этими состояниями объясняется у подростков интерес и тяга к спорту, начало занятий спортом. 4. Состояния интеллектуальной работоспособности у подростков, как правило, сочетаются с волевыми усилиями. Они переживаются как более трудные, ибо сильная воля, предельное самообладание, классическая выдержка, развитое самоуправление — еще не реализованная мечта всех подростков. Положительные эмоциональные и интеллектуальные состояния у подростков часто не носят сознательного характера и вызываются внешними причинами, какой-либо ситуацией. Волевые состояния, наоборот, в большинстве случаев имеют внутренние причины, связанные с идеалами, целями, процессом самоосознания, стремлением воспитать свою волю. Психические состояния, порождаемые различными видами общения и деятельности у подростков, сами сильно влияют на их поведение1. 1 Алемаскин М. А. Правонарушения подростков как следствие неудовлетворенности общением в классных коллективах. Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Тезисы Всесоюзного симпозиума. Л., 1970; Невель-штейн В. С. Настроение как некто, влияющий на структуру общения старших школьников. Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Тезисы Всесоюзного симпозиума. Л., 1970; Полонский И. С. Взаимозависимость школьного и внешкольного общения подростков. «Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов». Ученые записки. Курск, 1971, том 88; Радина К. А. Особенности эмоциональных состояний подростков, подверженных религиозному влиянию. «Советская педагогика». 1965. № 8. Трудовая деятельность взрослого в целом снимает и выравнивает напряженность и колебания в психических состояниях, наблюдаемые у подростков и в юношеском возрасте. Психическим состояниям взрослого не свойственны и те особенности, которые присущи младшему школьнику. Вступая в трудовой деятельности в определенные производственные отношения с другими людьми, человек выражает свою человеческую сущность. Психические состояния взрослого поэтому наиболее многообразны и имеют свою возрастную специфику, которая может быть понята только в сравнении с психическими состояниями других возрастов. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. ИПЛ, М., 1967. С. 266. Несомненно, что психические состояния людей пенсионного возраста, но еще занимающихся творческой деятельностью, представляют значительный интерес. Геронтологическая наука располагает данными о сохранении работоспособности и ясности интеллекта в глубоко старческом возрасте. По-видимому, отдельные психические состояния людей этого возраста также могут стать предметом психологического исследования. Психологи говорят о целесообразности поддержания высокой умственной активности у пожилых работников творческого интеллектуального труда1. II Диагностика и регуляция состояний В. Л. Марищук МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ1 Исследование функционального состояния должно проводиться с помощью достаточно широкого набора методик с целью последующего объединения полученных показателей в общую интегральную оценку. Эти исследования должны осуществляться психологами с привлечением врачей-клиницистов, врачей-лаборантов, а также физиологов. Основное внимание уделяется при этом не столько абсолютным показателям, сколько их изменениям относительно каких-то исходных данных, характерных для исследуемого субъекта. Ниже приведены показатели, которые могут быть использованы для оценки функционального состояния и работоспособности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|