Якоби Иоланда. Психологическое учение К.Г. Юнга

Категория: Постъюнгианство, Аналитическая психология | Просмотров: 26595

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

«Судя по всему, идея энергии и ее сохранения неотъемлема от коллективного бессознательного. После такого заявления нам следовало бы показать на исторических примерах, что эта идея действительно принадлежит к исконным представлениям человеческого духа и так или иначе воздействовала на него в течение долгих веков. Сделать это не так уж сложно: ведь на этой идее основаны все первобытные религии. Речь идет о так называемых „динамистических" религиях, признающих существование некоей универсальной магической силы, вокруг которой вращается все сущее... Согласно древней точке зрения, такой силой является сама душа; в идее бессмертия души содержится представление о ее сохранении, а в буддистском и первобытном понятии метемпсихоза — переселения душ — содержится представление о ее беспредельной изменчивости, сочетающейся с абсолютной неуничтожимостью»[86].

ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ ЛИБИДО

Из закона сохранения энергии следует, что она может перемещаться: по естественному градиенту энергия перетекает из одного члена пары оппозиций в другой. Это, в частности, означает, что энергетический заряд бессознательного возрастает по мере уменьшения энергетического заряда сознания. Перемещение энергии от одного полюса к другому может осуществляться также благодаря направленному волевому акту; в этом случае ее проявления и способы воздействия видоизменяются. Пользуясь фрейдовской терминологией, этот процесс можно было бы назвать «сублимацией» — с той лишь разницей, что по Фрейду в качестве предмета таких видоизменений выступает только сексуальная энергия.

Для перетекания энергии необходим градиент, разность потенциалов — что психологически выражается во взаимном противопоставлении элементов, составляющих пары оппозиций. Вот почему возникновение препятствий на путях либидо приводит к развитию комплексов; вот почему любая пара оппозиций дезинтегрируется, когда один из полюсов оказывается энергетически «пустым» (подобное наблюдается при самых различных психических расстройствах, от легких неврозов до полной диссоциации или распада личности). Утраченная сознанием энергия переходит в область бессознательного, активизируя его содержательные элементы — архетипы, подавленные элементы, комплексы и т. д., — которые в итоге начинают вести самостоятельное существование и вторгаются в сознание, а это, в свою очередь, ведет к неврозам и психозам.

Абсолютно однородное распределение энергии, однако, также несет в себе опасность. Здесь мы сталкиваемся с действием закона энтропии[87]. В самом общем, огрубленном виде можно сказать, что согласно физическому закону энтропии работа сопровождается трансформирмацией упорядоченного движения в неупорядоченное, дисперсное движение.

Но поскольку движение основано на градиенте, благодаря которому первоначальный потенциал неуклонно растрачивается, поток энергии обязательно стремится к равновесию и значит, к тотальному застою. Поскольку доступные нашему опыту системы никогда не бывают абсолютно замкнутыми, нам не приходится сталкиваться с абсолютной психологической энтропией. Но чем выше степень изоляции отдельных подсистем психики и чем значительнее напряжение между полюсами, тем более вероятным становится феномен энтропии (ср. застывшую, кататоническую позу многих душевнобольных, отсутствие у них контактов с внешним миром, апатию, отсутствие видимых проявлений собственного «Я» и т. п.). На примере психической субстанции мы достаточно часто наблюдаем относительные формы действия этого закона. «Самые напряженные конфликты, будучи преодолены, оставляют устойчивое ощущение безопасности и покоя или, напротив, безнадежный надлом. И обратно, именно эти напряженные конфликты нужны для достижения самых ценных и устойчивых результатов. Не зависящее от нашей воли представление об энергетическом процессе дает о себе знать даже в языке, когда мы говорим об „устоявшихся убеждениях" и т. п.»[88].

Необратимость, характеризующая энергетические процессы в неживой природе, может быть модифицирована только искусственными средствами. Что же касается психической субстанции, то здесь обратимость достижима через вмешательство сознания. «Вмешательство в ход естественных процессов неотъемлемо от творческой природы психической субстанции. Это фундаментальное вмешательство состоит в формировании, дифференциации и расширении сознания»[89]; последнее же служит источником той самой способности подчинять себе природу, которая свойственна психической субстанции.

ПРОГРЕССИЯ И РЕГРЕССИЯ

Поток энергии имеет определенную направленность; согласно этой направленности мы различаем прогрессивное и регрессивное движения[90]. Прогрессивное движение — это процесс, начинающийся в сфере сознания и состоявший в беспрерывной и беспрепятственной «адаптации к осознанным жизненным потребностям и дифференциации необходимых для этого типов установки и функциональных типов»[91]. Это может достигаться только через разрешение конфликтов и установление координации между взаимно противопоставленными полюсами. Регрессивные движения возникают тогда, когда неспособность к осознанной адаптации и проистекающие отсюда процессы интенсификации или подавления бессознательного приводят к одностороннему накоплению энергии, вследствие чего содержание бессознательного, получив слишком большой энергетический заряд, вырывается на поверхность. Если сознание не вмешается вовремя, частичная регрессия может отбросить человека назад, на более раннюю стадию развития, и привести к неврозу; при полной регрессии сознание оказывается совершенно «затоплено» содержимым бессознательного, что означает возникновение психоза.

Говоря о прогрессии и регрессии, следует иметь в виду не только эти крайние формы; в бесчисленных больших и малых, существенных и несущественных разновидностях прогресс и регресс составляют часть нашей повседневной психической жизни. Акты внимания или психического усилия, осознанные волевые акты — все это проявления энергетической прогрессии; моменты усталости и рассеянности, эмоциональные реакции и прежде всего сон — это примеры регрессии. Обычно прогрессия рассматривается как всецело позитивная, а регрессия — как всецело негативная форма психического функционирования. Но такая точка зрения неверна: хотя в идеале нормальная психическая субстанция всегда стремится к прогрессу, регрессия также содержит в себе нечто положительное (юнговская точка зрения здесь принципиально отличается от фрейдовской). Прогрессия укоренена в потребности адаптироваться к внешнему миру, тогда как регрессия проистекает из потребности в адаптации к миру внутреннему, в достижении индивидом гармонии с собственным внутренним законом. Таким образом, прогрессия и регрессия — одинаково необходимые формы естественного психического опыта. С энергетической точки зрения как прогрессия, так и регрессия должны рассматриваться всего лишь как средства, как «стадии, через которые проходит энергетический поток»[92]. В психической субстанции индивида регрессия может выступать не только как симптом невроза или психоза, но и как способ восстановить равновесие и расширить горизонты психической субстанции. Именно регрессия активизирует образы и выводит их из области бессознательного — как это имеет место, в частности, в сновидениях. Регрессия способствует обогащению сознания, поскольку содержит — пусть в недифференцированной форме — зерно нового психического здоровья. Она извлекает из бессознательного такие содержательные элементы, которые могут действовать в качестве «преобразователей энергии» и вернуть психическому процессу прогрессивную направленность.

МЕРА ЗНАЧИМОСТИ И КОНСТЕЛЛЯЦИЯ

После временной направленности или движения энергетического процесса — а либидо движется не только вперед или назад, прогрессивно или регрессивно, но также внутрь или вовне, то есть интро- или экстравертно — его второй важной характеристикой служит мера его насыщенности в содержательном отношении (мера значимости, Wertintensitat). Форма проявления энергии в психической субстанции — это образ, извлекаемый благодаря формирующей способности воображения (imaginatio), творческой фантазии, из материала коллективного бессознательного, то есть объективной психической субстанции. Эта творческая деятельность психической субстанции[93] преобразует хаос бессознательного содержимого в те самые образы, которые появляются в снах, фантазиях, видениях и произведениях искусства. Именно эта деятельность в конечном счете определяет смысловую наполненность образов, которая эквивалентна их значимости и может быть измерена на основании того, в составе какой констелляции или в каком контексте обнаруживается соответствующий образ[94]. Например, в снах всегда имеются элементы, смысл которых меняется в зависимости от контекста и от положения элементов в контексте. Образ или мотив может в одном случае выступать как второстепенный, тогда как в другом случае он становится центральной фигурой или носителем комплекса (Кот-plextrager); например, при материнском комплексе символ матери будет наделен большим энергетическим зарядом и большей содержательной значимостью, чем при комплексе отца.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Либидо; Libido
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Логос; Logos
  • Энергия психическая
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Психоид; Psychoid
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Дух; Spirit; Geist
  • Самость; Self; Selbst
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Зло; Evil; Bose
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Дитя; Child; Kind
  • Подчиненная функция; Inferior function; Minder-wertige Funktion
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Медитация; Meditation
  • Компенсация; Compensation; Kompensation
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Кватерность, или четверица; Quaternily; Qualernilat
  • Невроз; Neurosis; Neurose
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Внушение, суггестия; Suggestion; Suggestion
  • Миф; Myth; Mythos
  • Герой; Hero; Held
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Функция; Function; Funktion
  • Апперцепция; Apperception; Apperzeption
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Интеграция; Integration
  • Мана-личность; Mana-personality; Mana-personlich-keiten
  • Ночное плавание по морю; Night sea journey; Nachtmeerschwiemmen
  • Инфляция; Inflation
  • Родительский комплекс; Parental complex; elterlich Komplex
  • Символ; Symbol
  • Регрессия; Regression; Regression
  • Мораль; Morality; Moral
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Гомосексуализм; Homosexuality; Homosexualitat



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь