Якоби Иоланда. Психологическое учение К.Г. Юнга

Категория: Постъюнгианство, Аналитическая психология | Просмотров: 26604

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

Психическая субстанция состоит из двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу областей: сознания и бессознательного. Наше «Я» принимает участие в обеих областях. На диаграмме 1 «я» расположено между двумя областями, которые не только дополняют, но и компенсируют друг друга. ((//Эта диаграмма, подобно всем последующим, призвана служить лишь вспомогательным средством. Читатель не должен воспринимать наши диаграммы иначе, как попытки придать упрощенно-наглядную форму некоторым в высшей степени сложным и абстрактным функциональным связям. Круг выражает относительно самодовлеющее единство психической субстанции отдельного человека: ведь именно круг и сфера с незапамятных времен служат символами целостности. «В неоплатонической философии душе приписывалось совершенно определенное родство со сферой... Ср. также сферическую форму платоновского первочеловека» (Psychologic und Alchemie. - Zurich, 1944, 2 Aufl. 1952, S. 125; Collected Works, vol. 12. par. 109 and note).//)) Иными словами, линия, разделяющая эти две области в рамках нашего «Я», может быть сдвинута в обоих направлениях — что показывают стрелки и пунктирные линии на нашем рисунке. Конечно, положение «Я» в самом центре круга следует воспринимать как условность. Смещение разделительной линии вверх означает ограничение сознания, а смещение вниз — расширение сознания.

Но если мы попытаемся оценить соотношение этих двух областей, мы увидим, что сознание составляет лишь очень малую часть нашей психической субстанции. Согласно антропологическим данным, сознание — плод относительно поздней дифференциации. Оно подобно островку в безграничном океане бессознательного. На диаграмме 2 черной точкой в центре отмечено наше «Я»; окруженное и поддерживаемое сознанием, оно представляет собой ту часть психической субстанции, которая ориентируется прежде всего на адаптацию к внешнему миру (в особенности это относится к человеку западной культуры). «Говоря „Я", я имею в виду комплекс представлений, составляющий центр моего поля сознания и в очень высокой мере наделенный свойствами непрерывности и самотождественности»[1]. Юнг называет «Я» также «субъектом сознания»[2] Он определяет сознание как «функцию или деятельность, которая поддерживает связь психического содержимого с „Я"» Любое переживание воспринимается и осознается только при условии, что оно проходит через «Я»: «элементы психического содержимого, не ощущаемые нашим „Я" как таковые, не становятся достоянием нашего сознания»[3].

2. Законы, управляющие психическими процессами и силами
ПОНЯТИЕ ЛИБИДО
По Юнгу, вся психическая система постоянно пребывает в состоянии энергетического движения. Под психической энергией он понимает ту всеприсутствующую силу, которая пульсирует во всех формах и проявлениях психики и устанавливает связь между ними. Термин либидо означает не что иное, как меру интенсивности психического процесса, его психологическую значимость[79], которая определяется только через внешние психические проявления и воздействия. По аналогии с «энергией» в физике, «либидо» используется как абстракция, выражающая динамические взаимосвязи и основанная на некотором экспериментально подтверждаемом теоретическом постулате[80].

«Психическую энергию» не следует отождествлять с «психической силой»: будучи отвлеченным понятием, «энергия существует не в самих явлениях, а в нашем опыте. Иными словами энергия всегда переживается либо как движение и сила — актуальная энергия, — либо как состояние или условие — потенциальная энергия»[81]. Будучи актуализована, психическая энергия проявляется в явлениях психической жизни: инстинктивных движениях, желаниях, волевых актах, аффектах, целенаправленных действиях и т. п. — тогда как оставаясь потенциальной, она находит свое отражение в способностях, возможностях, установках и т. п.[82]. «Стремясь оставаться на почве научного здравого смысла и избегать философских рассуждений, которые могли бы завести нас слишком далеко, мы, вероятно, поступим правильно, если будем рассматривать психический процесс просто как один из жизненных процессов. В итоге мы сможем расширить относительно узкое понятие психической энергии до масштабов понятия жизненной энергии, для которого психическая энергия служит одной из составных частей». Но понятие «жизненной энергии», о котором здесь идет речь, не имеет ничего общего с гак называемой витальной силой. «Поэтому я предложил, чтобы, учитывая желательную для нас психологическую трактовку гипотетической жизненной энергии, обозначить последнюю термином „либидо". Я всегда проводил различие между понятиями „либидо" и собственно „энергия", сохраняя таким образом за биологией и психологией право на формирование собственных понятий»[83].

Из сказанного можно заключить, что с точки зрения Юнга структура психической субстанции носит не статический, а динамический характер. В самом общем смысле психическая энергия подобна метаболизму, поддерживающему в организме состояние соматического равновесия; она определяет отношения между различными элементами психической субстанции, а ее возмущения приводят к возникновению патологических явлений. Энергетическая точка зрения на психический процесс финалистична — в отличие от механистической точки зрения, которая по своей природе причинна. Но эта финалистичная концепция отнюдь не является единственной: как мы вскоре убедимся, Юнг рассматривает проблему с разных сторон.

СТРУКТУРА ОППОЗИЦИЙ

Юнговская теория энергии основывается на принципе оппозиций (противоположностей). Согласно Юнгу, противоположности управляют всеми психическими процессами; принцип оппозиций неотъемлем от человеческой природы, поскольку «психическая субстанция — это саморегулирующаяся система», а «никакое равновесие, никакая саморегуляция невозможны без оппозиций». Гераклит первым открыл самый удивительный из всех психологических законов — принцип регулирующей функции противоположностей. Он обозначил его термином enantiodromia, означающим, что все сущее в конечном счете должно обратиться в свою противоположность. «Переход от утра к полудню означает переоценку прежних ценностей. Возникает потребность в оценке того, что противоположно прежним идеалам, в обнаружении ошибок, содержавшихся в наших прежних убеждениях... Конечно же, ценность и истина не перестают существовать с того момента, когда мы начинаем усматривать в ценности „антиценность", а в истине — ложь. Можно сказать, что ценность и истина просто-напросто становятся относительными, релятивизируются. Все человеческое относительно, поскольку зиждется на внутренней полярности; ибо все человеческое — это проявления энергии. Энергия зависит от предсуществующей полярности, без которой она — в любой форме — невозможна. Для того, чтобы процесс установления равновесия — то есть энергетический процесс как таковой — мог вообще иметь место, всегда должна существовать оппозиция высокого и низкого, горячего и холодного... Задача состоит не в том, чтобы изменить все знаки на противоположные, а в том, чтобы, сохраняя прежние ценности, одновременно признать их противоположности»[84].

Все, что мы до сих пор говорили о структуре психической субстанции — о ее функциях, установках, отношении между сознанием и бессознательным и т. д., — учитывает этот закон оппозиций, построенный на комплементарных или компенсаторных факторах. Но тот же закон проявляет себя и на уровне любых частных систем. Так, если бессознательному позволяется беспрепятственно развиваться своим естественным путем, положительные и отрицательные элементы содержания сменяют друг друга. Часто фантазия, представляющая светлое начало, сменяется образом темного начала. На уровне сознания значительное усилие мысли часто приводит к отрицательным эмоциональным реакциям. Эти отношения противоположностей регулируются благодаря движениям и превращениям психической энергии, поддерживающим напряжение между ними: ведь пары, о которых здесь идет речь, различаются не только по содержанию, но и по энергетическому заряду. Представление о том, как распределяются энергетические заряды, могла бы дать картина сообщающихся сосудов. Но на уровне психической субстанции как целого картина эта становится в высшей степени сложной: ведь здесь мы имеем дело со связной, относительно самодовлеющей системой, которая, в свою очередь, включает в себя множество систем сообщающихся сосудов низших порядков. В целостной системе количество энергии постоянно; меняется только ее распределение.

Физический закон сохранения энергии и платоновская концепция души как того, что «движет само себя», находятся в теснейшей архетипической связи. «Ни одна значимая составляющая психической субстанции не может исчезнуть без того, чтобы на его место не явилась другая составляющая равноценной энергетической насыщенности»[85]. Закон сохранения энергии действует не только на уровне оппозиции «сознание-бессознательное», но и на уровне любого единичного содержательного элемента, принадлежащего как сознанию, так и бессознательному: ведь, вообще говоря, энергетический заряд любого элемента должен быть отнят у его противоположности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Крис А. Метод свободных ассоциаций
  • Конструктивное
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Редуктивное; Reductive; Reduktive
  • Компенсация; Compensation; Kompensation
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Сосланд А. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Анализ; Analysis; Analyse
  • Интеграция; Integration
  • Символ; Symbol
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Эго; Ego; Ich
  • Психотерапия; Psychotherapy; Psychotherapie
  • Анализ прямой
  • Интерпретация; interpretation
  • Подчиненная функция; Inferior function; Minder-wertige Funktion
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Трансфер; перенос; transference
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Функция; Function; Funktion
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Метод сосредоточения
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Юнг Карл Густав. Отношения между Эго и бессознательным.
  • Исцеление; Healing; Heilung
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Шизофрения; Schizophrenia; Schizophrenic
  • Либидо; Libido
  • Лечение; Cure; Kur
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Медитация; Meditation
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Авакумов С.В. Мотив инициации в сновидениях и психотерапевтическом процессе
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе.
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Внушение, суггестия; Suggestion; Suggestion
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Активное воображение; Active imagination; aktive Imagination
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Свободная ассоциация; free association



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь