Герой; Hero; Held

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь аналитической психологии | Просмотров: 1607



     Герой (Hero; Held) — архетипический мотив, в основе которого лежит преодоление препятствий и трудностей и достижение определенных целей.
     «Главный подвиг героя заключается в победе над чудовищем или монстром тьмы: это долгожданный и ожидаемый триумф сознания над бессознательным» (CW 9i, par. 284).
     «Миф о герое есть бессознательная драма, обнаруживаемая только в проекции, наподобие рассказанного в платоновской притче о пещере» (CW 5, par. 612, СТ, пар. 612).
     Мифологически мотив героя соотносится с бессознательной самостью человека, а сам герой выступает как «квазичеловеческое существо, символизирующее идеи, формы и силы, которые созидают или захватывают душу (CW 5, par. 259). Целью героя является обретение сокровища, принцессы, кольца, золотого яйца, эликсира жизни и т. д. Психологически все эти обретения выступают как метафоры подлинных чувств и уникального человеческого потенциала.
     «Герой символизирует бессознательную самость человека, и это проявляет себя эмпирически, как общая сумма всех архетипов, и поэтому включает архетип отца и мудрого старца. В известной степени герой выступает как собственный отец и как свой собственный родитель» (там же, par. 516).
     В процессе индивидуации героическая задача заключается в том, чтобы ассимилировать бессознательные содержания, в противовес тому, чтобы быть ими захваченными и подавленными. Потенциальным результатом здесь является освобождение энергии, связанной с бессознательными комплексами. Герой — существо переходное, мана-личность. Его наиболее близкая человеческая форма — священник. С интрапсихической точки зрения он представляет волю и способность добиваться своего и претерпевать неоднократные превращения в поисках целостности или смысла. Поэтому герой иногда выступает как эго, а иногда как самость. Он персонифицирует ось эго — самость.
     «В мифах герой — это тот, кто побеждает дракона, а не тот, кого пожирает дракон. Однако оба вынуждены иметь дело с тем же самым драконом. Кроме того, не герой тот, кто никогда не встречал дракона, или тот, который, хотя однажды его и видел, утверждал впоследствии, что не видел ничего. В равной степени, только тот, кто вступал в рискованную схватку с драконом и не оказывался побежденным, овладевал кладом, «сокровищем, которое трудно добыть». Он, единственный, имел подлинное основание быть самоуверенным, так как он столкнулся с темной стороной своей самости и тем самым обрел себя Он приобрел право уверенности в своей способности преодолевать все будущие напасти теми же средствами» (CW 14, par. 756, см. также К. Г. Юнг. Mysterium Coniunetionis. Киев. 1997, пар. 756).
     Путешествие героя можно проиллюстрировать на диаграмме в виде круга. (Диаграмма приводится по: Джозеф Кэмпбелл. Герой с тысячью лиц. «София», К. С. 182. 1997.)
     В мифах и легендах герой, как правило, перемещается на морском судне, сражается с морским чудовищем, после чего им проглатывается. Герой прилагает все силы в борьбе, чтобы избежать смерти или опасности быть смертельно искусанным, и, как библейский Иона, странствует внутри чрева кита. По дороге он добирается до жизненно важного органа своего «тюремщика» и отрезает его, тем самым добиваясь своего освобождения. В конце концов, он вынужден возвратиться к своему началу и засвидетельствовать все с ним происшедшее.
     В контексте индивидуации человека кит-чудовище-дракон является матерью или материнской анимой. Жизненно важный орган, который здесь необходимо отделить — пуповина. Герой целенаправленно идет навстречу опасности быть «поглощенным матереподобным чудовищем» и не единожды, но много раз, начиная с младенчества и на протяжении всей жизни. Материнское чудовище Юнг отождествлял с коллективной психикой.
     «Герой — это идеальный мужской тип. Оставив мать, источник жизни, он влеком бессознательным желанием обрести ее вновь, вернуться в ее лоно. Любое препятствие, встающее на его пути и мешающее его восхождению, носит теневые черты Ужасной Матери, которая истощает его силу ядом тайного сомнения и страстного желания вернуться в прошлое» (CW 9i, par. 146).
     В женской психологии путешествие героя изживается путем земных подвигов анимуса или с помощью проекции через партнера-мужчину.
Из книги Зеленского В. Словарь аналитической психологии



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ночное плавание по морю; Night sea journey; Nachtmeerschwiemmen
  • Самость; Self; Selbst
  • Четыре типа сюжета и четыре типа героя у Хорхе Луиса Борхеса
  • Регрессия; Regression; Regression
  • Кристофер Букер о семи базовых сюжетах, на основе которых написаны все книги в мире.
  • Мана-личность; Mana-personality; Mana-personlich-keiten
  • Георгий Почепцов. Лицо героя и личина врага в пропаганде
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Фатова Татьяна Ивановна. Пионер-герой Валя Котик
  • Жертва; Sacrifice; Opfern; das Opfer
  • Георгий Почепцов. Логика пропаганды, или Новости без грима
  • 0 Шут, сам Герой, идет путем Солнца
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Дитя; Child; Kind
  • Апперцепция; Apperception; Apperzeption
  • Эго; Ego; Ich
  • Старец-мудрец/мудрая старуха; Wise old man/wise old woman; Alte Weise/Alter Weiser
  • Мир единый; Unus Mundus
  • Мораль; Morality; Moral
  • Сокровище, которое трудно добыть; Treasure hard to attain
  • Кора; Kora
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Психопомп; Psychopomp; Psychopompos
  • Кватерность, или четверица; Quaternily; Qualernilat
  • Трикстер; Trickster
  • Архетипический образ; Archetypal Image; Archetypische Bild
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Эрос; Eros
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Диссоциация; Dissociation; Dissoziation
  • Инфляция; Inflation
  • Одержимость; Posession; Besessenheit
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Политеизм; Polytheism; Polytheismus
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Идентичность; Identity; Identitat
  • Отреагирование; Acting out; Agieren
  • Тело; Body
  • Эмпатия; Empathy; Einfuhlung
  • Враждующие братья; Hostile brothers; Feinde Gebru-der
  • Психоид; Psychoid
  • Нуминозный; Numinous
  • Анимус; Animus; Animus
  • Зло; Evil; Bose
  • Уроборос; Uroboros
  • Ритуал; Ritual
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь