Как художественная литература формирует идеалы

Категория: Психология, Для психолога в школе | Просмотров: 1204

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Принимая какие-либо «поведенческие решения», человек, как правило, ориентируется на некие жизненные принципы, ценности и идеалы, усвоенные им в процессе социализации. Отсюда категория «идеал» обладает глубоким социальным значением. Идеалы по сути своей выражают общечеловеческие ценности, организуют жизнедеятельность человека, оказывают влияние на его духовный потенциал и на творческую активность, выступают показателем степени социальной зрелости [2].

Сегодня на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека оказывает влияние множество различных факторов. Бытует мнение, что в обществе информационных технологий роль традиционных каналов формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая место каналам массовой коммуникации.

Несмотря на это, художественная культура продолжает оказывать значительное влияние на внутренний духовный мир человека. Искусство и литература являются важнейшим средством самопознания, определения ценностных ориентиров и предпочтений, в которых формируется мировоззрение молодого человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе.

Молодому человеку в силу его возрастных и психологических особенностей свойственно сопоставлять, сравнивать себя с героями произведений искусства, переносить на себя события, происходящие на сцене, на экране или в книге, погружаться в мир иллюзий, созданный воображением автора произведения [3].

Особый интерес в этом плане представляет художественная литература как особый вид искусства, где художественный образ не статичен, а действует в определенном времени и пространстве, тем самым задает модели поведения в определенных ситуациях. За каждым героем стоит конкретная картина мира [1]. Человек часто оценивает свои поступки и действия, порой сам не сознавая этого, сравнивая их с теми ценностями, которых придерживается эталонный герой. Отсюда образы, созданные художественной литературой, могут оказывать непосредственное воздействие на жизнь человека в той или иной ситуации.

Таким образом, художественная литература призвана выполнять ряд функций, позволяющих людям познать окружающий мир, пережить определенные эмоции, получить эстетическое удовольствие, уйти от реальности в мир воображения, обогатиться опытом других людей путем сопоставления себя с героями литературных произведений [4]. Однако не все эти функции выполняются в полной мере.

Отсюда возникает проблема несоответствия роли, которую общество отводит художественной литературе как особому виду искусства в процессе формирования нравственных и эстетических идеалов молодого поколения, и реального места художественной литературы в жизни современной молодежи в условиях многообразия каналов трансляции ценностей и идеалов.

Проблема изучения ценностных ориентаций молодежи, а также факторов формирования ценностей и идеалов, на основании которых молодые люди будут строить свое будущее и будущее всей страны, представляет особый исследовательский социально-психологический интерес.

В 2010 году на базе кафедры социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование на тему «Роль художественной литературы в формировании идеалов учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга».

Предмет исследования: читательская самооценка учащейся молодежи Санкт-Петербурга, а также факторы, влияющие на мотивацию чтения молодых людей.

Была поставлена цель — выявить механизм формирования идеалов посредством художественной литературы в структуре различных видов искусства и досуга молодежи.

Объектом исследования выступили учащиеся школ и вузов Санкт-Петербурга (257 респондентов). Возрастной интервал представлен тремя группами: 15—17 лет, 18—22 года, 23 года и более. Из них — 103 юноши (40,1 %) и 154 девушки (59,9 %). В опросе принимали участие учащиеся различного профиля — гуманитарный, технический, естественнонаучный.

Полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что у современной молодежи сохраняется интерес к чтению: 82,1 % опрошенных подтвердили, что любят читать. При этом треть респондентов (29,7 %) читают постоянно, каждый день; более половины ответивших (54,7 %) читают от случая к случаю, не ежедневно; 14,1 % читают очень редко, не чаще чем раз в неделю; лишь 1,6 % не читают вовсе.

В контексте данного исследования наибольший интерес представляет художественная литература с точки зрения ее влияния на формирование идеалов молодежи. Результаты опроса показали, что молодые люди проявляют значительный интерес к произведениям художественной литературы. В системе других видов искусства художественная литература занимает третье место по популярности после музыки и кино.

Среди книг, прочитанных за последние полгода старшеклассниками, чаще всего назывались произведения школьного курса: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др. Из произведений, не входящих в программу, было названо большое количество произведений современных зарубежных писателей (Пауло Коэльо, Харуки Мураками, Стефани Майер и т.д.).

Что касается студентов, то они проявляют большой интерес к произведениям русской классической литературы. В списке прочитанных за последние полгода книг представлены произведения из школьной программы по литературе (Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» и др.), что, возможно, свидетельствует о желании студентов перечитать и переосмыслить некоторые произведения школьного курса с точки зрения своих новых личностных позиций. В то же время респондентами были перечислены внепрограммные произведения программных авторов («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «В круге первом» А.И. Солженицына, «Дни Турбиных» М.А. Булгакова), что говорит о сохранившемся интересе к произведениям русских классиков.

С другой стороны, студенты проявляют значительный интерес к произведениям зарубежной литературы, как классической, так и современной. Наибольшей популярностью среди студенческой молодежи пользуются следующие произведения: «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «Над кукушкиным гнездом» К. Кизи, «Три товарища», «Жизнь взаймы» Э.М. Ремарка и др.

На каждом возрастном этапе в читательском спросе учащихся появляются новые побудительные мотивы к чтению, что объясняется содержанием задач и требований, которые выдвигает перед ними учебно-ролевая и в целом жизненная позиция. Об этом свидетельствуют изменения жанровых предпочтений в зависимости от учебного профиля. Так, например, учащиеся гуманитарного профиля наибольший интерес проявляют к зарубежной классике (54,9 %), к русской классике (52 %) и современной зарубежной литературе (48 %), в то время как учащиеся технических специальностей предпочитают, в первую очередь, фантастику (51,1 %), приключенческую литературу (38,6 %), «фэнтэзи» (34,1 %) и русскую классику (31,8 %). Что касается учащихся естественнонаучного профиля, в отличие от предыдущей категории, русскую классическую литературу они ставят на первое место, а затем уже приключенческую литературу и фантастику.

С возрастом молодой человек в большей степени ощущает свою связь с окружающими людьми, сверстниками и необходимость анализировать свои действия в соответствии с принятыми нормами. Отсюда повышается интерес к художественным произведениям, которые заставляют задуматься над важными нравственными проблемами: 52,9 % учащихся отметили, что обращают внимание на проблемы, затронутые в произведении, для 70 % респондентов очень важно, читая художественную литературу, иметь возможность задуматься над этими проблемами.

Стоит отметить, что молодые люди, уделяющие значительную часть времени чтению художественной литературы, чаще проявляют способности к творческой деятельности в области литературы. В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа, позволяющие утверждать, что существует связь между активным чтением и творческой деятельностью: желанием и способностью писать сочинения, стихи, рассказы, эссе (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,157, уровень значимости p = 0,05).

Однако основной целью настоящего исследования было выявление механизма формирования идеалов молодежи посредством художественной литературы. Было показано, что этот процесс осуществляется не напрямую, через подражание внешнему облику и манере поведения героя, а в скрытой, опосредованной форме, путем сопоставления, идентификации с героями литературных произведений и их действиями в ситуациях, аналогичных собственным жизненным обстоятельствам.
Таблица 1. Результаты корреляционного анализа по показателям частоты чтения и творческой активности
Творческая активность Параметры сравнения Читают постоянно, каждый день Читают от случая к случаю, не ежедневно Совсем не читают
Легко дается написание сочинений, стихов, рассказов, эссе Корреляция Пирсона ,157* ,089 ,072
Знч. (2-сторон) ,012 ,164 ,262
N 252 248 247
* корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.);
N — количество использованных пар значений переменных.

Большинство респондентов (71,5 %) согласились с тем, что «читая художественную литературу, молодой человек сопоставляет себя с героями произведений и тем самым формирует свой собственный идеальный образ». В то же время 28,5 % респондентов считают, что на создание образов и идеалов художественная литература не оказывает воздействия, так как, по их мнению, молодой человек формирует свой идеальный образ другими средствами.

Для большинства участников опроса (62,6 %) также важны при чтении художественной литературы совпадения жизненных ситуаций, событий, характерных черт героев с их собственными. При этом 41,4 % респондентов отметили, что поведение героя может служить личным примером. Результаты корреляционного анализа, представленные в табл. 2, показывают, что молодые люди, для которых поведение литературных героев может служить примером, нуждаются в положительном герое (выявлена положительная корреляция r = 0,196 с уровнем значимости р = 0,01). Наличие положительного героя в литературе также значимо при сопоставлении собственного жизненного опыта с опытом героев литературного произведения (r = 0,158 с уровнем значимости р = 0,05).
Таблица 2. Результаты корреляционного анализа по двум показателям:
Отношение к положительному литературному герою Параметры сравнения показателей Свойственно сопоставлять личный опыт с опытом героев литературы Поведение героев может служить личным примером
Потребность в наличии положительного героя в литературе Корреляция Пирсона ,158* ,196**
Знч. (2-сторон) ,012 ,002
N 252 247
* корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.);
** корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.);
N — количество использованных пар значений переменных.

Большинству респондентов (84,3 %) свойственно сопоставлять свой личный жизненный опыт с опытом героев литературных произведений, из них 70,8 % обращаются к опыту героев любимых книг, когда ситуация, описанная в литературном произведении, идентична их собственной жизненной ситуации. С другой стороны, 30,1 % респондентов считают, что никакое литературное произведение не может помочь в решении личных проблем.

В ходе опроса часть респондентов отметили, что среди прочитанных ими художественных произведений есть такие, которые позволили им сформировать некоторые жизненные принципы, такие как «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», «человек должен стремиться к лучшему, работать над собой, достигая цели», «плохой опыт — тоже опыт», «отношение к жизни как к великому чуду» и т.д.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что у современной молодежи сохраняется интерес к художественной литературе. Кроме того, многие молодые люди испытывают потребность в положительных героях, на которых можно было бы ориентироваться в определенных жизненных ситуациях. К сожалению, как показали результаты исследования, современная отечественная литература не предоставляет молодым людям достаточное число таких персонажей, которые могли бы выступать образцом для подражания. Вопрос развития отечественной литературы, популяризации произведений отечественных авторов, повышения художественного уровня книг, стимулирования выпуска и распространения социально значимой литературы требует внимания со стороны научной среды, средств массовой информации и государственных институтов в целях определения приоритетных направлений по поддержке и развитию чтения в России, в том числе и в Санкт-Петербурге.

Пушкина А.В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 152–157.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
2. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.
3. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против: заметки социолога. Л., 1990.
4. Художественная литература. Проблемы исторического развития, функционирования и интерпретации текста. Сб. науч. тр. Минск, 2001.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Калмыкова Татьяна. «Формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
  • Авзалова Лариса Анатольевна. Презентация на тему «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
  • Макарова Светлана Ивановна. Одно из средств духовно-нравственного воспитания — домашнее чтение.
  • Рогожина Мария Валентиновна. КУРСОВАЯ РАБОТА тема: Художественная литература, как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста
  • Пиманова Людмила Александровна. Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации ФГОС
  • Смелова Ирина Александровна. Формирование словаря воспитанников раннего возраста в процессе приобщение к чтению художественной литературы
  • Миронова Н.А. Анализ произведений русской литературы. 7 класс
  • Гронский А.В. Репрезентация событий, связанных с массовым террором в СССР, в памяти современной студенческой молодежи
  • Смирнова Ирина Алексеевна. Проектная деятельность «Детские тематические книги своими руками»
  • Климчук Ирина Васильевна. О чтении художественной литературы в летний период
  • Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы. 9 класс
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
  • Новосельцева Наталья Александровна Суркова Татьяна Александровна Краснокутская Светлана Петровна. Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников посредством игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
  • Шальнова Олеся Владимировна. Чтение художественной литературы
  • Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века)
  • Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс
  • Милехина Наталья Владимировна. Презентация: «Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста»
  • Муллаянова Людмила Александровна. Отчёт по теме самообразования: «Развитие образной речи средствами художественной литературы»
  • Лыссый Ю.И., Беленький Г.И., Воронин Л.Б. Литература. 10 класс. Учебник в 1-2 часть
  • Морозова Елена Владимировна. Конспект занятия по художественной литературе для дошкольников в средней группе Тема: «Литературная викторина»
  • Ташаева Бэла Саламбековна. Проект «Устное народное творчество»
  • Выжанова Людмила Николаевна. «ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
  • Выжанова Людмила Николаевна. «ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
  • Хализев В.Е. Теория литературы
  • Иванушкина О. Н.. Литературный клуб «Умная книга» в детском саду
  • Георгий Почепцов. Пропагандистский мир, построенный Джорджем Оруэллом
  • Ладыгин М.Б. Литература. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
  • Давыдова Т.Т, Пронин В.А. Теория литературы
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Стихи о природе от Натальи Широконюк
  • Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения
  • Ладыгина М.Б. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. 1 Часть - Под ред. Ладыгина М.Б.
  • Пронин В.А. История мировой литературы и искусства
  • Сеничкина Дарья Андреевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. 4 класс. 1-2 Часть
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Клименко Марина Александровна. Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой
  • Маранцман В.Г. и др. Литература. 6 класс. 1 Часть
  • Колесникова Елена Юрьевна. Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю»
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Педагогический проект «Путешествие в мир детской литературы»
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. В 2 частях
  • Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
  • Инга Данилова. Интегрированное занятие по художественной литературе в старшей группе «Путешествие за листком»
  • Обернихиной Г.А. Литература. Практикум. Под редакцией
  • Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2 ч.
  • Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник В 1-2 часть
  • Жамсаранова Ханда Валериевна. Сказкотерапия – как средство развития детей дошкольного возраста
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Консультация для воспитателей Тема: 'Ознакомление дошкольников с художественной литературой'
  • Ларионова И. А. Сценарий НОД в группе общеразвивающей направленности в возрасте от 4 до 5 лет по чтению художественной литературы. Тема: «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь