De. S., Trux. Тёмные культы, проверка на вирусы сознания

Категория: Религия, Учения, Разное | Просмотров: 8583

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Мемы целей определяют то, к чему мы стремимся и чего избегаем. Такие мемы напрямую контролируют поведение носителя, но им тяжело непосредственно внедриться в сознание. Поэтому, как правило, они подкрепляются мемами картины мира, описывающими мир таким, что человек соглашается принять соответствующие мемы целей.
Мемы стратегии и методологии — это способы предпочтительного поведения, которые определяют то, какие последствия следует ожидать при том или ином способе поведения в определённых условиях. Например, «говоря о положительном исходе дела, нужно стучать по дереву, чтобы избежать сглаза».
Итак, какие же мемы представляются нам наиболее опасными?
2. Контрпродуктивные мемы
13
2. Контрпродуктивные мемы 2.1. Мемы картины мира
Начнём со знакомого каждому мема, с проявлением которого мы сталкиваемся, когда говорим о ком-то, что он принимает желаемое за действительное. В англоязычной литературе такой способ мышления получил название wishful thinking. По сути, принимать желаемое за действительное, значит иметь внутреннюю убеждённость, что картина мира, которая мне нравится, истинна.
Думаете, это очевидное заблуждение, свойственное разве что детям? Однако, именно на этот «детский» мем опираются люди, которым указывают, что их представления о мире не согласуются с объективно наблюдаемыми фактами. «Мне приятнее думать, что это так» или «мне интереснее жить в таком мире» — говорят они. И ведь дело в том, что так можно оправдать любую фантазию, сколь бы оторванной от реальности она ни была, и сколь бы ни было жёстким столкновение с этой реальностью у человека, живущего этой фантазией.
Например, удобно и приятно думать, что какая-то высшая сила всегда поможет (обычно это ещё и выражается в слащавой и, если разобраться, довольно оскорбительной с точки зрения Тёмных форме « любит тебя!»). Но Тёмный культ никогда не был связан с «удобным и приятным» представлением о мире. А что будет в том случае, если нет столь внимательной к нуждам поклонника высшей силы, а сам поклонник, понадеявшись на внешнее руководство, развить свои возможности не удосужился?
О том же писал и Ницше, критикуя христиан, для которых чувство «благодати» стало критерием истины [19]:
...если чувство удовольствия вмешивается в обсуждение вопроса «что есть истина?», то возникает огромное подозрение относительно истины. «Удовольствие» как доказательство есть только доказательство «удовольствия» — не более. Откуда имеем мы право утверждать, что именно истинные суждения доставляют более удовольствия, чем ложные, и что, в силу предустановленной гармонии, они необходимо влекут за собой приятные чувства? — Опыт всех строгих и глубоких
14
2. Контрпродуктивные мемы 14
умов учит нас обратному. Каждый шаг в сторону истины надо было отвоёвывать, нужно было за него пожертвовать всем, чем питается наше сердце, наша любовь, наше доверие к жизни. Для этого нужно величие души. Служение истине есть самое суровое служение.
При этом временное погружение в мир образов желаемого может быть полезно для конкретизации собственных целей и мотивирующей настройки на их достижение1. Но это именно временное и контролируемое погружение.
Возьмём другой пример «детского», казалось бы, очевидно вредного мема: представление, что имя отсылает к сущности. Конечно, имя и сущность связаны, но не сами по себе, это только принятое обозначение или, проще говоря, ассоциация. Вроде бы каждый на словах понимает элементарную истину, что «роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет», как писал Шекспир, или что независимо от имени «если оно выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, утка и есть». Однако, на практике люди нередко испытывают трепет перед представляющимися им священными именами; интересно что на деле «силу имён» легко проверить практикой — надо лишь проследить, что данное имя вызывает в сознании человека, не знакомого с этим именем, а в идеале, чтобы снизить вероятность искажения результата посредством криптомнезии, принадлежащего к кардинально отличающейся культуре: если имя обладает некоей объективной «силой», то она проявится вне зависимости от приобретённых человеком ассоциаций. Под действием этого мема суеверные люди не хотят признавать, что под одним и тем же именем разные люди могут иметь ввиду совершенно разные вещи, а разными именами — наоборот — может называться одно и то же.
К примеру, если взять за основу определение, согласно которому суть белосветного авраамического культа состоит в том,
1 Различные варианты техник визуализации использовались юнгианской школой психологии и различными направлениями психотерапии и НЛП для обнаружения подсознательных конфликтов, выявления актуальных символов, нахождения разного рода творческих решений и даже программирования себя на нужный жизненный результат.
2.1. Мемы картины мира
15
чтобы верить в одну сверхъестественную могущественную сущность, являющуюся в мистических откровениях, требующую преданности в виде любви и поклонения, помогающую в ответ на молитвы, и карающую сторонников других сверхъестественных сущностей, то любой культ, подпадающий под это описание, будет по сути белосветным авраамическим культом, какие бы имена в нём ни использовались.
Ещё один распространённый мем: «личные ощущения всегда истинны»1. Иногда встречается его разновидность: «истинно то, что вызывает сильные переживания, чем переживания сильнее, тем больше в них истины». С ним мы часто сталкиваемся при обсуждении того, насколько можно доверять опыту, который мы считаем мистическим. Конечно, пережить что-то лично — совсем не то же самое, что прочитать об этом чьи-то слова, стремление к самостоятельной практике, к личному опыту полезно для развития и потому похвально. Но ловушка в том, что проверить что-то личным опытом недостаточно, наше восприятие несовершенно, а ощущения постоянно и многообразно обманывают нас2.
Ощущение значимости переживания даёт человеку лишь самого себя, т.е. «ощущение значимости», и позволяет запрограммировать человека на некий образ мыслей или действий, которые ассоциируются с этим ощущением (это является одной из причин формирования наркотической зависимости на начальной стадии); это ощущение может быть вызвано искусственно путём введения наркотических препаратов (причина того, что банальные и даже откровенно глупые «псевдоистины» кажутся человеку под воздействием наркотиков имеющими сакральный смысл); сходные ощущения возникают при ряде психических заболеваний, когда собственный бред (о том, что он посланник божий, или о том, что людьми управляют при помощи спутников инопланетные существа, или что соседи сговорились убить больного и т.д.) кажется больному откровением, он безоговорочно верит этому чувству и видит мир «по-особому», насильственные
1В англоязычной литературе мышление в соответствии с этим принципом называют emotional reasoning.
2 Интересующимся можно предложить ознакомиться с научно-популярной литературой, посвященной этой теме, к примеру, с книгой Криса Фрита «Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир» [24].
16
2. Контрпродуктивные мемы 16
навязчивые мысли кажутся ему важной информацией, которую он получает «телепатически»; и этот же механизм — пониженной критичности и повышенной значимости — используется лидерами деструктивных сект с целью управлением сознанием и подчинения воли, не удивительно, что для этой цели часто используются наркотические вещества, изменяющие сознание и вызывающие своеобразные виды транса ритуалы. Поэтому, к сожалению, личные переживания не являются критерием истины. И заражение мемом, «утверждающим» обратное, ведёт к погружению в иллюзии и к уязвимости в отношении деструктивных воздействий. Ведь именно иллюзии дают яркую и простую картину, тогда как действительность сложна и её освоение зачастую связано с большими усилиями, кропотливым поиском, необходимостью понимать и принимать его многообразие и не сопровождается «моментальной наградой» в виде ощущения познания Истины, напротив, возникает ощущение, что границы этого мира настолько необъятно-широки, что о конечной и единственной истине вообще не имеет смысла говорить.
Кроме того, этот мем мешает осознанию обусловленности нашей интерпретации ощущений, пониманию того, что разрозненные ощущения мы связываем в целостную картину только на основе предшествующего опыта, в том числе идей, которые когда-то были нами восприняты. Это делает его очень удобным инструментом для того, чтобы заставить человека пережить в ощущениях то, о чём ему ранее сказали, и тем самым, заставить его безоговорочно верить в реальность этих слов.
Но не только описанный мем заставляет путать собственные ощущения и действительность: мем «мои ощущения меняют мир» делает это не менее успешно. Человек, заражённый этим мемом, начинает отождествлять свои субъективные переживания с какими-то великими глобальными процессами. Он уже не придаёт значения событиям вокруг себя, перестаёт интересоваться воздействием на действительность своей практики, получение ярких ощущений и сопровождающее их чувство причастности к великому сами по себе становятся для него целью. Он начинает верить в то, что для того, чтобы решить какую-то проблему, достаточно испытать переживание, что она решена, игнорируя, что вслед за изменением внутреннего состояния практика должно следовать изменение его действий
2.1. Мемы картины мира
17
во внешнем мире. Такой ход мышления сродни мышлению наркомана: человек убегает от окружающего мира и внешних проблем в мир собственных ощущений. Пусть заражённый ме- мом мистик и не использует психоактивные вещества (хотя и это не редкость), однако результаты такого эскапистского поведения сходны.
Таким образом, «это очень значительно» не означает «это истинно» или «это делает меня более сильным/способным/могущественным». Для последнего одного ощущения недостаточно, нужны практические подтверждения, которые не были бы только внутренним чувством «я могу», но и реальной способностью это нечто сделать.
Ещё один мем, очень хорошо сочетающийся с предыдущими двумя и обычно совместно с ними и встречающийся, — мем солипсизма: «мир тождественен восприятию мира». Его носитель считает, что творит вселенную, выбирая тот или и иной способ её восприятия. Идею существования объективной реальности он воспринимает как один из способов восприятия мира, при том довольно примитивный, ограничивающий человека в возможностях.
При этом последовательно строить свою жизнь на этой идее носитель мема не может1. Метко выразился по этому поводу сатанист-оборотень2 Джек Лондон в романе «Железная пята» [ ]:
— Доказательство того, что Беркли не доверял своей метафизике, я усматриваю в следующем: Беркли, входя в комнату, всегда и неизменно пользовался дверью, а не лез напролом через стену. Беркли, дорожа своей жизнью и предпочитая действовать наверняка, налегал на хлеб и на масло, не говоря уже о ростбифе. Когда Беркли брился, он обращался к помощи бритвы, ибо на опыте убедился, что она начисто снимает щетину
с его лица.

— Мой разум — мир, где я живу, — ответствовал доктор.
1 Мартин Гарднер в рекомендуемом к прочтению эссе «Почему я не солипсист» [1] отметил: «насколько я знаю, ни одного настоящего солипсиста вне сумасшедшего дома нет».
2 По мнению А. Ш. ЛаВея.
18
2. Контрпродуктивные мемы 18
— Вы хотите сказать, что вы чужды всему земному, но к обеду вы, разумеется, не забываете спуститься на землю. И от землетрясения тоже не ищете укрытия в облаках. Кстати, вы не боитесь, доктор, что, случись у нас землетрясение, вас может основательно хватить по вашей нематериальной макушке этаким увесистым нематериальным кирпичом?
Таким образом, когда носитель мема солипсизма вынужден решать свои реальные проблемы, он перестаёт быть солипсистом и действует в материальном мире. Когда же такой необходимости нет, он занимается «изменением восприятия» или учит этому других. Чтобы эти занятия дали ему хотя бы возможность проходить сквозь стены — такую мелочь с точки зрения разделяемой ими концепции — нам ещё ни разу не удавалось пронаблюдать. Впрочем, у солипсиста всегда на это найдётся аргумент: мы не в состоянии увидеть это, т. к. наш способ восприятия мира этого не допускает. Допустим. Но не похоже, чтобы им и «для себя» удавалось это сделать.
Рассмотрим широко распространённую и очень опасную группу мемов. которые можно назвать мемами дуализма. Все эти мемы заставляют носителя разделять неделимые вещи на две части, противопоставлять эти части и провозглашать одну часть желательной, а другую — вредной.
Первый мем этой группы разделяет весь мир, «утверждая», что «существует иная, трансцендентная реальность». Непосредственным следствием такого допущения является противопоставление материального мира и мира трансцендентного.
Второй мем проводит границу между индивидом и окружающим миром: «этот мир чужд и враждебен мне».
Третий мем расщепляет собственную личность носителя на непримиримую пару «человек—демон».
Мем «трансцендентной реальности» исторически был одной из отличительных черт христианства и наиболее ярко проявился в учениях различных гностических сект.
Человек является частью мира и, разумеется, всю жизнь воспринимающий только этот мир, никак не может опровергнуть идею, что есть какой-то иной мир за пределами этого. Благодаря этой ловушке неопровержимости мем может внедриться
2.1. Мемы кар



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Георгий Почепцов. Меметическая война, или В поисках «арифметики» разума
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Притча «Притча о том, как изменить мир»
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Георгий Почепцов. Советский опыт управления массовым сознанием как предтеча российских информационных операций
  • Редактор. Природоохранительная акция в ДОУ
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Приворот белой магии
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Притча «Любовный недуг»
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Колташов В. Г. Диалектическая психология.
  • Как действует приворот на мужчину и его последствия?
  • Эрих Фром говорил…
  • Как действует приворот
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Притча «Бог-образ»
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Блаватская Петровна Елена. Статьи (1888 1896 гг )
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь