Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 39609

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Г л а в а 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
Цель данной главы — включить читателя в круг многообраз-ных проблем психологии малых групп, выделить основные теоретические линии ведущихся в наши дни исследований, равно как и очертить ретроспективу становления научного знания в этой области социальной психологии. Работа такого рода сопряжена с необходимостью уделить внимание ме-тодологическим аспектам анализа группы. Она предполагает также выполнение ряда существенных для последующего обсуждения концептуальных уточнений. С них мы и начнем рассмотрение малой группы.
1.1. Понятие малой группы
Определение. За более чем вековую историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное количество всевозможных, часто случайных, порой весь-ма различающихся между собой и даже противоречивых по смыслу дефиниций. И это неудивительно: в своих попытках соответствую-щим образом определить малую группу авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентирование тех или иных сторон группового процесса, иногда выбираемых априо-ри, чаще же выявляемых чисто эмпирическим путем. Таково, на-пример, известное отечественному читателю определение Р. Бейл-за, гласящее, что малая группа есть
«любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некото-
7
Глава 1. Теоретико-методологические и исторические аспекты...
рое впечатление или восприятие каждого другого члена...» [цит. по: Беккер и Босков, 1961. С. 351].
Р. Бейлз, занимавшийся в течение ряда лет разработкой спе-циальной системы наблюдения за поведенческим аспектом взаи-модействия членов малой социальной группы, и в понимание су-щества группы вложил сугубо перцептивный («впечатленческий») смысл. Так, интерес исследователя к одной из сторон группового процесса (в данном случае внешне наблюдаемой и, заметим, весь-ма поверхностной) повлиял на соответствующую рактовку изуча-емого объекта.
Примеров, подобных приведенному выше, в литературе, как мы уже говорили, немало. Вероятно, наиболее демонстративно отме-ченная тенденция обнаруживает себя в работе М. Шоу [8Ьаѵ, 1981]. Рассмотрев более полутора десятков определений малой группы, он расклассифицировал их по следующим шести категориям в зависи-мости от подчеркиваемых разными авторами моментов групповой жизни: 1) с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом, 2) с точки зрения мотивации членов группы, 3) с точки зрения групповых целей, 4) с точки зрения организационных (структурных) характеристик фуппы, 5) с точки зрения взаимозависимости и 6) взаимодействия членов фуппы.
На основе анализа имеющихся дефиниций М. Шоу определяет группу как двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с дру-гом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Вместе с тем он считает, что, хотя взаимо-действие есть существенный признак, отличающий группу от про-стого скопления людей, тем не менее важен и ряд других ее харак-теристик, а именно:
♦ некоторая продолжителъностъ существования;
♦ наличие общей цели или целей;
♦ развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры;
♦ отличительное свойство группы, как осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе [Тауіог, 1970].
Можно ли, однако, считать приведенную выше трактовку ма-лой группы достаточной для понимания существа протекающих в ней процессов? Думается, нет, и вот почему.
Конечно, если рассматривать малую группу, так сказать рег зе, как некую изолированную от мира данность, функционирую-щую по особым, только ей присущим законам, в таком случае 8
Понятие малой группы
изложенные выше представления о ней следует признать вполне оправданными. Но в том-то и дело, что группа не изолирована от социального мира, она вписана в него, и ее присутствие в нем является фактом, фиксируемым другими (группами или отдель-ными индивидами). Поэтому следует согласиться с Р. Брауном [Вгоѵп, 1996], относящим к числу важных признаков малой груп-пы — осознание ее существования (именно как целого) другими лицами, находящимися вне группы. Тем самым группа признается элементом окружающего мира со всеми вытекающими отсюда по-следствиями в смысле всевозможных влияний, взаимодействий, противодействий и т.п.
В еще большей степени связь малой группы с обществом зак-лючена в ее трактовке как малой социальной группы, т.е. как эле-ментарного звена структуры социальных отношений, своеобраз-ной функциональной единицы в системе общественного разделе-ния труда. В этом случае в дополнение к представленным выше характеристикам малой группы, акцентируя внимание читателя на внешне далеко не всегда очевидном, но чрезвычайно суще-ственном ракурсе ее анализа, можно сказать, что речь идет о та-кой группе, «в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [Андреева, 2000. С. 191].
Заметим, однако, что данное определение, в принципе задаю-щее верное направление анализа малой группы, тем не менее, как и в случае с формулировкой М. Шоу, является в известной мере односторонним. К сожалению, на этот раз не получают раскрытия психологические признаки группы, скрытые за словосочетанием «непосредственные личные контакты». Отсюда, в связи с весьма слож-ной природой малой группы вполне резонно напрашивается вывод о необходимости двупланового подхода к ее трактовке, а именно:
♦ со стороны социальной составляющей (прежде всего в логике Г. М. Андреевой);
♦ со стороны психологической составляющей (в логике М. Шоу).
При этом мы не находим оснований сокрушаться по поводу невозможности максимально кратко сформулировать дефиницию малой группы. Реальная жизнь — не школьный учебник, и наблю-даемые в ней явления не укладываются в прокрустово ложе учени-ческих формул. Но подведем некоторые итоги сказанному выше.
Итак, отправным моментом в анализе малой группы являет-ся трактовка ее как звена системы общественных отношений, пре-ломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу»)
9
Глава 1. Теоретико-методологические и исторические аспекты...
межличностных контактов. Их развитие, опосредствованное факто-ром совместной деятельности (специально об этом см. в 1.3), ведет дадее к обретению группой разнообразных социально-психологи-ческих характеристик. Что же касается последних, то их рассмотре-нию посвящена практически почти вся наша работа. Поэтому здесь мы считаем целесообразным подчеркнуть лишь следующее.
Любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, феноменологические) должны пре-имущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений. В особенно-сти это относится к характеристикам сложившейся группы как «совокупного субъекта» (см. 1.3). Но даже и в тех случаях, когда речь идет всего лишь о первичных этапах становления группы, разворачивающегося посредством взаимодействия отдельных ее членов, сопряжения их индивидуально-психологических осо-бенностей, акцент в анализе должен быть сделан на поиске и рас-крытии собственно группового начала.
Размеры малой группы. Выбор определения малой группы свя-
зан с вопросом о ее размерах, традиционно обсуждаемым многи-
ми исследователями. Принято говорить о нижнем и верхнем коли-
чественных пределах группы. Согласно разделяемому нами мне-
нию большинства ученых, малая группа «начинается» с диады,
хотя при этом справедливо обращается внимание на несколько
«усеченный» характер внутригрупповых отношений в такого рода
микрообщности, не отражающий всей полноты межличностных
связей, наблюдающихся в больших (например, в триаде) по объе-
му малых группах. Впрочем, на наш взгляд, диада и не может пре-
тендовать на роль универсальной модели малой группы, представ-
ляя собой лишь одну из разновидностей последней, являющуюся,
однако, как показано классическим исследованием Дж. Тибо и
Г. Келли [ТпіЪаШ & Кеііеу, 1959], весьма интересным, в том числе
и с точки зрения проблематики настоящей работы, объектом со-
циально-психологического анализа.
Что же касается верхнего количественного предела малой груп-пы, т.е. максимально возможного ее объема, то мнения специалис-тов на этот счет значительно расходятся, о чем свидетельствуют и различные предлагаемые ими величины группы. К сожалению, боль-шинству авторов присуща произвольность в решении этого вопро-са, и с цифрой 20, называемой, например, М. Шоу в качестве пре-дельной, никак нельзя согласиться хотя бы потому, что отсутствуют даже минимально логически обоснованные доводы в ее поддержку. 10
Понятие малои группы
Столь же «аргументированным» представляется нам и выбор других встречающихся в литературе величин, включая знаменитое «маги-ческое число» 7 ± 2 (объем оперативной памяти человека).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Конфликт; conflict
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Горовец Нина Сергеевна. Консультация для воспитателей 'Способы разрешения конфликта между педагогом и родителями'
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Вина; guilt
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Интериоризация
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Групповая психология
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Наталья Качанова. Конфликты на работе — выход на новый виток развития?
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Нейронные механизмы когнитивного диссонанса
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Социометрический статус и самооценка
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Красильникова Марина Григорьевна. Причины возникновения конфликтов у дошкольников
  • Георгий Почепцов. Особенности пропагандистских механизмов с двух сторон российско-украинского конфликта
  • Георгий Почепцов. Логика пропаганды, или Новости без грима
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Бондаренко Инна Юрьевна. Тренинг: «Конфликт и пути его разрешения»
  • Васильева Галина Валерьевна. Авторская программа по детским конфликтам 'Давайте жить дружно'
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Анна Сухова. Разрешение конфликтных ситуаций
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас
  • «Администратор гостиницы».
  • Влияние стиля руководства на психологический климат в организации
  • Типичные ситуации и способы разрешения конфликтов у дошкольников
  • Макаров В.М., Попова Г.В. Менеджмент
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Стереотипные психологические реакции по Фрицу Перлзу
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь