Конфликт психический; psychical conflict

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1010



Конфликт психический

Нем.: psychischer Konflikt. — Франц.: conflit psychique. — Англ.: psychical conflict. — Исп.: conflicto psiquico. — Итал.: conflitto psichico. — Португ.: conflito psiquico.

Психоаналитический конфликт — это противоположность противоречивых требований внутри субъекта. Конфликт может быть явным (например, конфликт между желанием и нравственным требованием или между двумя противоречивыми требованиями) или же скрытым. В последнем случае конфликт искаженно выражается в явном конфликте, прежде всего в симптомах, нарушениях поведения, трудностях характера и пр. Психоанализ считает конфликт основой человеческого существа, причем в различных смыслах: это конфликт между желаниями и защитой, конфликт между различными системами или инстанциями, наконец, Эдипов конфликт, при котором происходит не только взаимное столкновение желаний, но также и их столкновение с запретом.

• Психоанализ с самого начала столкнулся с психическим конфликтом, который стал главным понятием теории неврозов. В "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysterie, 1895) ярко показано, что приближение в ходе лечения к патогенным воспоминаниям каждый раз усиливает сопротивление (см.: Сопротивление) пациента, или, иначе, его внутреннюю защиту от "неприемлемых" (unvertraglich) представлений. Начиная с 1895—1896 гг. эти защитные механизмы выступают как главная причина возникновения истерии (см.: Истерия защиты), а также других "психоневрозов" (так называемых "психоневрозов защиты"). Невротический симптом оказывается результатом компромисса* между двумя группами представлений, действующими как противонаправленные силы, обе — весомые и давящие: "... описываемый здесь процесс — конфликт, вытеснение, замещение, приводящее к компромиссу, — вновь возникает в психоневротических симптомах" (1). В еще более широком смысле этот процесс проявляется в снах, ошибочных действиях, маскирующих воспоминаниях и пр.

Хотя конфликт как безусловная основа психоаналитического опыта вполне доступен клиническому описанию, построить его метапсихологическую теорию очень нелегко. На протяжении всего творчества Фрейда проблема предельного обоснования конфликта решалась по-разному. Прежде всего, конфликт можно изучать на двух различных уровнях: на уровне топики* — это конфликт между системами и инстанциями, а на уровне экономики и динамики — конфликт между влечениями. Для Фрейда важнее второй тип объяснения, хотя сорасчленение этих двух уровней установить, в общем, не просто, поскольку та или иная психическая инстанция, принимающая участие в конфликте, не обязательно соответствует особому типу влечений.

В рамках первой метапсихологической теории конфликт предстает, с точки зрения топики, как противопоставление систем бессознательного и Предсознания-Сознания, разделенных цензурой: это противопоставление соотносится с антитезой принципа удовольствия и принципа реальности, при которой принцип реальности стремится к господству над принципом удовольствия. В этот период две главные противоборствующие силы для Фрейда — это сексуальность и инстанция вытеснения, представляющая, в частности, этические и эстетические побуждения личности. Поводом к вытеснению оказываются особые свойства сексуальных представлений, их несовместимость с Я, вызывающая его неудовольствие.

Лишь много позже Фрейд стал выяснять, какие влечения лежат в основе вытеснения. В психическом конфликте он обнаруживал дуализм сексуальных влечений и влечений к самосохранению (или, иначе, влечений Я). "... С психоаналитической точки зрения, приходится признать, что одни представления вступают в конфликт с другими, более сильными представлениями (мы обобщенно обозначаем их понятием Я, которое, стало быть, строится по-разному в зависимости от ситуации) и, следовательно, подвергаются вытеснению. Откуда берется эта несовместимость между Я и некоторыми группами представлений — ведь она-то и порождает вытеснение? [...] Мы обнаружили роль влечений на уровне представлений: оказалось, что каждое влечение стремится к господству и опирается лишь на те представления, которые соответствуют его целям. Эти влечения не всегда друг с другом совместимы и подчас приводят к конфликту интересов. В противоположных представлениях часто выражается конфликт между различными влечениями..." (2). Очевидно, что даже на этом этапе фрейдовской мысли, когда выявляется соответствие между защитными механизмами Я и определенным типом влечений, главное противопоставление Голод-Любовь находит свое выражение в конфликте лишь через ряд посредствующих звеньев, трудно доступных выявлению.

Впоследствии, во второй топике, представлена развернутая модель личности, более близкая к конкретным конфликтам как между различными инстанциями, так и внутри той или иной инстанции (например, в структуре Сверх-Я — это конфликт между отцовским и материнским полюсами идентификации).

Новый фрейдовский дуализм — между влечениями к жизни и влечениями к смерти — был мощным противопоставлением, казалось бы, способным стать основой теории конфликтов. Однако мы и здесь далеки от подлинного соответствия между уровнем предельных начал (Эроса и влечения к смерти) и конкретной динамикой конфликта (см.: Влечения к смерти). Однако этот новый дуализм вносит изменения в понятие конфликта:

1) все яснее видно, что в основе различных инстанций лежат те или иные влечения (например, Фрейд говорит о садизме Сверх-Я), причем речь может идти не об одном, а о нескольких влечениях;

2) большинство конфликтных противопоставлений, выявленных Фрейдом в клиническом опыте, связано с влечениями к жизни: "...противоположность между влечениями к самосохранению и влечениями к сохранению рода, а также противоположность любви и вражды — обе включены внутрь Эроса" (3а);

3) что касается влечения к смерти, то оно подчас трактуется Фрейдом не столько как одна из конфликтующих сил, сколько как сам его принцип конфликта — это вражда (neikos), противопоставленная уже у Эмпедокла — любви (filia).

Именно на этом пути Фрейд уточняет "тенденцию к конфликту" — это переменно действующий фактор, наличие которого превращает присущую человеку бисексуальность в конфликт непримиримых требований, а отсутствие — позволяет установить равновесие между гомосексуальными и гетеросексуальными тенденциями.

Сходным образом можно истолковать понятие соединения влечений у Фрейда. Оно обозначает не только различные пропорции при соединении сексуальности с агрессивностью, поскольку влечение к смерти и само по себе может привести к разъединению (см.: Соединение — Разъединение влечений).

*

При общем взгляде на развитие представлений о конфликте у Фрейда нас поражает, с одной стороны, постоянное стремление Фрейда свести конфликт, в конечном счете, к неразрешимому дуализму двух противонаправленных мифических начал; с другой стороны, то, что одним из полюсов конфликта всегда оказывается сексуальность, а другой полюс может меняться ("Я", "влечения Я", "влечения к смерти"). Начиная с самых ранних своих работ (см.: Соблазнение) вплоть до "Очерка психоанализа" (Abriss der Psychoanalyse, 1938) Фрейд настаивал на внутренней связи между сексуальностью и конфликтом. Конечно, можно придумать абстрактную теоретическую модель этой взаимосвязи, применимую к "любому требованию влечений", однако "наблюдение неизменно свидетельствует о том, что патогенные возбуждения проистекают из частичных сексуальных влечений" (Зb). Каково итоговое теоретическое обоснование ведущей роли сексуальности в конфликте? Эта проблема не получила у Фрейда своего разрешения, хотя на различных этапах творчества он указывал на те или иные черты человеческой сексуальности, свидетельствующие о том, что "слабое место организации Я — это его отношение к сексуальной функции" (Зс).

Углубленное рассмотрение проблемы психического конфликта неизбежно привело психоанализ к ядру субъективных конфликтов — Эдипову комплексу. В нем конфликт, еще не успевший стать защитным, уже записан на досубъектном уровне как диалектическая и изначальная связь желания и запрета.

Эдипов комплекс как неоспоримый и фундаментальный факт, формирующий все внутрипсихическое поле ребенка, лежит в основе различных проявлений защитного конфликта (например, отношения Я к Сверх-Я). Более того, если считать Эдипов комплекс структурой, в которой субъект призван найти свое место, то конфликт в нем присутствует изначально, еще до всякой игры влечений и защит, в которой строится защитный конфликт, свойственный каждому индивиду.

(1) Freud (S.). Uber Deckerinnerungen, 1899. G.W., I, 537; S.E., III, 308.

(2) Freud (S.). Die psychogene Sehstorung in psychoanalytischer Auffassung, 1910. G.W., VIII, 97; S.E., XI, 213.

(3) Freud (S.). Abriss der Psychoanalyse, 1938. — a) G.W., XVII, 71; S.E., XXIII, 148; франц., 8. —b) G.W., XVII, 112; S.E., XXIII, 186; франц., 55—56. — с) G.W., XVII, 113; S.E., XXIII, 186; франц., 57.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.  Словарь по психоанализу




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Влечение к агрессии
  • Влечения к самосохранению
  • Влечения к жизни
  • Интериоризация
  • Влечения Я
  • Эрос
  • Давление (влечений); pressure
  • Догенитальный; pregenital
  • Влечение к разрушению
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Влечение сексуальное
  • Влечение частичное
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Инстанция; instancia
  • Оно; id
  • Бегство в болезнь
  • Репрезентация (-top) психическая (ий) (а); psychical representative
  • Аппарат психический
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Импульс влечения; instinctual impulse
  • Танатос; Thanatos
  • Бисексуальность
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Влечение
  • Замещение; substitute
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Я-сообразный; egosyntonic
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Амбивалентность
  • Возврат вытесненного
  • Пара противоположностей; pair of opposites
  • Психоид; Psychoid
  • Примыкание; anaclisis
  • Цензура; censorship
  • Изменение я; alteration of the ego
  • Активность—пассивность
  • Аллоэротизм
  • Восприятие-сознание (вс-сз); perception-consciousness
  • Эгоизм; egoism
  • Источник влечения; source of the instinct
  • Деформация (сна); distortion
  • Доэдипов; preoedipal
  • Интериоризация; internalization
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Я-удовольствие—я-реальность; pleasure-ego — reality-ego
  • Символ мнесический; mnemic symbol
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Влечения к смерти



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь