Кожев Д. A. Введение в чтение Гегеля. Идея смерти в философии Гегеля

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 6975

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Разумеется, в конечном счете "научное познание" возвращается к самому себе и раскрывает себя самому себе: его конечной целью является описание самого себя в своей подлинной природе, в своем генезисе и развитии. Как и обычное философское познание, оно представляет собой самопознание, но самопознание целостное и адекватное, то есть истинное в высшем смысле слова. Это познание является истинным именно потому, что даже в своем возвращении к самому себе оно лишь пассивно следует диалектическому движению своего "содержания", которое представляет собой "предмет", то есть Реальность и Бытие. Таким образом, сама Реальность организуется и конкретизируется, становясь определенным "видом", который может быть раскрыт при помощи "общего понятия"; именно сама Реальность раскрывается посредством проговаривающего познания и становится, в то же самое время, познаваемым объектом, имеющим в качестве необходимого дополнения познающего субъекта, таким образом, что "эмпирическое существование" удваивается в сущностях говорящих и сущностях, о которых говорят. Ведь именно реальное Бытие, существующее как Природа, производит Человека, который раскрывает эту Природу (и самого себя), говоря о ней, именно реальное Бытие трансформируется в "истину", или в реальность-раскрытую-словом, и становится "истиной" все более "высокой" в той мере, в какой его дискурсивное раскрытие становится все более адекватным и полным.

Только следуя этому "диалектическому движению" Реальности Познание способствует своему собственному рождению и созерцает свою собственную эволюцию, приходя, в конечном счете, к своему завершению, которое представляет собой адекватное и полное понимание самого себя, то есть прогрессирующего раскрытия Реальности и Бытия через Дискурс - Бытия и Реальности, которые порождают в своем "диалектическом движении" и посредством него раскрывающий их Дискурс. Таким образом конституируется, в конечном счете, тотальное раскрытие реального Бытия, или Тотальность (нераздельное Целое), то есть связная совокупность Бытия, реализованного в реальной Вселенной, полно и совершенно описанного в " представлении", которое по ее поводу предоставляет единственная в своем роде "Наука", или "Система" Мудреца, возникающая в конечном счете из Бытия, которое изначально является не чем иным, как природным Миром, состоящим из отдельных разобщенных сущностей, или, другими словами, разрозненным" богатством", где не существует еще ни "рефлексии", ни дискурсивного познания, ни говорящего о себе сознания.

Взятые изолировано, Субъект и Объект есть лишь абстракции, не имеющие ни "объективной-реальности" (Wirklichkeit), ни "эмпирического-существования" (Dasein). То, что существует в реальности - коль скоро речь заходит о Реальности, о которой говорят (а поскольку мы действительно говорим о реальности, вопрос для нас может ставится лишь о Реальности-о-которой-говорят), - то, что существует в реальности, говорю я, - это Субъект, познающий Объект, или Объект, познаваемый Субъектом. Эта удвоенная и тем не менее единая в себе в силу своей неразличенности Реальность, взятая в своей совокупности или в качестве Тотальности, называется у Гегеля "Дух" (Geist) или (в "Логике") "абсолютная Идея". Гегель говорит также: "абсолютное Понятие" - "absoluter Begriff". Но термин "Вegriff" может применятся и для обозначения фрагмента тотального раскрытого Бытия, то есть "конститутивного элемента" (Momente) Духа или Идеи (в таком случае этот термин может быть определен как объединение всех Понятий, то есть всех особенных "идей"). Понятое таким образом, Begriff обозначает особенную реальную сущность или реальный аспект бытия, раскрытый через смысл слова, то есть посредством "общего понятия"; другими словами, Begriff - это смысл ("идея"), "существующая эмпирически", не только в форме должным образом промысленного, произнесенного или записанного слова, но еще и в форме "вещи". Если (универсальная или "абсолютная") "Идея" есть "Истина" или раскрытая-дискурсом-Реальность единой и универсальной тотальности сущего, то (особенное) "Понятие" - это "Истина" особенной реальной сущности, взятой изолировано, но понятой как составляющий-элемент Тотальности. Иными словами, "Понятие" есть "подлинная или истинная сущность" (das Wahre), то есть реальная сущность, названная или раскрытая смыслом слова, смыслом, который соотносит ее со всеми остальными реальными сущностями и включает таким образом в "Систему" интегральной Реальности, полностью раскрытой "научным" Дискурсом. Можно, наконец, сказать, что "Понятие" - это "сущностная реальность" или конкретная сущность (Wesen), то есть именно реальность в этом последнем соответствует смыслу слова, которое ее обозначает или раскрывает.
Так же как Дух или Идея, каждое Понятие одновременно двойственно и едино, настолько же "субъективно", как и "объективно", существует одновременно как действительное мышление реальной сущности и реальная сущность, мыслимая действительным образом. Реальный аспект Понятия обозначается как: "предмет", (Gegenstаnd), "наличное-Бытие" (Sein), "сущее-существующее-как-наличное-Бытие" (Seiendes), "В-себе" (An-sich) и т. д. Аспект мыслимый обозначается как: "знание-или-познание" (Wissen), "познавательный акт" (Erkennen), "познание" (Erkenntniss), "акт мышления" (Denken) и т. д.; и, иногда, "понятие" (Begriff) в обычном смысле (когда Гегель говорит: nur Begriff). Тем не менее, эти два аспекта нераздельны и дополняют друг друга, не важно, какой из двоих должен быть назван Wissen или Begriff (в привычном смысле), а какой - Gegenstand. Важно то, что в Истине имеет место совершенное совпадение Begriff и Gegenstand и что Знание здесь предстает как чисто пассивное соответствие собственно Знания некоей исходной сущностной Реальности. Поэтому настоящий Ученый или Мудрец должен сводить свое существование к простому созерцанию (reines Zusehen) Реального и Бытия и их "диалектического-движения". Он наблюдает все то, что есть, и вербально описывает все то, что он видит: он ничего не делает, ибо ничего не изменяет, ничего не прибавляет и не убавляет.
По крайней мере, именно это Гегель пишет во Введении к "Феноменологии духа" (pp. 71, l.28-72, l.11): "Если мы называем "понятием" знание-или-познание (Wissen) и сущностную-реальность (Wesen), или подлинную-или-истинную сущность (Wahre) - сущность-существующую-как-наличное-бытие (Seiende) или предмет (Gegenstand), тогда для верификации (Pru fung) необходимо будет лишь посмотреть (zusehen), насколько понятие соответствует предмету. Но если мы называем "понятием" сущностную реальность, или В-себе (An-sich). предмета и понимаем, напротив, под предметом предмет как таковой, а именно так, как он есть для-другого (то есть для познающего Субъекта), тогда верификация заключается в том, чтобы видеть, соответствует ли предмет своему понятию. Очевидно, что эти два (способа обозначения выражают) нечто тождественное. Важно также относительно любого исследования (Untersuchung) помнить, что два этих конститутивных элемента (Momente), (а именно) понятие и предмет, Бытие-для-другого и Бытие-в-себе существуют в знании или познании такими же, какими они предстают в нашем исследовании, и что нам поэтому нет нужды привносить сюда свои собственные мерки (Massta be) и применять здесь наши собственные догадки (Einfa lle) и идеи (Gedanken). И за счет того, что мы опускаем эти последние, мы приобретаем (возможность) рассматривать вещь так, как она существует в себе и для себя самой.

Ведь привнесение (Zutat), (исходящее) от нас, становится излишним не только в том смысле (nach dieser Seite), что понятие и предмет, мера и то, что измеряется, представлены (vorhanden) в Сознании (Bewusstsein) сами по себе (что мы, как философы, исследуем в "ФД"* ), но и потому, что мы также избавлены от необходимости сравнения этих двух моментов, то есть от верификации в собственном смысле слова. Таким образом, (изученное) Сознание верифицирует само себя - а нам, с этой стороны, остается лишь чистое созерцание (Zusehen)."

Короче говоря, "метод" гегелевского ученого заключается именно в отсутствии какого-либо метода или образа мысли, свойственного именно его Науке. Обычный человек, заурядный ученый и даже до-гегельянский философ каждый на свой лад противопоставляют себя Реальности и деформируют ее, противопоставляя ей способы действия и методы мышления, свойственные им самим. Мудрец, напротив, целиком и полностью примирен со всем тем, что существует: он без остатка доверяет себя Бытию и полностью открывается Реальному, не оказывая ему сопротивления. Его роль состоит в том, чтобы быть абсолютно гладкой и бесконечно протяженной зеркальной поверхностью: не он рефлектирует над Реальностью; напротив, - сама Реальность отражает себя в нем, отражается в его сознании и раскрывается в своей диалектической структуре посредством дискурса Мудреца, который лишь описывает ее, оставляя без изменений.
Если угодно, "метод" Гегеля - чисто "эмпирический" или "позитивистский": Гегель наблюдает Реальность и описывает то, что он видит, и ничего более. Другими словами, он проходит через "опыт" (Erfahrung) диалектического Бытия и диалектической Реальности и, таким образом, он направляет их "движение" в свой дискурс, который их описывает.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Рассел Б. Мое философское развитие. Аналитическая философия. Избранные тексты.
  • Симанов Л. Понятие состояние как философская категория.
  • Сосланд А. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Георгий Почепцов. Новое в теории журналистики: Ален де Боттон о роли новостей в современном мире
  • Доброхотов А.Л. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Труфанов С. ГРАММАТИКА РАЗУМА ИЛИ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ В ДОСТУПНОМ ИЗЛОЖЕНИИ
  • Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля.
  • Метод сосредоточения
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Шопенгауэр А. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Авакумов С.В. Мотив инициации в сновидениях и психотерапевтическом процессе
  • Даты жизни и творчества Жака Лакана
  • Наталья Москалева. Когда неудовлетворенность в отношениях оказывается сексуальной зависимостью
  • В. Джурас. Павликанство и Тондракитство. К истории двух ересей
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Касьянова Анна Николаевна. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
  • Андрей (Н.Новгород). Метод активизации скрижалей
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Конструктивное
  • Притча «Болезнь философии»
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Мальцева Людмила Владимировна. Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Жукова Татьяна Николаевна. «Эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителей в условиях реализации проектного метода»
  • Редуктивное; Reductive; Reduktive
  • Куттер П. Психоаналитическая беседа как диагностический метод
  • Притча «Ценность истории»
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • С. Мюллер. Разблокируй свой ум: стань гением! Состояние сверхобучаемости
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Имаго; Imago
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Гегель Г. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА
  • Кое-что об отношениях людей
  • Епифанова Светлана Николаевна. Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь